Архиереи



Антоний (Каржавин)

  
Ф.И.О.:  Каржавин Александр Николаевич
  
Сан:  архиепископ
Дата рождения:  1858 г. 19 век
Дата смерти:  1914 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Антоний (Каржавин Александр Николаевич), архиепископ Тверской.
Родился 15 мая 1858 г. в Вологодской губернии, сын статского советника.
Среднее образование получил в Вологодской гимназии, а высшее богословское в Московской духовной академии.
Окончил академию в 1880 году со степенью кандидата богословия и был назначен в Тамбовскую духовную семинарию преподавателем Основного Догматического и Нравственного богословия.
По постановлениям педагогического собрания, с утверждением епархиального преосвященного, кроме указанных основных предметов, преподавал в разных классах латинский, французский и еврейский языки, исполнял должности секретаря семинарского правления, члена педагогического собрания и инспектора семинарии.
25 февраля 1888 г. удостоен степени магистра богословия за работу: "О рационалистических сектах".
В этом же году 10 июля пострижен в монашество с именем Антония, 15 июля рукоположен во иеродиакона, а 17 июля — во иеромонаха.
Указом Свят. Синода от 1 декабря 1888 г. назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита.
В 1891 году 30 марта назначен ректором Вифанской духовной семинарии.
14 сентября 1895 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария родной ему Вологодской епархии. Хиротонию совершали: митрополит СПБ Палладий, архиепископ Финляндский Антоний, архиепископ Херсонский Иустин, епископ Герман, епископ Алеутский Николай, епископ Елизаветградский Тихон.
4 октября 1897 г. призван на епархиальную кафедру в Тобольск, епископом Тобольским и Сибирским.
Летом 1909 года был вызван в С.-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде на летнюю его сессию. Здесь он был назначен председателем Всероссийского съезда законоучителей светских средних учебных заведений, за руководство которым объявлена ему благодарность Святейшего Синода.
В 1910 году перемещен из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа.
Будучи епископом Тобольским, он первый из архиереев разоблачил перед высшей церковной властью проходимца Григория Распутина, за что вскоре был "с повышением" перемещен в Тверь, а на его место был назначен друг и сотаинник Распутина епископ Варнава Каргопольский.
Последние годы своей жизни страдал водянкой и ожирением сердца, несмотря на курортное лечение в Карлсбаде и меры особого режима в домашней своей жизни.
Скончался тихо и внезапно 16 марта 1914 г. в 3 часа дня в загородном архиерейском доме в Крестопоклонное воскресенье, после отслуженной в кафедральном соборе литургии. (Р.П. 1914 г., № 24, с. 386).
Погребение совершено в Тверском Отрочем монастыре.
Свою кончину Владыка Антоний предсказал недели за две.
"А вот мы на Крестопоклонной поговеем, да как следует" и затем, обращаясь к своим келейникам, говорил: "После моей смерти едва ли найдут завалявшийся гривенник". И действительно, когда особая комиссия из духовных и гражданских властей описывала его имущество и переписку, то ни одного рубля не нашли, а случайно обнаружили завалявшийся гривенник.
По виду всегда спокойный, уравновешенный, архп. Антоний таил в своей душе целое море жизни, и это море невидимо для постороннего наблюдателя волновалось, приходило в смятение всякий раз, когда люди в своей совести не являли небесных даров: любви, стремления к правде, к внутреннему духовному совершенству. Достаточно было, хотя бы мельком, посмотреть на Владыку Антония в самые, по-видимому, торжественные минуты, когда он являлся предметом внимания многотысячной толпы, когда каждый его жест, каждое движение должно иметь, по принятому обычаю, характер величия, властности, могущества. В эти минуты Владыка Антоний всегда неизменно страдал, страдал от сознания возможности впасть в лицемерное величие, допустить фальшь мыслей, чувств, взглядов, движений. Можно было даже заметить, что в такие минуты владыка обыкновенно смущался, краснел, как невинный, нравственно-чистый ребенок. И из груди его вылетал звук, похожий на глубокий, затаенный вздох страдания.
Архиепископ Антоний был истинный монах, который вместе с облачением не откладывает в сторонку своих идеалов, лучших стремлений своей глубоко воспитанной души. Его душа всегда была занята самоанализом, на страже его жизни стоял неподкупный судья — совесть, и следил, чтобы эта жизнь была полным, совершенным отражением неба, требовал воплощения в телесной жизни небесной красоты, чистой небесной правды. Он был архипастырь благостный, молитвенный. Но, так как он был болен, то служил редко. Все его службы отличались необычайным благоговением, проникновенной молитвенностью и неторопливостью в возгласах и движениях. Верующих приучил к соблюдению полной тишины во время своих служб. Никто не переговаривался в эти немногие часы молитвенного созерцания сего архипастыря, его глубокой проникновенной молитвы за свою паству.
В жизни своей он был настоящий аскет, тайный благотворитель, нищелюбец и делатель непрестанной Иисусовой молитвы. Для многих он был отцом и старцем. К духовенству, нарушавшему церковное благочиние, посты и проявлявшему преступную слабость к винопитию, был строг и на провинившихся налагал меры пресечения, исправления. В делах епархиального управления проявлял мудрость, великую рассудительность и осторожность. Никому из верующих не отказывал в приеме, но сам никогда не посещал дома других, следуя в этом примеру св. Иоанна Златоуста.
Не любил сниматься как и епископ Черниговский (скончался в 1911 году).
Монастыри и монашество любил и при посещении своем св. обителей проявлял к ним много любви и внимания к их нуждам.
Ему не удалось закончить сводного толкования на Псалтырь. Этому труду он отдавал случайно оставшиеся у него все свои небольшие досуги свободного времени от управления обширной и сложной Тверской епархии.

