Архиереи



Феофан (Говоров), св.

  
Ф.И.О.:  Говоров Георгий Васильевич
  
Сан:  епископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Феофан (Говоров Георгий Васильевич), епископ Владимирский и Суздальский.
Родился 8 января 1815 года в семье священника с. Чернавска Елецкого уезда, Орловской губернии.
Первоначальное обучение дано ему было в родительском доме и в Духовном училище в г. Ливнах. Затем он поступил в Орловскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1837 году.
В этом же году он поступил в Киевскую духовную академию.
16 февраля 1841 года пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, а 7 июня — во иеромонаха.
В этом же году окончил академию и 27 августа определен и. д. ректора Киево-Софийских духовных училищ и преподавателем латинского языка.
7 декабря 1842 года определен инспектором Новгородской духовной семинарии, а 18 декабря утвержден в степени магистра богословия.
С 16 октября 1844 года — бакалавр СПБ духовной академии по Нравственному богословию.
С 22 марта 1845 года на него возложена должность помощника инспектора академии, а 3 июля был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов.
С 25 мая 1846 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры, а 21 августа подал прошение об увольнении его от должности бакалавра и помощника инспектора Академии.
21 августа 1847 года назначен членом Русской Миссии в Иерусалиме.
Находясь в Палестине, он познакомился с священными местами, обителями, изучил в этих местах писания великих аскетов Восточной Церкви.
12 апреля 1853 года возвратился в Россию и определен учителем в С.-Петербургскую духовную академию.
14 апреля 1855 года возведен в сан архимандрита, а 15 сентября назначен ректором Олонецкой духовной семинарии.
С 21 мая 1856 года — настоятель посольской церкви в Константинополе.
С 13 июня 1857 года — ректор СПБ духовной академии и профессор богословских наук.
От преподавания богословских наук он отказался и ему было поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях столицы и ее окрестностей.
1 июня 1859 года хиротонисан во епископа Тамбовского. Хиротония совершена в Александро-Невской Лавре митрополитом СПБ Григорием.
В Тамбове им устроено женское духовное училище.
С 22 июля 1863 года — епископ Владимирский и здесь он основал женское епархиальное училище.
17 июня 1866 года, согласно прошению, уволен на покой и определен настоятелем в Шацкую общежительную Вышенскую пустынь, с поручением ему управления и предоставлением ему права пользоваться всем по званию настоятеля пустыни.
28 сентября 1866 года уволен, согласно прошению, от управления Вышенскою пустынью с предоставлением ему права служения в той же обители, когда пожелает, и руководитель церковно-богослужебной частью пустыни.
С этих пор началась его подвижническая жизнь, продолжавшаяся двадцать семь лет.
Первые шесть лет он подвизался явно. Ежедневно ходил ко всем службам вместе с иноками и к ранней литургии. За богослужением стоял благоговейно, тихо, не озираясь никуда, глаза свои закрывал ради собранности ума и сердца в молитве. Случалось, что после литургии, подносивший ему антидор стоял пред ним минуты две, пока он не открывал глаза и не брал поднесенного.
В великие праздники святитель служил соборне с о. архимандритом и братией Божественную литургию. В это время его страх и благоговение пред Богом охватывало и сослуживших ему.
В алтаре он никогда не произносил ни одного слова, кроме последования за богослужением. Поучений он говорил мало, но самое служение его пред престолом Божиим было живым поучением для всех.
С 1872 года святитель сам устроил в своих келиях малую церковь во имя Богоявления Господня и закрылся в своей келии, прекратив все сношения с людьми за исключением своего духовника и настоятеля пустыни. Со всеми, кто жаждал его духовного руководства, он сносился только письменно. С этого момента жизнь его приняла иной образ, чем она была до затвора. Теперь он в своей келейной церковке совершал в первые десять лет каждый воскресный и праздничный день, а в последние одиннадцать лет ежедневно Божественную литургию, а также и другие положенные уставом моления и свои личные.
Келейный служитель приготовлял ему в определенное время только самое необходимое для литургии: облачение, вино церковное и просфоры.
Совершал свои богослужения святитель один пред Господом, в сослужении свв. ангелов. Совершал по служебнику молча, а иногда и пел. Келейное уставное правило он заменял иногда Иисусовой молитвой. В продолжение дня он либо занимался богомыслием, либо физическим трудом: писал иконы и производил столярные работы. Кроме этого, трудился над истолкованием Священного Писания Нового Завета, переводами святоотеческих писаний и изучением творений святых отцов Церкви, вел большую переписку с духовными чадами.
В затворе святитель пробыл двадцать один год.
Скончался 6 января 1894 года в день праздника Крещения Господня, в тот самый день, который святитель особенно любил и чтил. Погребен в склепе в правом Владимирском приделе Казанского собора в Вышенской пустыни.
