Святые



Андрей Боголюбский, благоверный князь

  
Другое имя:  Китай
Ф.И.О.:  Долгорукий Андрей Георгиевич
  
Чин святости:  благоверный великий князь
День празднования:  4/17.07, 29.06/12.07
Место:  рождения: Суздаль
смерти: Владимирский уезд, с. Боголюбово
погребения: Владимир, Собор Успения Пресв. Богородицы
Дата рождения:  1110 г. 12 век
Дата смерти:  29.06. 1174 г. 12 век
Дата обретения мощей:  1768 г. 18 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Андрей Боголюбский, благоверный великий князь, утвердивший во Владимире на Клязьме великокняжеский престол, сын великого князя Георгия [Юрия] Долгорукого. Родился он в 1110 г. в Суздале и обладал в разные времена (с 1149 по 1155 г.) уделами: Вышегородским, Пинским, Дорогобужским и Пересопницким. Сей князь, сражаясь под знаменами отца своего, [всегда подавал] пример личной храбрости. Так, под Луцком, в 1150 г., он гнал неприятелей и был на мосту окружен ими. Сразив воина, готового пронзить ему грудь, он благополучно возвратился к отцу. В 1151 году, под Киевом, пылкий Андрей вновь подверг свою жизнь опасности: устремившись на другую сторону реки, он гнал стрелков неприятельских к городу, но был оставлен своими воинами, и один из его дружины, половец, схватив коня Андреева за узду, принудил героя возвратиться. В 1152 году, в битве при реке Руте, Андрей сильным ударом изломал свое копье; шлем слетел с головы его, и щит упал на землю, но и на сей раз провидение спасло князя. В 1155 году Андрей удалился в землю Суздальскую, где он родился и был воспитан. Взяв с собою Греческий образ Пресвятой Девы Марии (ныне называемый Владимирским), избрал он место на берегу Клязьмы и заложил каменный город Боголюбов. Одновременно с этим князь Андрей распространил город Владимир на Клязьме, украсил оный каменными зданиями, заложил каменную церковь Успения Божией Матери и украсил город Златыми и Серебряными вратами наподобие Киевских. По смерти вел. кн. Георгия [Юрия] (в 1157 г.), Суздаль и Ростов признали сына его, Андрея, государем. В 1164 году Андрей, оскорбленный враждебными болгарами, выступил в поле и разбил их войско многочисленное. В память этой важной победы князь установил особенный праздник во славу Греческого образа Богоматери, им во Владимир привезенного. Праздник сей и поныне торжествуется 13-го июня. Решив низложить первенство Киева, Боголюбский собрал союзное ополчение одиннадцати князей, взял Киев приступом и отдал город брату своему, Глебу. Князь Глеб и преемники его теперь зависели от Андрея, который стал великим князем, а город Владимир был объявлен столицею (в 1169 г.). Покорив Киев, Андрей думал смирить Новгородцев и тревожил их чиновников, которые ездили собирать подати за Онегою. Он поручил рать сыну своему, Мстиславу. Новгородцы сражались с примерным мужеством и; наконец, предложили мир. Великий князь принял мир с условием, чтобы вместо умершего Святослава княжил в Новгороде брат его, Рюрик Ростиславич. Впоследствии Андрей старался подчинить себе Новгород не силою, но дружбою и справедливостью. Вместо Рюрика, уехавшего к братьям, Андрей дал Новгородцам сына своего, Георгия. В то время Россия вновь воевала с Болгарами. В 1172 году разгорелась ссора между Ростиславичами и кн. Андреем. Великий князь велел им выехать из областей южных и отдал было Киев храброму Михаилу, княжившему тогда в Торческе, но Ростиславичи этого не допустили. Боголюбский собрал огромное ополчение, однако поход сей не вполне удовлетворил его намерениям: Ярослав, князь Луцкий, вопреки желанию Андрея, занял Киевский престол. Вскоре Ростиславичи обратились к Боголюбскому с просьбою забыть прошлое, примириться и уступить Киев брату их, Роману Смоленскому. Кн. Андрей согласился и написал о том к братьям своим, Михаилу и Всеволоду, но не дождался ответа, ибо погиб от руки своих любимцев (в 1174 г., июня 29-го). Он был погребен во Владимире, в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, им заложенной. Мощи вел. кн. были перенесены в 1768 г. из главного храма в придел, во имя его устроенный, где и поныне открыто почивают в серебряной раке, сооруженной в 1820 году. Память Андрея Боголюбского совершается во всех Владимирских храмах и в Боголюбове июня 29-го, и сверх того празднуется июля 4-го, по сочиненной особой службе.
