Биография
Онисифор (Боровик Онисим), епископ Екатеринославский, Таврический и Херсонский.
Родился в 1769 г. в Могилевской губернии, в семье духовного звания.
Окончил Могилевскую духовную семинарию.
В 1788 г. рукоположен во священника.
В 1789 г. поступил в армейское духовенство.
В 1796 г. возведен в сан протоиерея.
С 1800 г. — благочинный.
С 1808 г. — старший благочинный в армии.
В 1792-1813 гг. участвовал в походах и действительных сражениях.
В 1813 г. — духовник в последних минутах жизни Кутузова.
25 августа 1813 г. пострижен в монашество митр. Филаретом Московским в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. Представлен кандидатом на первую архиерейскую вакансию.
22 февраля 1814 г. хиротонисан в Казанском соборе во епископа Вологодского и Устюжского.
28 ноября 1827 г. перемещен на Екатеринославскую кафедру.
24 декабря 1827 г. возведен в сан архиепископа.
Скончался 20 апреля 1828 г. Погребен в Самарском Николаевском Запорожском монастыре.
До своего архиерейства Онисифор вынес тяжелый, редкий подвиг на своих плечах, прослужив 24 года полковым священником, почти непрерывно находясь в походах, участвуя в польской кампании, в кампании против французов (1805, 1806 гг.); против турок (1807 г.), а затем в кампании 1812 г. "Для исправления последнего долга тяжело раненых при всех сражениях находился безотлучно", — так гласила полковая аттестация о его работе.
По отзывам современников, хорошо знавших архиепископа, он был необыкновенно духовной, высокоблагочестивой и строго подвижнической жизни, отличался добротою, доступностью и благотворительностью. Его доброе, отзывчивое сердце всегда искало средств, чтобы помочь нуждавшимся. Он прибегнул даже к тому, что сдал пожалованные ему награды и полученные за них деньги положил в банк с тем, чтобы проценты с этих денег шли (в назначенных им количествах) для раненых, для вдов и сирот, на тюрьмы и другие благотворительные цели.
Святитель отличался большой снисходительностью и отеческой кротостью по отношению к подчиненным, скромностью и простотой. Иногда его детская простота и прямодушие вызывали даже удивление.
Слава о его благочестии распространилась по многим местам России. Даже на берегах Дона он был известен "яко особа святой жизни".
Насколько он был требователен в личной жизни видно из того, что будучи архиепископом он жил буквально среди развалин, т. к. дом архиерейский "был так ветх, что от первого прикосновения при ремонте потолок в зале весь обрушился".
Преосвящ. Онисифор отличался твердостью веры. Об этом свидетельствует следующий случай. 6 января 1828 г. он совершал водосвятие на Днепре при 26-градусном морозе, сильном ветре и метели. Служащие собора забыли взять кропило, чем поставили преосвященного в затруднение. Владыка однако нашел выход из положения. Он обмакивал свою руку в мерзлую воду и кропил ею народ, показывая тем удивительный пример строгости к себе и снисходительности к другим. На другой день один знакомый посетив его, удивился, видя его бодрым. На вопрос: "как Вы решились на такой подвиг?", — Владыка ответил: "Что же мне? Христос во мне и я во Христе". Так мог говорить только человек глубокой веры.
В последнее время своего служения, уже будучи в Екатеринославле, преосвященный болел водянкой и во время богослужений был не в состоянии сам поднять ногу, чтобы вступить на амвон и входил на него только при помощи других.
Владыка предузнал день своей кончины. Одному из своих знакомых он сказал, что принимает лекарство до Пятницы, а там оно будет не нужно, и действительно скончался он в пятницу.
Литература:
Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 гг. СПб, 1901, с. 28, 29.
Дубровин Н. Наши мистики-сектанты (Рус. старина, т. 82, с. 119).
Саввантов С. Бумаги Онисифора и воспоминания о нем (Рус. архив, 1873, с. 956, 957, 959).
Суворов Н. Историч. сведения об иерархах древне Пермской и Вологодской епархий (Приб. к Волог. еп. вед., 1868, № 8, с. 211-217).
Булгаков, с. 1397, 1400.
Толстой Ю., № 216.
Денисов, с. 147.
Строев П., с. 488, 733.
Н. Д. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России до настоящего времени, ч. I. М., 1892, с. 114.
Н. Д., с. 48, 65.
Списки архиереев, № 216.
Обозрение епархии преосвящ. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским. Ярославль, 1881, с. 135.
Воспом. архим. Пимена, настоятеля Никол. м-ря, что на Угреше. М., 1877, с. 5, 6.
Заметки и дополнения Вологжанина об А. Мегульнове (Рус. архив, 1865, 2-е изд., с. 941).
Истор. вестн., 1883, февраль, с. 283, 1893, июнь, с. 776.
Приб. к Ц. В., 1905, № 14, с. 579-585; № 15, с. 640-647; № 16-17, с. 691-698.
Христ. чтен., 1882, № 11-12 (Ересь есаула Котельникова).
Ж. М. П., 1945, № 3, с. 71.
БЭЛ, т. III, с. 712; т. V, с. 358.
БЭС, т. I, с. 541, 581.
РБС, т. XII, с. 265, 266.
|