Это был великий святитель-подвижник Русской Церкви, достигнувший духовного совершенства. Кротость и незлобие — были основными качествами его души. Он никого не осуждал и не любил разбирать дел человеческих и говорить о чем-либо мирском, суетном, тленном. Однажды один инок, которому он дозволил входить в келию по духовной нужде своей, придя к нему, увидав его ласковость и веселость осмелился сообщить ему одну новость невинную из жизни монашеской. Тогда святитель вдруг закрыл свои глаза и продолжал сидеть как бы погрузившись в молитву, ни слова не отвечая на эту новость. Прошло несколько минут, опомнился принесший новость, что погрешил и святитель, отрыв глаза, начал спасительный разговор.
Когда надо было прекратить беседу, он давал об этом знак молитвенным погружением внутрь себя. Воздохнет он из глубины души и скажет: "Господи, помилуй!" "Боже наш, помилуй нас!" И уйдет как бы весь внутрь себя, закроет глаза и сидит молча. Тогда посетитель вставал, просил прощения, благословения и уходил.
Постничество и умерщвление плоти у него было совершенное. Он был как бы проникнут весь духовностью и тело свое питал для того только, чтобы оно помогало духу его жить свободно, легко.
Отличался святитель и милосердием к бедным. Пенсию свою он раздавал вдовам и сиротам и разным горемыкам в мире. В его замечательной личности поразительно сочетались те черты, которые создают в полном смысле православного человека, человека с такой цельностью нравственного бытия, уступают место дивной гармонии и бренный, грешный, немощный человек становится существом, истинно воплощающим в себе образ и подобие Божие.
Вот какую характеристику дает ему автор одной брошюры:
"Это была личность, выдающаяся по уму и образованию; он с любовью изучал природу, изучал как звездное небо, так и анатомию; много путешествовал за границей; был в Палестине, обладал знанием многих иностранных языков.
В расцвете сил и деятельности покинул мир и более двадцати лет провел в затворе, но его уединение было только кажущимся и покой его не был — бездеятельность, а напротив, — полон великого труда. У него была огромная семья его духовных детей; хотя он и не видел их в лицо, как и они его, но вел деятельную с ними переписку и только одни его письма составляют восемь книг". ("Смерти нет". Брошюра неизвестного автора).
Епископ Феофан затворник известен миру не только как подвижник, но и как труженик, сделавший богатый вклад в православную богословскую литературу. Изданный им труд "Добротолюбие" представляет собою очень большой сборник извлечений из творений 38 известных подвижников православного Востока — святых Исаака Сириянина, аввы Дорофея, Максима Исповедника, Антония Великого, Симеона нового Богослова, Диодоха, епископа Фотика, Нила Синайского, Григория Синаита и других.
Творения этих подвижников отличаются чрезвычайной глубиной мысли и не легки для понимания, а епископ Феофан проделал колоссальную работу изучив их и отобрав наиболее яркие и ценные места этих произведений, а затем перевел их на русский язык.
Таким образом, он не просто перевел, но и сделал их более доступными для других, собрав воедино все лучшее.
Нельзя не удивляться и тому, что в совершенстве владея искусством понимать мысли и язык этих философов, погруженных в бездну премудрости, епископ Феофан не утратил способности говорить, — вернее, писать, — самым простым, домашним, разговорным языком, которым отличаются многие из его писем духовным детям, простым мирянам, живущим в светском обществе.
"Отчего, например, вам не хочется встать вдруг? Себя жаль... Отчего не хочется отказать себе в той или другой пище? Себя жаль... И много, много подобного. Тело начинает кричать, как будто его ведут на виселицу. Вот кто одолеет его, тот живот полагает... и это можно каждую минуту". (Письма о христ. жизни, часть I-я, с. 27).
"Его мрачность, князь века сего, добирается до вас, пробует, с какой стороны можно сбить с ног... Чай забыли, что надо ухо востро держать. Враг не дремлет. Закружил немного голову, а в эту пору подсунет какую-нибудь фигурку..."
"От искушений никому не избежать, но можно избежать падений... В сердце смотрит Господь, и каково оно к Нему, таков и Он к нему". "Когда будете стоять в сердце с мыслию о Господе, тогда ум постоит — постоит и уморится, и начнет вилять туда и сюда, как бы убежать. Тогда дайте ему сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, то есть молитву Иисусову, и пусть твердит... Но добиться надобно до сего. Не вдруг то, — не то, что вязать иглою — посмотрел и знаешь".
"Весьма помощно к сохранению теплоты утреннее чтение, — и из него та мысль, которая прикует внимание и как лучем падет на сердце и осветить все внутри. Ее чаще потом поминать надо и вращать в уме. Можно и правилом положить — коль скоро встретится такая мысль при чтении, прекращать чтение". (там же, с. 32, 33, 35).
Таким путем ученый подвижник воздействовал на своих заочных учеников и учениц, постепенно подготовляя их к пониманию более глубоких и сложных мыслей. И не только те, с кем он переписывался, а и многие другие, имевшие обыкновение по утрам прочитывать из книги по одному из писем Затворника Вышенского, получали на целый день как бы духовную зарядку и под впечатлением его слов работали над собой в течение всего дня.
Вся жизнь и деятельность епископа Феофана могут служить образцом для человека — христианина и пастыря.
Память 10/23 января.

