|
Антоний (Рафальский)
|
Ф.И.О.: Рафальский Григорий Антонович |
|
|
Сан:
митрополит
|
Место:
рождения: с. Нуйна, Волынской губ.
погребения: Александро-Невская Лавра
|
Дата рождения:
19.02.
1789 г.
18 век
|
Дата пострига:
20.11.
1832 г.
19 век
|
Дата хиротонии:
08.07.
1834 г.
19 век
|
Дата смерти:
16.11.
1848 г.
19 век
|
Церковная принадлежность
|
Образование
|
Биография
Антоний (Рафальский Григорий Антонович), митрополит Новгородский и С.-Петербургский.
Родился 19 февраля 1789 года в с. Нуйне Волынской губернии в семье священника.
Первоначальное образование получил в униатском духовном училище Верховского Базилианского монастыря, где научился польскому и латинскому языкам.
В 1800 году поступил в Волынскую духовную семинарию в г. Остроге.
В 1807 году, как лучший ученик, он был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию, но по болезни в академию не поступил.
В 1809 году окончил Волынскую семинарию и оставлен в ней учителем поэзии в младших классах.
В 1809 году рукоположен во священника.
В 1812 году вследствие нашествия на Россию неприятеля отправлен вглубь России с архиерейской ризницей, консисторским архивом и семинарской библиотекой.
В 1813 году за исполнение данного ему трудного поручения возведен в сан протоиерея к соборной Острожской церкви.
В 1815 году освобожден от преподавания в семинарии и оставлен в должности эконома семинарии и архиерейского дома.
В 1818 году назначен кафедральным протоиереем, членом консистории и благочинным.
В 1821 году овдовел.
С 1831 года — законоучитель в Кременецком лицее.
20 ноября 1832 года по совету митрополита Московского Филарета принял монашество и был возведен в сан архимандрита.
В 1833 году утвержден наместником Почаевской Лавры, обращенной им в 1831 году из униатства.
8 июля 1834 года хиротонисан во епископа Варшавского.
5 октября 1840 года возведен в сан архиепископа.
17 января 1843 года возведен в сан митрополита Новгородского и С.-Петербургского.
Скончался 16 ноября 1848 года. Погребен в Александро-Невской Лавре.
Антоний особенно покровительствовал живописи и иконописанию в семинарии. Он говорил, что на священнике, как на хозяине церкви, лежит прямая обязанность заботиться о ее благоустройстве и, следовательно, он должен понимать иконописание. Поэтому он заставлял воспитанников заниматься иконописанием.
О характере и деятельности митрополита Антония высказываются противоположные мнения. По одним сведениям, Антоний, еще будучи протоиереем в Остроге и Кременце, обратил на себя внимание своей просветительной пастырской деятельностью и особенно присоединением к православию значительной части униатов, в том числе монахов Почаевской Лавры.
Его деятельность привлекла внимание военного губернатора Потемкина и генерал-губернатора Левашова, а через них и самого императора. Это послужило причиной назначения его в 1843 году, после смерти Петербургского митрополита Серафима, митрополитом Новгородским [и С.-Петербургского ?].
Будучи еще епископом в Варшаве, Антоний расположил к себе не только русское, но и польское население Варшавы своими высокими душевными качествами: благоразумием, любовью и отзывчивостью. Сами иноверцы считали его одним из редких людей своего края. Любовь, с которой действовал архипастырь, произвела то, чего не могла сделать сила. Уже через год те, кто считал его пришельцем, с радостью признали в нем не только достойного святителя, но и мудрого для них самих советника, любвеобильного помощника и миротворца.
Поставленный в высокое положение первосвятителя, ободренный явным вниманием высочайшей власти, митрополит Антоний на первых порах в Петербурге занялся обозрением всех церквей и подведомственных учреждений столицы. Сам совершал богослужения. Эта деятельность хотя и имела в основе лишь внешнюю сторону, но произвела на всех большое впечатление. Митрополит часто посещал и духовные учебные заведения столицы, сам вызывал и спрашивал учеников.
