link0 link1 link2 link3 link4 link5 link6 link7 link8 link9 link10 link11 link12 link13 link14 link15 link16 link17 link18 link19 link20 link21 link22 link23 link24 link25 link26 link27 link28 link29 link30 link31 link32 link33 link34 link35 link36 link37 link38 link39 link40 link41 link42 link43 link44 link45 link46 link47 link48 link49 link50 link51 link52 link53 link54 link55 link56 link57 link58 link59 link60 link61 link62 link63 link64 link65 link66 link67 link68 link69 link70 link71 link72 link73 link74 link75 link76 link77 link78 link79 link80 link81 link82 link83 link84 link85 link86 link87 link88 link89 link90 link91 link92 link93 link94 link95 link96 link97 link98 link99 link100 link101 link102 link103 link104 link105 link106 link107 link108 link109 link110 link111 link112 link113 link114 link115 link116 link117 link118 link119 link120 link121 link122 link123 link124 link125 link126 link127 link128 link129 link130 link131 link132 link133 link134 link135 link136 link137 link138 link139 link140 link141 link142 link143 link144

Святые



Андрюша Юродивый

  
Ф.И.О.:  Потехин Андрей Данилович
  
Чин святости:  Христа ради юродивый
Место:  рождения: Тамбовская губерния, с. Спасск Шацкого уезда.
погребения: с Рязанская обл. Шацкий р-н. с. Польное Ялтуново.
Дата рождения:  21.05. 1906 г. 20 век
Дата смерти:  18.06. 1966 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Потехин Андрей Данилович (1906-1966) — таково полное имя блаженного, хотя вряд ли кто-то именовал его так при жизни, — родился 21 мая 1906 года в селе Спасск (Печины) Шацкого уезда Тамбовской губернии. Его родители (имя матери — Анна) имели четверых детей. У Андрея были старший брат и две младшие сестры. Родители обратили внимание, что младенец Андрей не сжимал кулачки, а наоборот, растопыривал пальчики, и решили, что сын "глупой". Так с раннего детства за Андрюшей закрепилась репутация деревенского дурачка. Но, по слову Священного Писания, "Есть последние, которые будут первыми" (Лк. 13:30).
"Я родился в городе Риме", — так начинается известный духовный стих о преподобном Алексии, человеке Божием, который любил петь блаженный Андрей. Строки безыскусного творения неизвестного автора как нельзя лучше могли рассказать и о самом Андрее. Подобно древнему христианскому святому, ушедшему от домашнего достатка и молодой жены. Андрей также оставил отчий дом и "потаенными путями в чужую сторону пришел". "Долго странником скитался. Много лет в слезах прошло". — мог бы повторить он с героем стиха. Или другие слова: "Разрывалось мое сердце и я плакал в тишине... Обливали, побивали. издевались без конца. Терпел голод, терпел холод..."
Уже детские годы его отмечены случаями прозорливости. Сестра Андрея вспоминала: "Вот сидит, в окно глядит: "И-и, сейчас вспыхнет!" Вот тебе и пожалуйста, тут же загорелось все. А он в окно глядел: "И не затушите".
Его не видели играющим с кем-либо или веселящимся. Дома он выполнял всякую работу: носил воду, рубил дрова, следил за выпечкой хлеба. Ел мало, а если не позовут к столу, то и не попросит.
В юные годы Андрюша стал странствовать. Жил тем, что колол людям дрова и выполнял другую работу, добывая тем самым свой кусок хлеба. Со временем он стал уходить надолго, так то родным приходилось искать юного странника. Странничссчво и юродство Христа ради стали подвигом Андрея. Внутренний мир такихлюдей остается неизвестным живущим по за конам и стихиям века сего. Во внешней ж жизни их мало привлекательного.
С котомкой за плечами и тонким посохом в руке, без документов, он скитался по градам и весям. Питался, где покормят, одевался, в1 что дадут. При этом, заработав какие-то крохи или собрав что-либо, спешил отнести это нуждающимся. "Я набрал и в таком-то селе отдал там сгорели" или: "Там-то вдова строится, ей отдал" — объяснял он.
Иногда подарки блаженного Андрея мог ли предвещать какую-нибудь беду в доме смерти, пожары, падеж скота и т.п.
Много претерпевал Андрей от мальчишек и парней постарше. Насмешки, ругань; то метнут камнем, то палкой побьют. "Ой, какие окаянные ребятишки, они меня обижают". — со слезами сокрушался среди дороги Андрей в селе Песчанке. Причина происходящего была; понятна юродивому: растущее безбожие. В том же селе у одной благочестивой женщины во дворе лежал большой крест.
- Дай мне этот крест, — попросил Андрей.
- Тебе на что?
- Я поеду к обедне крестить детей. — ответил блаженный, как бы давая понять, что при закрытых в здешней округе храмах растут некрещеные, безбожные дети.
Знавшие блаженного Андрея отмечали множество случаев его прозорливости. П.В.Г из деревни Тарханы рассказала, как однажды блаженный подошел к ее сынишке и предложил обменять дрючину (маленький прутик) на костыль. Тот не согласился. Андрюша настаивал и уговаривал. Но без пользы. А лет через двадцать после этого сын, к тому времени уже взрослый, полез на телеграфный столб, упал с тех пор ходил на костылях. Не эти ли костыли просил у него юродивый?
Одного крестьянского юношу забирали в армию. Родители просят Андрюшу помолиться о нем. В ответ слышат: "Он еще молод, не возьмут". Родители, зная. что срок службы подошел, усомнились: парня-то забирают. Снова повторяют просьбу. "Молод! Сказал, молод, и все!" — уходя настойчиво произнес Андрей. И действительно, с призывного пункта парень возвратился домой: в документах что-то неверно указали.
Девушка по имени Анна из села Польное Ялтуново собралась выходить замуж. Жених -хороший парень из того же села. Приходит Андрюша: — Ты, Нюрка, замуж не ходи. — Ну, буду я вековушей при матери сидеть! — возразила та юродивому.
- Ну. сходи, сходи. — вздохнул блаженный.
Молодые поженились, но счастья им не было. Родители жениха, возненавидев невесту. всеми силами старались расторгнуть брак. Анну гнали из дома. так что с мужем приходилось встречаться тайно. Что делать? Андрюша говорит: "Молиться надо. Свечи ставь вверх ногами". Анна попыталась напрямую исполнить совет блаженного, не понимая тогда, что Андрюша имел ввиду, другое. Как не верти, а все выйдет по-Божьему. Мать Анны, переживая за судьбу своей дочери принялась как-то голосить. "Мать, ты что кричишь!? Бог, Он и потихоньку слышит!", — остановил ее Андрюша. Утешенье последовало. У Анны родился сын, о котором известный старец сказал: "Этот мальчик один за три деревни постится. Таких на тысячу один". Повзрослев мальчик стал священником.
Был случай, когда в насмешках и некой грубости по отношению к блаженному преуспел. взрослая по годам женщина. Андрей, будучи немстительным и абсолютно незлобивым, легонько пристукнул ее по спине. Наказание последовало позже. Появилась болезнь спины женщину скорчило. "Она и посейчас не разогнется", — добавляют очевидцы события.
Одного крестьянского юношу забирали в армию. Родители просят Андрюшу помолиться о нем. В ответ слышат: "Он еще молод, не возьмут". Родители, зная. что срок службы подошел, усомнились: парня-то забирают. Снова повторяют просьбу. "Молод! Сказал, молод, и все!" — уходя настойчиво произнес Андрей. И действительно, с призывного пункта парень возвратился домой: в документах что-то неверно указали.