Труды:
"Толкование послания Св. Ап. Павла к Римлянам". ч. I, гл. 1-8, ч. II, гл. 9-16, изд. 2-е, Москва, 1890.
"Толкование первого послания Св. Ап. Павла к Коринфянам". Изд. 2-е, Москва, 1893.
"Толкование 2-го послания Св. Ап. Павла к Коринфянам". Изд. 1-е, Москва, 1893, изд. 2-е, Москва, 1894.
"Толкование послания Св. Ап. Павла к Галатам". Изд. 2-е, Москва, 1893.
"Толкование послания Св. Ап. Павла к Ефесянам". Изд. 2-е, 1893.
"Толкование посланий Св. Ап. Павла к Колоссянам и к Филимону". Изд. 2-е, Москва, 1892.
"Толкование посланий Св. Ап. Павла к Филиппийцам и Солуянам 1 и 2-го". Изд. 2-е, Москва, 1895.
"Толкование пастырских посланий Св. Ап. Павла". (К Титу, 1-го и 2-го к Тимофею). Изд. 2-е, Москва, 1894.
"О послании Св. Ап. Павла к Евреям". Москва, 1896.
"Толкование на Пасхальное Евангелие".
"Разрешение недоумений при чтении о неправедном приставнике и обетование тем, кои все оставляют ради Царствия Христова (Толкование Евангельской притчи). Москва, 1897.
"Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю евангельскую". "Тамб. Еп. Вед." 1871, № 5.
"Евангельская история О боге Сыне, — воплотившегося нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов". Москва, 1885, изд. 2-е, Москва, 1899.
"Псалом сто осмнадцатый". Москва, 1891.
"Псалом тридцать третий". Изд. 1-е, Москва, 1871, изд. 2-е, Москва, 1889.
"Псалмы 1-й, 2-й и 50-й (истолкование)". Москва, 1897.
Нравственно-назидательные:
"Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни". Москва, 1883 и 1899.
"О покаянии, причащении Св. Христовых Таин и исправление жизни. Слова в св. Четыредесятницу и приготовительные к ней недели". Изд. 5-е, Москва, 1895 и 1909.
"Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия". Изд. 2-е, Москва, 1890, изд., Москва, 1904.
"Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев". Москва, 1907.
"Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения". Изд. 2-е, Москва, 1889 и 1912.
"Пять поучений о пути к спасению". Изд. 3-е, Москва, 1894, изд. , Москва, 1905.
"Восстани спяй". Изд. 4-е, Одесса, 1890, Москва, 1911.
"Небесный над нами покров святых и уроки от лица из во дни чествования их". Москва, 1893 и 1901.
"На разные случаи". Москва, 1893.
"О православии с предостережением от погрешений против него". Москва, 1893, 1902.
"Внутренняя жизнь". Изд. 2-е, Москва, 1899.
"Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской". Москва, 1894.
"Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами св. отцов". Изд. 2-е, Москва, 1889.
"О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха." Изд. 2-е, Москва, 1892.
"Три слова о несении креста". Изд. 2-е, Москва, 1889.
"Четыре беседы по руководству книги "Пастырь" св. Ермы". Изд. 3-е, Москва, 1898.
"Четыре слова о молитве". Изд. 3-е, Москва, 1895.
"Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество". Изд. 2-е, Москва, 1897 и 1908.
"Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы освященного, что близ Иерусалима". Изд. 2-е, Москва, 1891 и 1907.
"Митерикон, собрание наставлений Аввы Исаии всечестной инокине Феодоре". Изд. 2-е, Москва, 1898.
"Письма о духовной жизни". Изд. 2-е, Москва, 1892 и 1903.
