Архиереи



Елевферий (Богоявленский)

  
Ф.И.О.:  Богоявленский Дмитрий Яковлевич
  
Сан:  митрополит
Дата рождения:  14.10. 1870 г. 19 век
Дата пострига:  1904 г. 20 век
Дата хиротонии:  21.08. 1911 г. 20 век
Дата смерти:  31.12. 1940 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич), митрополит Виленский и Литовский.
Родился 14 октября 1870 г. (по другим сведениям в 1868 и 1869 гг.) в семье сельского псаломщика Курской епархии. Материальная бедность его родителей не воспрепятствовала ему воспитать в себе добрые качества души. С самых ранних лет он отличался правдивостью, последовательностью в своих поступках, твердостью характера и правильным взглядом на жизнь.
В 1889 году окончил Курскую духовную семинарию и был назначен учителем церковно-приходской школы в Ямской слободе.
В 1890 году вступил в брак и принял рукоположение во священника к церкви с. Тростяницы Курской епархии.
После десятилетней мирной семейной жизни он овдовел.
В 1900 году поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия.
По окончании академии был пострижен в монашество с именем Елевферия и назначен преподавателем Подольской духовной семинарии.
С 1906 года — инспектор Холмской духовной семинарии.
В 1909 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии.
21 августа 1911 г. хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Чин хиротонии совершал с собором епископов архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
В 1914 году ввиду возникших военных действий (первая мировая война) он переселился в Москву в Донской монастырь, где в течение года совершал все праздничные богослужения. Из Москвы он снова возвратился в свою епархию.
С июня 1917 г. — управляющий Литовской епархией.
С 28 июня 1921 г. — архиепископ Литовский и Виленский.
Здесь пришлось ему вести борьбу с автокефалистами Польской Церкви. Когда в 1922 году была провозглашена Польским правительством антиканоническая автокефалия Церкви в Польше, то он объявил в своей епархии акт автокефалии незаконным, а Варшавский Синод самочинным. Митрополиту Георгию (Ярошевскому) через особую депутацию он заявил полный отказ признавать над собой власть его и Синода, о чем уведомил и Польское правительство.
Такое действие архиепископа Елевферия повлекло за собой трехмесячное заключение его в католическом монастыре, откуда, по настоянию литовского правительства, был освобожден в апреле 1923 г. и переселен на местожительством в Ковно.
В октябре 1928 г. он делал доклад в Москве митрополиту Сергию и Св. Синоду о состоянии церковной жизни в Польше.
В ноябре этого же года он был возведен в сан митрополита за верность канонической правде.
24 декабря 1930 г. назначен временно управляющим Западно-Европейскими приходами Русской Церкви, а 30 апреля 1931 г. утвержден управляющим.
На долю деятельности митрополита Елевферия выпала новая борьба за каноническую истину против евлогианского и карловацкого расколов, в которой он проявил особую энергию, мужество и непоколебимую верность Матери-Церкви.
В этой напряженной борьбе он провел дни своей жизни до самой своей кончины, которая последовала после болезни менингита, 31 декабря 1940 г. в г. Вильно. Отпет и погребен архиепископом Сергием (Королевым) в Виленском Свято-Духовом монастыре.
Митрополит Виленский и Литовский Елевферий в наше время, в последние десятилетия, по крайней мере, в истории Русской Православной Церкви является редким и цельным монолитом в той разрухе Российского заграничного и эмигрантского епископата, которая разрешила в своей среде создание расколов, уклонов, ориентаций, группировок. Он остался верен своей совести и архиерейской клятве и единственным устоем и маяком православия в Западной Европе и с честью оправдал доверие Русской Православной Церкви в лице ее управителя митрополита Сергия и временного при нем Священного Синода.
Сколько лет верующие и настоятели церквей в Западной Европе были спокойны за свое церковное будущее. Их взоры были постоянно устремлены в тот город, древние стены которого охраняли его покой. Город Вильно стал ему родным.
Как кормчий был он на той высоте хранения правды Божией, которая постоянно укрепляла его и особенно в моменты потрясения церковных устоев, церковного покоя и единства его с Православной Церковью Великой России.
Эта высота его духа и чистота сердца застала его и в час смертный, как служителя Церкви Божией незапятнанного и свободного от всякого рода компромиссных решений или нарушения своей кристальной чистоты душевной и принципиальности и внутреннего и внешнего благородства.
Двадцать девять лет своей жизни в Вильнюсе ничем не запятнал, двадцать девять лет бессменно (что так редко наблюдается в практике русского епископата) возглавлял Виленскую и Литовскую епархию сперва викарием Ковенским, а затем епархиальным. Двадцать девять лет он твердо стоял на страже православия. За двадцать девять лет беспорочной службы он не колебался, не сомневался, а оставался верным сыном, стоящим на страже интересов Русской Православной Церкви.
Его величавый благородный внешний образ свидетельствовал о благородстве его души и о многом том прекрасном, что скрывало его сердце от взора людского и дешевого мимолетного мнения толпы как и всегда.
Еще была за ним большая заслуга... Во время своей осенней поездки в Московскую Патриархию в 1928 году он хлопотал о перевозе в Вильнюс мощей свв. братьев-мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия, хранившихся в то время в Богоявленском кафедральном (ныне Патриаршем) соборе.