Труды:
Учение об оправдании по символическим книгам лютеран. Тамбов, 1886.
Акценты в книге Псалмов, их происхождение и значение. Кратко изложены Коржавиным. М., 1877.
"О рационалистических сектах". М. 1887 г. (Магистерская диссертация).
Заметки и статьи. // "Тобольские ЕВ". 1897-1910; "Тверские ЕВ". 1910-1914.
Речь при наречении его во епископа. "Церк. Вед." 1895, сентябрь, № 38, с. 1308-1309.
Псалтырь толковая (в рукописи).
Антоний (Каржавин), архиепископ Тверской и Кашинский.
План составленный(ия) "Лествицы" (небесной) преп. Иоанном Лествичником. "Богослов. Вестн." 1916, январь, с. 77.
Древнее учение египетской религии о богах, о бессмертии человеческой души и странствовании ее после разлучения с телом. // " Прибавления к Творениям свв. отцев". 1890. 41, 1, 178-205 с.
Взгляд Лянгена на различие в учении о Св. Троице между восточной и западной церквами. // " Прибавления к Творениям свв. отцев". 1891, 48, 2, 396-454 с.
Изображение Царства Божия в Псалтири. // "Тобольские ЕВ". 1904. № 10.
Изъяснения 4-й гл. псалма. // "Тобольские ЕВ". 1904. № 12.
О псалмах Давидовых, как наилучших образцах "научения в Законе Божием". // "Тобольские ЕВ". 1914. № 15.

Литература:
"Церк. Вед." 1895, № 35, с. 337, 1909, № 24, с. 246, № 47, с. 411, 1910, № 6, с. 21.
"Приб. к "ЦВ" 1891, № 41, с. 1427, 1895, № 38, с. 1307-1308, 1912, № 26, с. 1063.
"Церк. Вестн." 1891, № 15, с. 235, 1895, № 36, с. 1131, № 38, с. 1215, 1910, № 5, с. 138.
Жизнеописание Антония (Каржавина), архп. Тверского и Кашинского. Тверь, 1914.
Булгаков, с. 1397, 1414, 1415.
БЭС т. I, стб. 198, 199, т. II, стб. 2168, т. III, с. 722, 723.
НЭС доп. т. I, с. 128.
"Прав. Бог. Сл.", с. 198.
"Волог. Епарх. Вед." № 6, с. 191.
Юбилейный сборник. М. 1914, с. 191, 192.
"Русск. Паломн." 1914, № 24, с. 388.
"Воскр. День" 1910, № 7, с. 75.
"Всер. Ц. Об. Вестн." 1915, 16 март. Некролог.
"Мисс. Календарь" на 1907 г., с. 129.
Н.В. Родзянко. "Крушение Империи". Изд. "Прибой" 1927, с. 45, 55, 56, 57.
Илиодор, бывш. иеромн. (Сергий Труфанов). "Записки о Распутине". ("Святой черт"), с. 29 с предисловием С.П. Мельгунова.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., с. 160, на 1905 г., с. 140, на 1906 г., с. 134, на 1910 г., с. 144.
"Списки архиереев Иерархии Всерос". СПБ, 1896, № 554, с. 6.

 
Должности и места служения

преподаватель
Семинария Тамбовская духовная

1880 г. 19 век   —  
1888 г. 19 век
  
  

инспектор
Академия Московская духовная

1.12. 1888 г. 19 век   —  
1891 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Вифанская духовная

30.03. 1891 г. 19 век   —  
1895 г. 19 век
  
  

Великоустюжская епархия

14/26.09. 1895 г. 19 век   —  
04/16.10. 1897 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–