"Письма о христианской жизни, в 4-х частях". Москва, 1880, 1891 и 1903. Reprint Oxford 1985.
"Собрание писем 8-ми выпусков". Москва, 1898-1903.
"Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни". Изд. 2-е, Москва, 1892.
"Письма о том, что есть духовная жизнь и как на нее настроиться". Изд. 2-е, Москва, 1896, 1904.
"Душа и ангел не тело, а дух". (Против брошюр — слово о смерти и прибавлении к сему слову). Москва, 1891, 1902.
"Начертание христианского нравоучения". Часть I-II. Изд. 2-е, Москва, 1896 и 1891.
"Путь ко спасению". (Краткий очерк вскетики). Изд. 7-е, Москва, 1875, 1894, 1908.
"Письма к одному лицу в СПБ по поводу появления там нового учителя веры".
"Письма к С.В.". Владимир, 1898.
"Наши отношения к храмам". (Слова). Москва, 1893 и 1900.
"Семь слов в недели, приготовительные к посту, и на первую неделю поста". Москва, 1896.
"Краткое учение о Богопознании". Москва, 1896.
"Наставление о преуспеянии в христианской жизни". Москва, 1896 и 1903.
"Как научиться молиться?". Москва, 1908.
"Ответы на вопросы инока о молитве". Москва, 1910.
"Как жить? Мудрые советы святителя". Москва, 1912.
"Уроки из деяний и слова Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Москва, 1896.
"Первые благовестницы о воскресении Господа". Москва, 1894.
"Последние заветы" (Переписка из последнего года жизни). Москва, 1896.
"О трех образах внимания и молитвы". Москва, 1901.
"Ответы на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни". Боровичи, 1908.
"Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы". Числом 162. Москва, 1892.
"О вечности мучений" (Взято из писем к разным лицам о разных предметах веры и жизни). Москва, 1903.
"Кто наш и кто не наш". Сборник 1886, Вып. I-й.
"Любовь — венец жизни христианской". Сборник, 1886.
"Слова СПБ духовной академии ректора архимандрита Феофана". СПБ, 1859.
"Слова к Тамбовской пастве". (1859-1860). Вып. 1-й, СПБ, 1861, вып. 2-й, Москва, 1867.
"Слова к Владимирской пастве". Владимир, 1869.
"Три письма по восточному вопросу". "Прав. Обозрен." 1877, № 3.
"Ответ на вопрос". Домашн. беседа, 1869, вып. 43.
"Предостережение от увлечения духом настоящего времени". Сборник.
"Разрешение недоумений". Домашн. беседа, 1869, вып. 44.
"Самоиспытание". Домашн. беседа, 1872, вып. 3-й.
"Сижу и думаю". Домашн. беседа, 1869, вып. 48-50.
"Се — норма! и се — рай!". "Душеп. Чтен." 1894, сентябрь-октябрь-ноябрь.
Переводные:
"Добротолюбие". (В русском переводе), т. I, Москва, 1905, т. II, Москва, 1913, т. III, Москва, 1900, т. IV, Москва, 1901, т. V, Москв, 1900.
"Древние иноческие уставы преп. Пахомия Великого, Св. Василия Великого, преп. Иоанна Кассиана и преп. Венедикта". Москва, 1892.
"Псалтырь или богомысленные размышления Св. Отца нашего Ефрема Сирианина". 1874.
"Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца". Изд. 2-е, Москва, 1892, изд. 4-е, Москва, 1904 и 1912.
"Слова преп. Симеона Нового Богослова". Вып. 1-й, Москва, 1892, вып. 2-й, Москва, 1890.
"Каллист Патриарх и сподвижник его Иппатий, Ксанфопулы". (Наставление для безмолствующих). Москва, 1890.
"Св. Отца нашего Максима Исповедника. Слово подвижническое в вопросах и ответах". 1874.
