Биография
Николай (Могилевский Феодосий Никифорович), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский.
Родился в 1874 году в семье псаломщика села Комиссаровки, Верхне-Днепровского уезда, Екатеринославской губернии.
Окончил Екатеринославское духовное училище и Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы.
В 1903 году поступил послушником в Нилову пустынь Тверской епархии и в 1904 году был пострижен в монашество.
27 мая 1905 г. рукоположен в сан иеродиакона, а в октябре того же года — во иеромонаха.
В 1911 году окончил Московскую духовную академию со званием магистранта.
С 1911 по 1912 гг. — помощник инспектора Московской духовной академии.
С 1912-1913 гг. — инспектор Полтавской духовной семинарии.
С 1913-1916 гг. — инспектор Черниговской духовной семинарии.
В 1915 году возведен в сан игумена.
С 10 октября 1916 г. по 12 июня 1917 г. — архимандрит-настоятель Княже-Владимирского монастыря в Иркутске и заведующий Иркутской учительской миссионерской школы.
12 июня 1917 г. — первый выборный ректор Черниговской духовной семинарии.
26 октября 1919 г. хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Хиротонию совершали в г. Чернигове: архиепископ Пахомий Черниговский и Нежинский и епископ Иоанн, викарий Новгород-Северский.
С 1920 года — епископ Сосницкий, викарий той же епархии.
С конца 1922 года несколько месяцев примыкал к обновленцам. Затем узнав о ложности действий последних, удалился от них и тайно скрывался в монастыре "Божье дело", приписанном к Ниловой пустыни.
С 6 августа 1923 г. — епископ Каширский, викарий Тульской епархии.
С 19 октября 1923 г. управлял Тульской епархией и Одоевской. Положение в епархии в это время было очень тяжелое. Обновленцы захватили огромное большинство приходов. Но и со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов православия. Когда обновленцы начали подготовку к собору 1925 года, епископ Николай разделял общее почти у всех православных архиереев мнение, что этот собор, на котором обновленцы заранее завладели для себя всеми преимуществами, может принести православию только вред. Поэтому он сделал предписание настоятелям и церковным советам не входить в переговоры с обновленцами. Тульское Епархиальное Управление принимало все меры для привлечения православных к участию в съезде и соборе, но епископ Николай и его паства твердо держались намеченной тактики.
С 8 мая 1925 г. епархией не управлял.
С 16 сентября 1927 г. — епископ Орловский.
С апреля 1931 г. епархией не управлял.
В 1941 году возведен в сан архиепископа.
В 1942 году епархией не управлял, а был настоятелем Вознесенской общины г. Челкара, Казахской ССР.
С 5 июня 1945 г. назначен архиепископом Алма-Атинским с титулом "Алма-Атинский и Казахстанский".
В 1947 году ко дню Св. Пасхи награжден крестом на клобук.
С 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией.
В феврале 1955 г. возведен в сан митрополита по случаю 35-летия пребывания его во епископстве.
Скончался 25 октября 1955 г.
Труды:
"Учение аскетов о страстях".
"Воздержание — победная песнь чистоты". "Голос Церкви" 1914-1915 гг.
Литература:
"Церк. Ведом." 1915, № 16, с. 140, 1916, № 41, с. 369, 1917, № 31, с. 251.
"ЖМП" 1945, № 7, с. 10, 1955, № 3, с. 8, № 12, с. 11-13.
"Правда о религии в России" МН, 1942, с. 63.
"Вестн. Св. Син." 1926, № 7, с. 5.
ФПС I, № 85, с. 4, IV, с. 5, V, № 130.
ФАМ I, № 180, с. 14.
Заметки и дополнения Е.М.
Archim. Isaakoj (Vinogradov), Svetloj pamjati Mitropolita Alva-Atinskogo i Kazachstanskogo Nikolaja (K godovscine so dnja konciny), in: ZMP 1956, 10, 11-13.
Vest. russ. chr. dv. 44(1957)31.
Regel'son 537: 1925 verhaftet, 550: 1931 wieder verhaftet.
|