Святые



Александр Невский, благоверный князь

  
Другое имя:  Алексий
Ф.И.О.:  Александр Ярославич
  
Чин святости:  благоверный великий князь
День празднования:  30.08/12.09, 23.11/06.12
Место:  рождения: Владимир
смерти: Городец
погребения: С.-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра
Дата рождения:  30.05. 1220 г. 13 век
Дата смерти:  14.11. 1263 г. 13 век
Дата обретения мощей:  30.08. 1724 г. 18 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Александр Невский, благоверный великий князь, сын Ярослава II. Родился он в 1220 г., мая 30-го, в 1236 г. получил в удел княжение Новгородское и умел снискать любовь и приверженность граждан. Победа, одержанная им в 1241 году, июля 15-го, над шведами, на берегах Невы, близ устья Ижоры, дала ему прозвание Невского. В этом бою он ранил копьем полководца шведского, Биргера. Когда Литва, чудь и немцы вторглись в пределы Новгородские, герой Невский поспешил с войском к Финскому заливу, взял Копорье, разбил немцев, освободил от них Псков и еще раз одержал над ними славную победу (в 1242 г., апреля 5-го) на Чудском озере, положив на месте 400 ливонских рыцарей. Магистр Ливонского Ордена уже в страхе ожидал русских под стенами Риги; но Невский заключил с Орденом мир, получив значительную часть Летгалии. После сих подвигов он разбил литовцев и со славою возвратился в Новгород. Узнав о кончине отца (1246 год), он поспешил во Владимир, чтобы оплакать с родными потерю и совместно принять меры для укрепления государственного порядка. Батый прислал сказать Александру, что если он хочет властвовать спокойно, то должен явиться в шатер хана с поклоном. Опасаясь подвергнуть Россию новым бедствиям, Александр поехал в монгольский стан. Здесь показал он себя истинным исповедником христианской веры. Батый, отдав справедливость достоинствам князя, отправил его в Орду к великому хану, откуда Александр возвратился в 1249 г. Хан столь был доволен им, что поручил ему всю южную Россию и Киев. В это время Александр обратил на себя внимание папы Иннокентия IV, который послал к нему с письмом двух своих кардиналов, как сказано в русских летописях, Гальта и Гемонта, дабы склонить князя к принятию веры латинской, но предложения кардиналов были отвергнуты. Желая оградить от нападений северную область Новгородскую, Александр отправил посольство к Норвежскому королю Гакону, в Тронхейм. В 1252 г., когда татары, озлобленные вел. кн. Андреем II, вступили как неприятели в великое княжество Владимирское, Александр поспешил в Орду и сумел примирить Сартака с Россиею. Быв в том же году признан великим князем, он возвратился уже во Владимир, а в Новгороде поставил князем сына своего, Василия. Но три года спустя новгородцы, возбужденные Ярославом, братом Невского, изгнали Василия. Александр ополчился и смирил неблагодарных, Ярослав бежал, дело кончилось сменою посадника: с 1256 г. Василий снова княжил в Новгороде. Между тем, в Орде произошла перемена: Батый умер, преемником хана стал брат его, Берку. Он провел в России поголовную перепись и обложил всех данью. В 1257 г. Александр вынужден был снова ехать в Орду, а годом позже к наместнику ханскому, Улавчию, который требовал, чтобы Новгород платил также и подушную дань. Князь не мог отклонить сего веления и отправился уговаривать новгородцев не противиться напрасно сильному хану. Но народ взбунтовался, убил посадника, выбрал другого и решительно отказался от дани. Даже князь Василий сделался ослушником воли отца и уехал в Псков. Александр заключил его под стражу, а единомышленных с ним бояр казнил. Новгородцы, устрашенные ложною вестью о приближении татарских войск, предлагали посылать в Орду дары, а не дань; и, наконец, покорились воле князя и необходимости. Поручив Новгород сыну своему, Димитрию, Александр возвратился во Владимир. Между тем, возмущение против татар, в городах суздальских случившееся (в 1262 г.), а так же изгнание оттуда купцов Бесерменов и побиение собирателей дани заставили князя еще раз ехать в город Сарай, на Волгу, с дарами, дабы умилостивить