"Феолипта, митр. Филадельфийского, слово, в котором выясняется сокровенное во христе делание".
"Краткое сведение о жизни св. Иоанна Кассиана и Устав иноческого общежития".
О переводе Библии
"По поводу издания священ. книг Ветхого Завета в русском переводе". "Душеп. Чтен." 1875, Москва.
"Библия по переводу 70 толковников есть законная наша Библия". "Церк. Вестн." 1876, № 19 и 23.
"О нашем долге держаться перевода 70 толковников". "Душеп. Чтен." 1876, № 5.
"Об употреблении нового перевода ветхозаветных писаний". "Душеп. Чтен." 1876, № 9.
"Решение вопроса о мере правоупотребления еврейского нынешнего текста по указанию церковной практики". "Домашн. беседа", 1876, № 28.
O pokajanii, pricascenii svjatych christovych tain i ispravlenii zizni. Moskau 1909.
Cto est' duchovnaja zizn' i kak na nee nastroit'sja? Pis'ma. Moskau 1914. Neudruck Jordanville 1962. 280 S.
Russische Frommigkeit. Briefe eines Starzen (Ubers. von N. Bubnoff), Wiesbaden 1947, 178 S.
Mysli na vse voskresnye i praznicnye dni goda, in: Prav. Zizn' 1955, alle Hefte passim; Prav. Rus' 1981, 23, 3-12.
O poste, in: Cerk. Vest. Zap. Ev. Ekz. 53(1955) 3-6.
Mysli o pokajanii, in: ZMP 1962, 3, 46-48.
O Pravoslavii. Paris 1962 YMCA 202 S.
Put' ko spaseniju. Kratkij ocerk asketiki. Paris 1962 YMCA 508 S.
Mysli na kazdyj den' goda po cerkovnym ctenijam iz slova Bozija. Jordanville 1967, 196 S.; 1982, 186 S.
Pet pouka o putu spasenja, in: Glasnik 51(1970) 259-266.
Besedy o knige svjatogo Erny "Pastyr'", in: ZMP 1973, 2, 32-36; 3, 31-32.
Poucenie v Nedelju o Fome, in: ZMP 1973, 6, 27-28.
Celovek bezzakonija, in: Prav. Rus' 1974, 3, 10-11; 4, 9-11; 5, 8-16.
Slovo na Pjatidesjatnicu, in: ZMP 1974, 6, 35-38.
Iz-jasnenie 118go psalma, in: ZMP 1976, 8, 67-73.
Slovo v den' sv. apostola i evangelista Ioanna Bogoslova, in: ZMP 1976, 10, 35-36.
Nikodemos Hagioreites: Unseen Warefare, by Lorenzo Scoupoli, Revised by Theophan the Recluse. Crestwood 1978, 280 S.
Pis'ma... k prisjaznomu poverennomu M.R. Korjakinu iz Zadonska, in: Nadezda 2(1979) 91-104; 6(1981) 67-82.
O mire i radosti, in: ZMP 1980, 10, 25.
Obnovlenie uma, in: ZMP 1980, 11, 32.
O voskresenii Gospods nasego Iisusa Christa, in: Prav. Zizn' 1981, 4, 29-34; 5, 19-33.
Nevidimaja bran'. Perevod s greceskago. Jordanville 1982, 288 S.
Psalom 118, istolkovannyj ep. F., Jordanville 1982, 496 S.
O molitve. Jordanville 1982, 16 S.
Ucenie skorbjascim iz pisem..., in: Prav. Rus' 1982, 17, 2-3; 18, 10-12.
Theofanous tou Egkleistou Apanthisma epistolon. Ekd. Hieras Mones Parakletou. Oropos-Attikes 1984, 174 S.
Bozija mater' primerom svoim ucit vsjakoj dobrodeteli, in: Nadezda 10(1984) 5-11.
Primery zapisyvanija dobrych myslej prichodjascich vo vremja bogomyslija i molitvy, in: Prav. Rus' 1985, 3, 6-15.
Pis'ma o christianskoj zizni (Reprint 1908), Oxford 1985, 260 S.
O Pravoslavii s predosterezeniem ot pogresenij protiv nego. Jordanville 1985, 202 S.
Istolkovanie Molitvy Gospodnej, in: ZMP 1987, 10, 39f; 11, 46f; 12, 39f; 1988, 1, 32f; 2, 34; 3, 33; 4, 38; 5, 35f; 3, 44f; 10, 47; 11, 40; 12, 39-41.
Cto takoe duchovnaja zizn', in: ZMP 1988, 6, 40f.
Put' ko spaseniju, in: Prav. Rus' 1988, 17, 1f; 18, 9f; 19, 7f.

