|
Николай Японский, святой, равноапостольный
|
Ф.И.О.: Касаткин Иван Дмитриевич |
|
|
Чин святости:
святитель
|
День празднования:
03/16.02
|
Дата рождения:
01.08.
1836 г.
19 век
|
Дата смерти:
03.02.
1912 г.
20 век
|
Дата прославления:
10.04.
1970 г.
20 век
|
Церковная принадлежность
|
Житие
Святой равноапостольный Николай родился в селе Березе (Смоленская губерния) в семье диакона. В 1856 г., закончив Смоленскую семинарию, он поступил в Петербургскую Духовную академию. По окончании четвертого курса он откликнулся на предложение Синода занять место настоятеля посольской церкви в Японии. 24 июня 1860 г. Иван Дмитриевич был пострижен в монашество с именем Николай, 29 июня рукоположен в иеродиакона, а 30 июня, в день Собора Двенадцати Апостолов — в иеромонаха. Иеромонах Николай прибыл в Японию, в город Хакодате, где находилось российское консульство, 2 июля 1861 г. И здесь молодой миссионер обнаружил, что проповедь Евангелия в этой стране практически невозможна. Дело в том, что японцы тогда крайне нетерпимо относились ко всем иностранцам. Открытая проповедь христианства была запрещена, а японцу-христианину грозила смертная казнь. Но отец Николай не впал в уныние. Он ревностно принялся за изучение японского языка, местных обычаев и религиозных верований. При знакомстве с Японией он проявил необыкновенную широту ума и открытость, которые позволили ему преодолеть агрессивную отчужденность местных жителей. Очень скоро он стал вхож во многие японские дома, а среди его друзей появились и представители буддийского духовенства. "В начале завоевать любовь, а потом нести Слово", — эти слова стали его руководящим принципом, обеспечившим успех всей его последующей деятельности. В 1864 г. он обратил ко Христу первого японца. С этого момента начинается трудный и опасный период тайной проповеди иеромонаха Николая и его помощников из новообращенных. К весне 1868 г. их уже насчитывалось около 20-ти человек. 6 апреля 1870 г. указом правительствующего Синода в Японии была открыта Духовная миссия, начальником которой был назначен иеромонах Николай с возведением его в сан архимандрита. В 1872 г. к нему прибыл помощник, что позволило начальнику Миссии перебраться в Токио. Следующий, 1873 г. стал определяющим в судьбе японского Православия: в этом году были отменены старые антихристианские указы. Проповедь Христа теперь могла стать открытой. В последующие годы число христиан-японцев продолжало увеличиваться. В 1875 г. был рукоположен первый священник-японец, а к 1878 г. их было уже шестеро. 30 марта 1880 г. в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Николай был возведен в сан епископа. Его труды продолжались в трех направлениях. Во-первых, пастырское окормление. Святитель почти ежедневно объезжал ту или иную часть своей епархии, проверял нравственное состояние приходов, служил, проповедовал. Во-вторых, религиозное образование: в начале 1880-х гг. в Токио было четыре церковных училища, в том числе одно женское. В Миссии издавался ряд журналов. В-третьих, всю свою жизнь, каждый день владыка трудился над переводом на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Святителем Николаем был также написан ряд научных востоковедческих работ. Много внимания он уделял делу знакомства японцев с классической русской и европейской культурой. В этом направлении трудилось основанное им "общество переводчиков". Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. святитель с риском для жизни остался со своей паствой, хотя имел возможность выехать в Россию. 30 июня 1910 г. в Токио был торжественно отпразднован 50-летний юбилей его служения в Японии. К этому дню преосвященный Николай был возведен в сан архиепископа. Это празднование отчетливо показало, как благодаря подвигу всей его жизни в Японии изменилось отношение к Православию. Святителя чествовали не только его чада, но и светские власти и пресса. Сам же архиепископ Николай воспринимал свое делание исключительно как творение Воли Божией. "Разве есть какая-нибудь заслуга у сохи, которою крестьянин вспахал поле?", — говорил он. Архиепископ Николай похоронен на токийском кладбище Янака. Как образец истинного христианского миссионера он был прославлен первым из русских святых, канонизированных нашей Церковью во второй половине XX в.
|
Библиография
1
|
Патерик новоканонизированных святых.
Альфа и Омега: Журнал.
Москва.
1998
.
№ 1(15)-2(16). с. 201-246, 195-223..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|