Летописи называют Боголюбского вторым Соломоном. В Синопсисе сказано, что сей князь, названный Боголюбским за его любовь к Богу, до крещения своего именовался Китаем. В древних летописях нет того; имя Боголюбского, вероятно, дано ему от города Боголюбова, им построенного. Летописцы всего более хвалит вел. кн. Андрея за обращение многих Болгаров в христианскую веру, за его усердие к церквам и монастырям, и за уважение к сану духовных. Он наделил во Владимире новую епископскую церковь Богоматери (им в 1158 г. заложенную) поместьями и купленными слободами, великолепно оную украсил и устроил обитель, известную в последствии под именем Боголюбова монастыря. Не менее славилась великолепием и церковь Боголюбская; такую же Андрей хотел соорудить и в Киеве, на дворе Ярослава, в память, как говорил он, древнему отечеству его предков; уже отправил он туда зодчих, строивших Владимирские златые врата, но не успел исполнить своего набожного обета. Кроме Боголюбской обители создал еще Андрей монастырь Покровский (в 1764 г. упраздненный). В некоторых летописях сказано, что сей великий князь думал учредить митрополию во Владимире, но патриарх Цареградский отказал ему в том, желая оставить Киевского митрополита единственным в России. К последнему году княжения Андрея относится любопытное известие Хлыновского летописца о населении Вятки Россиянами. Татищев пишет, что Боголюбский в 1159 году построил Волок-Ламский, но этот город существовал уже в 1135 году.
О гибели вел. кн. Андрея известно следующее: Иоаким Кучка (Яким Кучков), сын Степана Кучкова, тестя Боголюбского, возненавидел государя и благодетеля своего за то, что он казнил одного из братьев его за какое-то злодеяние. Иоаким уверял друзей своих, что общая безопасность требует умертвить князя, ожесточенного старостию, и составил заговор. Из двадцати собравшихся заговорщиков ни один не был лично оскорблен князем. Многие, напротив того, пользовались его доверием. Зять Иоакимов, Петр (у коего в доме собирались заговорщики), ключник Анбал Яссин, чиновник Андрей Монзоич и другие пришли в полночь ко двору князя в Боголюбове (ныне село в 11-ти верстах от Владимира), взбодрили себя вином и крепким медом в княжеском погребе, зарезали стражей, вломились в горницы, и стали кликать Андрея. Услышав голос его, они выбили дверь спальни и нанесли князю несколько ударов мечами. Андрей упал. В замешательстве злодеи убили своего товарища, схватили тело его вместо княжеского и поспешили удалиться. Андрей в беспамятстве выскочил, громко стеная. Убийцы возвратились, зажгли свечу, и по следам крови дошли в сенях до столпа лестницы, за которым сидел израненный князь. Они вонзили мечи в грудь его; Андрей успел сказать: "Господи! В руце Твои предаю дух мой", и скончался. Жители Боголюбские расхитили дворец княжеский. Тело Андреево лежало в огороде. Киевлянин, именем Косьма, преданный слуга своего государя, отнес оное в церковь, где на третий день князя отпели и положили в каменный гроб. Через шесть дней тело привезено было во Владимир и погребено.
Память святого князя Андрея также совершается Церковью 23-го июня (Влад.), 10-го октября (Волын.) и во 2-ю неделю по Пятидесятнице (Росс.).