гнев хана Берку, но более для того, чтобы уговорить хана не брать русского вспомогательного войска, что незадолго до сего татары требовали. Князь преуспел во всем, даже водворил в столице хана нового епископа Сарайского. Хан продержал Александра всю зиму и лето в Орде, только осенью он оттуда возвратился, но не мог быть более полезен отечеству: в Городце князь сильно занемог и скончался (в 1263 г., ноября 14-го), имея от роду около пятидесяти лет. Перед смертию он постригся под именем Алексия, как сказано в Степенной книге. Тело Александра было погребено 23-го ноября во Владимире, в монастыре Рождества Богоматери, именуемом тогда великою архимандрией. Слава Александра привлекла, по свидетельству русских родословных книг, многих именитых людей из чужих земель — служить под его знаменами. Из них известны были Ратша и Гавриил, прибывшие из Германии, и Михаил из Пруссии, чье потомство и доныне процветает в России. Наследником Александра стал брат его, Ярослав.
Александр, как говорят летописи, славный красотою, разумом и крепкими мышцами Сампсона, много потрудился за Русскую землю, отражая немцев, литовцев, датчан и шведов. О победе его над шведами современный летописец рассказывает, что некий славный ижорянин, Пелгуй, быв начальником морской стражи, видел на заре легкую ладью гребцов, одеянных мглою, и двух лучезарных витязей в ризах червленых. Они походили на свв. Бориса и Глеба, как изображались сии мученики на иконах, и Пелгуй слышал голос старшего из них: "Поможем родственнику нашему, Александру!" О сем видении начальник стражи сказал князю, который запретил ему говорить о том и как молния устремился на шведов. К описанию Александровых дел прибавлено и то, что за рекою Ижорою, где совсем не было сражения, нашлось множество мертвых шведов, убитых, без сомнения, ангелами.
Церковь Российская причислила Александра к лику святых за его христианские добродетели и чудеса. Пишут, что в княжение Димитрия Донского однажды ночью загорелись свечи в церкви, где лежало тело Александрово, и два старца, вышедшие из алтаря, приблизились к его гробу, говоря: "Александр! Встань и спаси правнука твоего, Димитрия, одолеваемого иноплеменными!" Александр встал из гроба и скрылся с ними. Пономарь видел это чудо и рассказал церковноначальникам. Они же, выкопав нетленные мощи Невского, поместили их в раку. Больные, прикасаясь к оным мощам с верою, получали исцеление, и благочестивый архимандрит Евфросин видел, как свеча у гроба Александрова сама загорелась от небесного огня. В честь сего князя Петр I соорудил на берегах Невы монастырь, повелел перевезти туда из Владимира мощи благоверного князя (в 1724 г.) и постановил праздновать память его 30-го августа, в день заключения со Швецией Нейштадтского мира. Кроме того, Церковь совершает память Александра 23-го ноября, в день погребения его во Владимире. Петр I сам встретил св. мощи у устья Ижоры, где они поставлены были на галеру. Чиновные особы сидели за веслами, а Император правил рулем. С торжеством поднял он с окружавшим генералитетом раку и перенес в церковь монастырскую. Навстречу мощам выведен был ботик Петра Великого. Императрица Екатерина I учредила в честь Александра Невского орден. Императрица Елисавета велела в 1753 г. соорудить раку для мощей св. Александра из первого серебра, добытого в ее царствование из рудников. Того же года, августа 30-го, положены были в оную раку мощи, и тогда же учрежден был ежегодный в сей день Крестный Ход из Казанского собора к монастрыю Невскому. В 1790 г., августа же 30-го, в присутствии Императрицы Екатерины II, мощи были перенесены Александровскими кавалерами в освященную большую соборную Троицкую церковь.
Память святаго благоверного князя празднуется Церковью также 23-го мая (Ростов.), 23-го июня (Влад.), 16-го июля (Макар.), 22-го сентября (Тул.) и во 2-ю и 3-ю недели по Пятидесятнице.

 
Библиография

   2   Клепинин Н.А.. Святой и благоверный великий князь Александр Невский.. Москва. 1994 . с. 112..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–