Литература:
"Приб. к "ЦВ" 1894, № 8, с. 241-250, 1897, № 8, с. 299 (поучения).
"ЖМП" 1945, № 1, с. 41, 1960, № 4, с. 42-44, 1960, № 7, с. 78.
"Церк. Вестн." 1891, № 16, с. 241, № 2, с. 35, № 12, с. 381, № 20, с. 633, № 26, с. 830, № 34, с. 1083, № 38, с. 1215, № 47, с. 1508.
"Истор. Вестник" 1906, апрель, с. 273-274.
"Изв. Каз. Еп." 1885, № 24, с. 917, 1887, № 18, с. 463, 1895, № 47, с. 1508, 1903, № 13, с. 137 п/с., 1912, № 16, с. 514, 516, 518.
"Русск. Паломн." 1904, № 6, с. 95, 96, 1915, № 4, с. 64.
"ЖПБ" дополн. т. II, c/ 576-583, январь, с. 39-46, ноябрь, с. 320, декабрь, с. 153-154.
"Душеп. Чтен." 1894, октябрь, с. 185, 221, 225, 1895, ч. III, с. 22, 571, 295-305, 1899, с. 571.
"Влад. Еп. Вед." 1866, № 15.
"Душ. Собесед." 1894, вып. II, с. 61, 1894, вып. III, c. 89-93, 1894, вып. IV, с. 125-127, 1894, вып. VI, с. 180-188, 1894, вып. VII, с. 211-213, 1894, вып. VIII, с. 237-243, 1894, вып. IX, с. 266-267, 1895, с. 178-182, 1896, вып. XII, с. 378-381, 1914, с. 321-324, 1915, с. 23-29.
"Рус. Инок" 1911, вып. 10-й, с. 45-52, 1913, вып. 91-92, с. 1260.
"Юбилейный сборник". М. 1914, с. 226, 581-582.
"Правосл. Обозрен." 1863, том. XII.
"Приб. к творен. св. отцов" 1886, № 467, 1890, № 311, № 1894, № 6.
"Воскресн. Чтение" 1894, № 31-32, 34.
"Христиан. Чтение" 1894, № 7-8.
"Правосл. Собеседник" 1899, январь, с. 71.
Арсений (Иващенко) епископ. "Летопись", с. 869.
Булгаков, с. 1414, 1396.
Родосский А. "Слов. воспит. СПБ дух. акад.", с. 17.
Тихон игумен. "Искатель непрестанной Иисусовой молитвы". с. 30-36, 37-42.
Поселянин. "Русские подвижники XIX века". Изд. 2-е, СПБ, 1901, с. 86-100.
Денисов, с. 809-810, 814-815.
Горев М. "На службе Богу", с. 191-192.
Автобиографические записки Саввы архп. Тверского. "Хроника моей жизни" 1901, т. III, с. 78, Приб. 2, 101, 114, 118, 137, 130, 133, 144, 254, 286, 651, 1902, т. IV, с. 664, 1904, т. V, с. 495, 834, 1906, т. VI, с. 97, 153, 381, 382, 421, 569, 598, 1911, т. IX, с. 70, 71, 348, 402-404, 428, 460.
"Письма Филарета, митр. Московского, изданные Саввой, архиепископом Тверским". Тверь, 1888, ч. II, с. 106, приб. 1, 107, 185, пр. 1.
Сперанский А.И. Свящ. речь. "Епископ Феофан, как учитель о живом союзе верующих с истинной Церковью".
Крутиков И. "Святитель Феофан, затворник подвижник Вышенской пустыни".
Чистович А.И. "Истор. СПБ дух. акад. за последние 30 лет". (1858-1888 гг.).
Рыбинский В.П. проф. "Памяти Преосв. Феофана, епископа Владимирского и Суздальского". ТКДА 1894, № 3.
Корсунский И. "Смысл жизни и деятельности Преосвящ. Феофана". "Богосл. Вестн." 1895, январь.
Корсунский И. "Преосв. епископ Феофан (Говоров), бывший Владимирский и Суздальский". "Вера и Разум" 1894, № 12, 13, 22-24; Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1894 г. № 5-12.
Егоров Н. "Христианское нравоучение по Мартенсену сравнительно с христианским нравоучением по епископу Феофану". "Прав. Собес." 1900, февраль, с. 1-64.
Смирнов П.А. "Жизнь и учение Преосв. Феофана Вышенского затворника". (В память 100-летия со дня рождения святителя). Шацк, 1905, 2-е изд. М. 1915.