Очень часто, особенно в зимнюю пору, Андреи останавливался в селе Польное Ялтуново у сестер-стариц Анисьи, Матрены и Агафьи. Сестры, посвятившие свои жизни Богу и прошедшие за это через заключения и гонения, привечали блаженного. Старшая — Анисья. — сознавая свою греховность, сокрушалась о неготовности к смерти.
- Ты, Аниська, не бойся, — успокаивал юродивый, говоря о переходе в вечность, — умирать будешь, я приду и скажу: "Пустите — это моя жена!" И тебя пропустят.
Однажды после того, как Андрей снял сапоги. Агафья увидела сбитые в кровь ноги: — Ты бы хоть какие портянки завернул! — Ганя, путь такой, такой путь, — ответил блаженный, говоря, видимо, не столько о дороге, сколько о носимом подвиге.
Видя приближение смерти, Андрей попросил сообщить родным сестрам и прямо сказал: "Я завтра умру без пятнадцати четыре". Так и было. Произошло это 18 июля 1966 года.
Могилу его в селе Польное Ялтуново Шацкого района Рязанской области украшает шестиконечный деревянный крест. Посох и сума, изображенные на табличке, как бы подтверждают надпись: "Здесь покоится прах раба Божьего странника Андрея..." Для местного населения нет сомнений: это был святой человек. Поэтому не случайны слова духовного стиха, посвященного самому блаженному: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Юродивый Андрей, моли Бога о нас".
(По материалам Тамбовского молодежного православного центра.)

 
Библиография

   1   Юродивый Андрюша.. Благовест.. Рязань. 1997 . № 7(43). с. 7..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–