Внешний характер деятельности митрополита выразился и в том, что он много внимания уделял отделке митрополичьего дома, приобрел великолепную золоченую мебель, выезды совершал очень пышно на 6-ти, а иногда и на 8-ми лошадях с кучером, двумя форейторами и двумя гайдуками. Эта выставка внешнего блеска вскоре породила мнение в Петербурге не в пользу митрополита. Все поняли, что он не является основой внутренних достоинств: глубокого ума, широкого образования, обязательных для православных пастырей иноческого смирения и простоты, твердости и влиятельности власти. Вся эта пышная святительская грандиозность отжила свой век и заблудилась из Варшавы, из католичества. Все в действиях митрополита стало вызывать критику.
Он не смог установить нормальных деловых отношений и с обер-прокурором Св. Синода Н.А. Протасовым. Вследствие нравственного разрыва с энергичным обер-прокурором "голос митрополита Антония был мало слышен в высшем управлении Русской Церковью".
Последствия разногласий с графом Протасовым оказались печальными для митрополита. Он был поражен параличом, уже вторичым. Антоний продолжал еще двигаться, присутствовать в Синоде, заниматься делами епархии и даже иногда священнодействовать. За полтора года до кончины он окончательно ослаб и был прикован к одру болезни. Слабость тела святителя привела к слабости духа, но слабость эта была чисто внешняя, выражавшаяся в недостатке правительственного авторитета.
Таким образом, митрополит Антоний не оправдал тех надежд, которые возлагало на него общество в самом начале его деятельности. А стремление внешним блеском покрыть недостаток внутренних достоинств привело к тому, что современники митрополита Антония нелестно и резко отзывались о нем.
Вот как охарактеризовал личность митрополита Антония о. Мирошкин в своих "Материалах" для истории Православной Церкви: "Антоний был барин и сибарит. Он любил жить на широкую ногу, имел роскошный стол, редкий день обедал один и редкий стол проходил у него без шампанского. Не удивительно, что такая страсть хорошо и много кушать и пить, при довольно тучном телосложении имела следствием паралич".
Сенатор К.И. Лебедев в своих "Записках" писал: "Сего дня умер митр. Антоний. Ни духовные, ни светские о нем не жалеют. Орудие видов, он уронил значение сана в глазах святош и кощунов; ни жизни, ни учености, ничего в нем не было замечательного. Улыбающееся лицо, большая борода, проворная рука и какая-то неприличная нас светскость домоустройства".
Литература:
Здравомыслов. Иерархи Новгородской епархии. с. 182-192.
Громачевский А. Преосв. Антоний митр. Новгородский [и ?] С.-Петербургский.
Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913. СПб., 1913. с. 881-886.
Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, 1913. т. I. с. 105, 108-118.
Родосский А. с. ХII.
Булгаков. с. 1395, 1407, 1411.
Толстой Ю. № 281.
Денисов. с. 564-571.
Строев. стб. 38, 266, 936.
Странник. 1861. авг. с. 25-58; окт. с. 145-154.
Русский паломник. 1915. № 35. с. 551, 557.
Христианское чтение. 1872. июнь. с. 183-229.
Надгробное слово митр. Антонию, говоренное Иннокентием, епископом Херсонским. // Христианское чтение. 1849. № 1.
Русский архив. 1903. кн. 1. № 4. с. 537.
-"- -"- 1910. кн. 1. № 3. с. 402, 406; № 3. с. 492; кн. 2. № 8. с. 516; № 10. с. 507; кн. 3. № 10. с. 249; № 11. с. 493, 494.
Русский архив. 1912. № 10. с. 233.
Исторический вестник. 1884. февр. с. 428.
-"- -"- 1888. февр. с. 302.
Русская старина. 1876. июнь. с. 299; нояб. с. 633.
-"- -"- 1879. март. с. 566.
-"- -"- 1885. дек. с. 501.
Летопись Е.А. с. 787.
ПБ Некр. т. 1. с. 75.
ЖМП. 1959. № 7. с. 58.
БЭЛ. т. I. с. 891, 892.
БЭС. т. I. с. 195-196; т. II. с. 1676, 2108, 2289.
ЭС. т. I, доп. с. 128.
РБС. т. II. с. 224-225.
Н.Д. с. 19, 21, 76.
|
Должности и места служения
Библиография
1
|
Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп..
Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись)..
Куйбышев.
1971
.
5 ч..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|