Смирнов П.А. "Преосв. Феофан, его подвиги в затворе и общественно-историческое значение их". Тамбов, 1904.
Кротков А. "Святитель Феофан затворник и нравоучит., изречения из его творений". М. 1899.
Хитров прот. "Преос. Феофан затворник Вышенский". М. 1905.
Хитров М. "Житие Преосв. Феофана затворника Вышенского". М. 1905.
Дмитриевский А.А. "Епископ Порфирий Успенский (по поводу 100-летия со дня рождения). СПБ, 1906, с. 54, 56.
Мальцев Н. "Психология нравственного влияния одной личности на другую". Опыт православно-христианского решения вопроса на основании морально-психологических данных в произведениях епископа Феофана и Ф.М.Достоевского". Казань, 1902, "Прав. Собес." 1908, апрель, с. 118-130.
Ключарев А. "Преосвященный Феофан затворник и его пастырская деятельность". "Прав. Собесед." 1904, сентябрь-октябрь-ноябрь, 1905, июль-август, 1910, май.
Корольков И.Н. прот. "Суждения епископа Феофана о переводе Священного Писания на русский язык". ТКДА 1915, сентябрь, с. 142.
Корольков И.Н. "Преосвященный Феофан, бывш. епископ Владимирский и полковник С.А. Первухин в их взаимной переписке". Киев, 1915.
Бобров А. прот. "Мудрые советы ищущим спасения по письмам преосвященного Феофана из Вышенского затвора". Сергиев Посад, 1913.
Бровкович Никанор архиепископ. "Минувшая жизнь", т. I. Одесса, 1913, с. 27.
Кедров Д. "Пути Промысла Божия в событиях недавнего прошлого". Изд. 2-е, с. 85-86. Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1894, X, с. 739-740.
Шабатин И.Н. проф. (Никита Волнянский) "Епископ Феофан (Говоров) затворник и его духовное наследие". "ЖМП" 1948, № 5, с. 43-55.
"Воспоминания Вышенского инока". "Тамб. Еп. Вед." 1894, № 4-6, 1895, № 39, 1897, № 43, "Приб к "ЦВ" 1894, № 10, с. 328-337.
"Воспоминания А.Г. Говорова о Феофане (Говоров), епископе Владимирском": "Душеп. Чт." 1894, № 3-8, 11.
Михайлов П. "Изображение нравственно-христианской жизни по сочинениям Преосвященного Феофана затворника". (Кандидатское сочинение).
Указ. на лит. см. "Прав. Собес." 1897, январь, с. 19 (отчет).
Соколовский А. "Епископ Феофан, как толковник Св. Ап. Павла". (Кандидатское сочинение).
Указ. на лит. см. "Прав. Собес." 1897, декабрь, с. 18 (отчет).
Миронов С. "Христианское воспитание по сочинениям епископа Феофана затворника Вышенского". (Кандидатское сочинение).
Указ. на лит. см. "Прав. Собес." 1912, декабрь, с. 31 (отчет).
Моисеев Ф. "Человек в состоянии падения и возрождения по сочинениям епископа Феофана". (Кандидатское сочинение).
Указ. на лит. см. "Прав. Собес." 1916, май-июнь, с. 253 (отчет).
Голубинский Е.Е. проф. "История канонизации святых в Русской Церкви". Изд. 2-е, М. 1903, с. 344.
Иеросхим. Иероним и его приснопамятный ученик игумен священно-архимандрит Макарий". Изд. 3-е, М. 1908, с. 32.
"В обители и у гробницы святителя Феофана, подвижника и затворника Вышенской пустыни". М. 1900.
Феофан — Затворник епископ (Биография). СПБ, 1910.
Арсений (Жадановский) епископ "Духовный дневник", 1915, с. 468, 478, 1918, с. 610-623.
Лодыженский: "Свет незримый", с. 146.
"НЭС" доп. 4, т. 86, с. 933.
I. Smolitsch, Leben und Lehre der Starzen. Wien 1936, S. 178-193.