Andrey Bogoliubsky, holy faithful prince

Other name: Kitai (China)

Surname, first name, patronymic: Dolgoruky Andrey Georgievich

Host of saints: faithful great prince
Commemoration day: 4/17.07, 29.06/12.07

Place of birth: Suzdal
see.: Vladimir district, Bogoliubovo village
зах.: Vladimir, All-Holy Theotokos Annunciation Church

Date of birth: 1110 . 12th century
Date of death: 29.06.1174, 12th century
Date of obtaining the relics: 1768, 18th century

Church:
Russian Orthodox Church


Life
Andrey Bogoliubsky, faithful great prince, who made Vladimir-on-Kliazma seat of the great prince, a son of great prince Georgy (Yury) Dolgoruky. He was born in 1110 in Suzdal and ruled in different periods (from 1149 to 1155) such principalities as Vyshegorod, Pinsk, Dorogobuzh and Peresopen ones. This prince, fighting under the banners of his father, always gave an example of personal valor. In 1150 at Lutsk he pursued the enemies and was rounded up by them on a bridge. He stroke down the warrior who was going to pierce his chest and safely returned to his father. In 1151 at Kiev fervent Andrey risked his life again: he dashed on to the other side of the river and chased enemy's archers to the town, but was abandoned by his warriors and a man from his bodyguard troop had to grab Andrey's steed by the bridle and force the prince to return. In 1152 in the battle at the Ruta river Andrey's lance broke after a fierce stroke, he lost his helmet and shield, but this time the Divine Providence saved him again.
In 1155 Andrey retired to Suzdal land, where he was born and raised. He took the Greek image of All-Holy Virgin Mary (which is now called the Vladimirsky one), chose a place on the bank of the Kliazma river and founded a stone town Bogoliubov. At the same time Andrey extended Vladimir-on-Kliazma town, embellished it with stone buildings, laid the foundation of a stone God's Mother's Annunciation church and decorated the city with Golden and Silver gates in the likeness of Kiev ones. Upon Georgy's (Yury's) death (in 1157) Suzdal and Rostov towns recognized his son, Andrey, as their sovereign.
In 1164 Andrey, insulted by hostile Bulgars, took the field and smashed their large army. In commemoration of this important victory the prince set a special holiday in honor of the Greek image of the Theotokos, brought by him to Vladimir. This holiday is celebrated till now on the 13th of June.
Bogoliubsky decided to put an end to Kiev's superiority. He gathered allied militia of eleven princes, took Kiev by storm and gave it to his brother, Gleb. So prince Gleb and his successors depended on Andrey, who became the great prince, and Vladimir town was declared the capital (in 1169). Having conquered Kiev, Andrey conceived to subdue Novgordians and troubled their collectors who raised duties over Onega river. He put his son Mstislav at the head of the host. The Novgorodians fought bravely and finally suggested peace. Great prince accepted peace under the condition that instead of the deceased Sviatoslav his brother Riurik Rostislavovich should reign in Novgorod. Afterwards Andrey strove to submit Novgorod not by force, but by friendship and justice. In place of Riurik who went to his brothers Andrey gave the Novgorodians his son Georgy.
At that time Russia was at war with the Bulgars. In 1172 a quarrel flared up between Rostislav's sons and prince Andrey. The great prince ordered them to leave southern lands and gave Kiev to the brave Michael, who ruled in Torchesk then, but Rostislav's sons did not tolerate this. Bogoliubsky gathered a large militia army, but in this campaign he could not accomplish his intentions: Yaroslav, Lutsk prince, occupied Kiev throne contrary to Andrey's will. Soon Rostislav's sons turned to Bogoliubsky asking to forget the past, to reconcile and let their brother, Roman of Smolensk, rule Kiev. Prince Andrey agreed and wrote to his brothers Michael and Vsevolod about it, but did not receive their answer, for he was murdered by his favorites (in 1174, on June 29). He was buried in Vladimir, in the All-Holy Theotokos Annunciation cathedral, founded by him. Relics of the great prince were translated in 1768 from the main temple to the side-altar, named after him, where they openly repose in a silver shrine, made in 1820. In Andrey Bogoliubsky's memory a Te Deum is served in all churches of Vladimir and Bogoliubovo on June 29, and moreover, on July 4 a special service is held.
The chronicles call Bogoliubsky the second Solomon. Synopsis reads that this prince who was called Bogoliubsky for his love to God (Bogoliubsky means "God loving one" in Russian) was called Kitai before baptism. However it is not found in ancient chronicles. His name was probably given to him after the town he had built — Bogoliubovo. The chroniclers praise great prince Andrey for converting many Bulgars to Christian faith, for his assistance to the churches and monasteries, and for respect to the priesthood. To the new episcopal Theotokos church in Vladimir founded by him in 1158 he granted estates and settlements bought by him, decorated the same splendidly and arranged a cloister later known as Bogoliubov monastery. Bogoliubovo church was no less famous for its splendor; Andrey intended to erect a similar one in Kiev, in Yaroslav's court, as he said, in memory of the ancient land of his ancestors. He sent architects there who had built Vladimir Golden Gates, but could not keep his pious vow. Besides Bogoliubovo cloister Andrey founded also Pokrovsky monastery (dissolved in 1764). In some chronicles it is mentioned that this great prince planned to establish metropolis in Vladimir, but Constantinople patriarch denied him this wishing to leave Kiev metropolitan the only one in Russia. A very interesting detail is reported by Khlynov chronicler dating from the last year of Andrey's rule. Tatishchev mentions that 1159 Bogoliubsky built Volok-Lamsky, but this town existed as early as 1135.
The following is known about death of great prince Andrey: Yoakim Kuchka (Yakim Kuchkov), son of Stepan Kuchkov, Bogoliubsky's son-in-law, hated his sovereign and benefactor because he had executed one of his brothers for some villainy. Yoakim convinced his friends that for their security they had to do away with the prince, allegedly embittered with age, and conspired against him. None of twenty plotters was personally insulted by the prince. On the contrary, many of them enjoyed his confidence. Yoakim's son-in-law, Peter (in whose house the conspirators gathered together), house-keeper Anbal Yassin, officer Andrey Monsoich and others went to the court of the prince in Bogoliubovo (now a village 11 km away from Vladimir), cheered themselves up with wine and strong honey in prince's cellar, slaughtered the guards, broke into the chambers and began to call Andrey. Hearing his voice they smashed the door to his bedroom and dealt him several blows with swords. Andrey fell down.
In the confusion the villains killed their companion, grabbed his body instead of prince and hurried away. Unconscious Andrey left his room with loud groans. The murderers returned, lighted a candle and following bloody traces came to the hallway as far as the staircase pole, where wounded prince was sitting. They pierced his chest with swords. Still Andrey managed to utter: "My Lord, to Thy hands I commit my spirit" and passed away.
Bogoliubovo residents plundered prince's palace. Andrey's body was left lying in the garden. A Kiever, Kosma by name, a faithful servant of his sovereign, carried it to the church, where on the third day the burial service was read over the prince and his body was put in stone coffin. In six days it was taken to Vladimir and buried.
Holy prince Andrey is commemorated by Church also on June 23 (Vlad.), October 10 (Volyn.) and in the 2nd week after Pentecost (Ross.).



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–