Труды:
“Главнейшие черты нравственного мировоззрения русских подвижников XIX столетия”. (Кандидатское сочинение).
Речь при наречении его во епископа Ковенского. “Приб. к “ЦВ” 1911, № 35, с. 1465-1466.
“Неделя в Патриархии” (впечатления и наблюдения от поездки в Москву). Париж, 1933.
“Соборность Церкви. Божие и Кесарево”. Париж, 1938.
“Об искуплении”. Письма митр. Антонию (Храповицкому).
Мой ответ митрополиту Антонию (Храповицкому). Paris 1935.
“Папство в вопросе соединения Церквей”. Париж, 1940.
Кроме указанных трудов в архивах Московской Патриархии хранится его ценная переписка с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием в период с 1922 по 1939 гг.

Литература:
“Церк. Вед.” 1911, № 41, с. 323, 1912, № 19, с. 181.
“ЖМП” 1931, № 3, с. 2, № 6, с. 4, 1952, № 2, с. 5, 1953, № 4, с. 35, 1957, № 9, с. 65-76 (статья Ведерникова).
“Русск. Паломн.” 1911, № 40, с. 636.
“Русск. Прав. Церк.”, с. 150.
“Патриарх Сергий и его духовное наследство”. МП, 1947, с. 227-228.
Булгаков, с. 1410.
БЭС т. I, стб. 856.
ФПС I, № 38, с. 2, II, с. 1, IV, с. 3.
Regel’son 472, 482.
W. Kahle, Die orthodoxe Kirche im baltischen Raum, in: Kirche im Osten 21/22 (1978/79) 93, 96.
Joh. Chresostomus, Kirchengeschichte I, 340, 347, 383-386; 11, 12, 77, 243, 292, 302; 111, 19, 32.
IKZ 1941, 1/2, 49.
W. Gunther. Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920 bis 1950. Sigmaringen 1982, S. 18.
Nach M. Pol’skij, Materialy po istorii Russkoj Zarubeznoj Cerkvi, ist er am 31.12.1941 gestorben.

 
Должности и места служения

преподаватель
Семинария Подольская духовная

1904 г. 20 век   —  
1906 г. 20 век
  
  

инспектор
Семинария Холмская духовная

1906 г. 20 век   —  
1909 г. 20 век
  
  

ректор
Семинария Смоленская духовная

1909 г. 20 век   —  
1911 г. 20 век
  
  

Виленская епархия

06. 1917 г. 20 век   —  
15/28.06. 1921 г. 20 век
   в/у
  

Виленская епархия

28.06/11.07. 1921 г. 20 век   —  
1923 г. 20 век
  
  

Виленская епархия

1939 г. 20 век   —  
18/31.12. 1940 г. 20 век
   паки
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–