I. Sabatin, Episkop Feofan-Zatvornik i ego duchovnoe nasledie, in: ZMP 1948, 5, 43-55.
S. Tyszkiewicz, Moralistes russes. Rom 1951, S. 110-127.
F. Boussuyt SJ, Theophane ke Reclus (1815-1894). Sa doctrine sur l'oraison. Rom 1959 (Auszug aus einer Diss.).
X., L'eveque Theophane le Reclus. A l'occasion du 70e anniversaire de sa mort, in: Contacts 16(1964) 48, 243-253.
Th. Spidlik SJ, La doctrine spirituelle de Theophane le Reclus. Le Coeur et l'Esprit. Rom 1965 (OCA 172), 302 S.
N. Deputatov, Revnitel' blagocestija 19-go veka Episkop Feofan Zatvornik, in: Prav. Put' 1971, 20-62.
K. Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Ru?land. Untersuchungen zu Inhalt und Eigenart der russischen Predigt in der 2. Halfte des 19. Jh. Gottingen 1982, passim.
Georgij (Tertysnikov) Ig., Pamjati episkopa Feofana Zatvornika, in: ZMP 1973, 3, 62-67.
G. Miroljubov, Episkop Feofan Zatvornik i problemy duchocnoj zizni, in: ZMP 1973, 67-72.
J. Pryszmont, Bischof Feofan der Klausner, ein russisch-orthodoxer Moraltheologe. Leben und Schaffen, in: Collectanea Theologica 48(1978) 211-229 (Fasc. spec.).
Ders., Podstawowe zalozenia doktryny moralnej bp. Teofana Pustelnika, in: Studia theologica Varsaviensia 1978, 2, 139-163.
Ders., Zycie chrzescijanskie jako realizacja zbawienia. Doktryna moralna biskupa Teofana Pustelnika. Warschau 1979. 226 S.
Ph. Engelmund, Vie de l'eveque Theophane le Reclus, in: Contacts 34(1982) 118, 148-170; 119, 257-268.
A. Niviere, Le mouvement onomatodoxe. Une Querelle Theologique parmi les Moines Russes du Mont-Athos (1907-1914), Paris 1987, S. 81, 264-265.
I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 30, 32, 205, 309, 494.
P. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche 13, 315.
I. Smolitsch, Russisches Monchtum. Entstehung, Entwicklung und Wesen 988-1917 (Wurzburg 1953), S. 441f.
Georgi Tertyschnikow, Auf dem Wege zu Gott. Leben und Lehre des Starzen Theophan. Leipzing 1978, 245 S. Hier Werkeverzeichnis und weitere Literatur.
Georgi Tertyschnikow, Bischof Theophan der Klausner in der Geschichte der heiligen Kirche, in: Std0 1982, 1, 49-53.
Pamjati episkopa Feofana Zatvornika, in: Prav. Zizn' 1988, 4, 12-18.
A. Vedernikov, Velikij ucitel' christianskoj nravstvennosti, in: ZMP 1988, 12, 63-73.

 
Должности и места служения

инспектор
Семинария Новгородская духовная

7.12. 1842 г. 19 век   —  
1844 г. 19 век
  
  

бакалавр
Академия Санкт-Петербургская духовная

16.10. 1844 г. 19 век   —  
21.08. 1846 г. 19 век
  
  

помощник инспектора
Академия Санкт-Петербургская духовная

22.03. 1845 г. 19 век   —  
21.08. 1846 г. 19 век
  
  

член миссии
Русская духовная миссия в Иерусалиме

21.08. 1847 г. 19 век   —  
1853 г. 19 век
  
  

учитель
Академия Санкт-Петербургская духовная

12.04. 1853 г. 19 век   —  
1855 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Олонецкая духовная

15.09. 1855 г. 19 век   —  
1856 г. 19 век
  
  

ректор
Академия Санкт-Петербургская духовная

13.06. 1857 г. 19 век   —  
05. 1859 г. 19 век
  
  

Владимирская епархия

22.07/03.08. 1863 г. 19 век   —  
17/29.06. 1866 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–