link20590 link20591 link20592 link20593 link20594 link20595 link20596 link20597 link20598 link20599 link20600 link20601 link20602 link20603 link20604 link20605 link20606 link20607 link20608 link20609 link20610 link20611 link20612 link20613 link20614 link20615 link20616 link20617 link20618 link20619 link20620 link20621 link20622 link20623 link20624 link20625 link20626 link20627 link20628 link20629 link20630 link20631 link20632 link20633 link20634 link20635 link20636 link20637 link20638 link20639 link20640 link20641 link20642 link20643 link20644 link20645 link20646 link20647 link20648 link20649 link20650 link20651 link20652 link20653 link20654 link20655 link20656 link20657 link20658 link20659 link20660 link20661 link20662 link20663 link20664 link20665 link20666 link20667 link20668 link20669 link20670 link20671 link20672 link20673 link20674 link20675 link20676 link20677 link20678 link20679 link20680 link20681 link20682 link20683 link20684 link20685 link20686 link20687 link20688 link20689 link20690 link20691 link20692 link20693 link20694 link20695 link20696 link20697 link20698 link20699 link20700 link20701 link20702 link20703 link20704 link20705 link20706 link20707 link20708 link20709 link20710 link20711 link20712 link20713 link20714 link20715 link20716 link20717 link20718 link20719 link20720 link20721 link20722 link20723 link20724 link20725 link20726 link20727 link20728 link20729 link20730 link20731 link20732 link20733 link20734

Святые



Димитрий Угличский и Московский, благоверный царевич

  
  

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Димитрий, страстотерпец, царевич, сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Марии Феодоровны, из роду Нагих, родился в 1584 г. По кончине Иоанна, в 1584 г., вступил на престол старший брат Димитрия, Феодор, который только носил имя царя, ибо прямым правителем был шурин Феодора, Борис Годунов. Но властолюбивый Борис и тем не довольствовался, он захотел утвердить себя на престоле. Для достижения цели своей, он отдалил от двора все, что могло повредить его намерениям. Вскоре сам царевич, вдовствующая царица и родственники ее, Нагие, отправлены были в город Углич, где Годунов положил в мыслях своих погубить единственного наследника престола, юного Димитрия. Приступая к исполнению своих преступных замыслов, он хотел сперва объявить царевича незаконнорожденным, как сына шестой или седьмой Иоанновой супруги, запретил молиться о нем и поминать его имя на литургии. Между тем, друзья Бориса распускали везде слухи о мнимой наклонности царевича к жестокости. В Москве говорили всенародно, что Димитрий имея не более шести лет, есть уже совершенное подобие отца: любит кровь, с веселием смотрит на убиение животных, и сам для забавы убивает их. Рассказывали и другую сказку, якобы царевич, играя однажды на льду с другими детьми, велел сделать из снегу двадцать человеческих изображений, назвал оныя именами первых бояр и начал саблею рубить: изображению Бориса Годунова отсек голову, иным руки и ноги, приговаривая: "так вам будет в мое царствование"! Борис, имея нужду в пособниках, открылся ближним и успел склонить их на свою сторону. Один только дворецкий, Григорий Васильевич Годунов, противился злым намерениям своего родственника и был за то удален от Совета. Мамка царевича, боярыня Василиса Волохова, и сын ее, Осип, взялись отравить Димитрия. Но смертоносное зелие не вредило младенцу, по словам летописца, ни в яствии, ни в питии. Нетерпеливый Борис решился употребить смелейших злодеев. Выбор пал на чиновников Владимира Загряжского и Никифора Чепчугова. Но они с ужасом отвергли предложения о душегубстве. Тогда Борис обратился к любимцу своему и дядьке царскому, Андрею Лупп-Клешнину, которого он возвел в окольничие. Клешнин сыскал Борису злодея надежного, дьяка Михаила Битяговского. Этот изверг сам вызвался умертвить царевича при первом удобном случае, и был немедленно отправлен в Углич, чтобы править там земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы. Вместе с ним туда приехали сын его, Данило, и племянник, Никита Качалов. Убийцы, не видя возможности совершить злодеяние втайне, дерзнули на явное убийство, которое и совершили 15-го мая 1591 г. В сей день (была суббота) утром боярыня Волохова позвала Димитрия гулять на двор, кормилица удерживала царевича, сама не зная отчего. Но мамка силою вывела его из горницы в сени, к нижнему крыльцу, где уже были Осип Волохов, Данило Битяговский и Никита Качалов. Первый, взяв Димитрия за руку, сказал: "Государь! У тебя новое ожерелье?" Царевич, подняв голову, отвечал: "нет, старое..." Тут злодей ударил его ножем. Удар был неверен. Сделав только рану в гортани, нож выпал из рук Волохова. Он бежал. Но Данило Битяговский и Никита Качалов довершили злодеяние: они зарезали царевича и кинули его вниз с лестницы, в то самое мгновение, когда царица вышла из сеней на крыльцо.
Через минуту весь город пришел в волнение. Пономарь соборной церкви, сам ли видев убийство, или извещенный о том слугами царицы, ударил в набат. Устрашенные злодеи вбежали в избу разрядную, а вождь их, Михаил Битяговский, бросился на колокольню, чтобы удержать звонаря, но не смог отбить запертой тем двери и бесстрашно явился на место злодеяния, стараясь уверить народ, что младенец умертвил сам себя ножем, в падучей болезни. "Душегубец!"- завопили толпы, и камни посыпались на злодея. Он искал убежища во дворце, с одним из клевретов своих, Данилою Третьяковым, но народ, схватив, убил их, также и сына Михаилова, и Никиту Качалова, выломив дверь разрядной избы. Третий убийца, Осип Волохов, скрылся в доме Михаила Битяговского, но его взяли, привели в церковь Спаса, где уже стоял гроб Димитриев, и там умертвили на глазах у царицы. Умертвили еще и слуг Михаиловых, трех мещан, уличенных или подозреваемых в согласии с убийцами, и женку юродивую, которая жила у Битяговского и часто ходила во дворец, но мамку оставили живую для важных показаний".
В 1606 г., июня 3-го, при царе Василии Шуйском и патриархе Гермогене, обретены были мощи царевича Димитрия нетленными и перенесены из Углича в Москву митрополитом Ростовским и Ярославским, Филаретом, отцом царя Михаила. Мощи царевича поставили в Соборном храме Архистратига Михаила, где они поныне почивают. Церковь совершает память Димитрия мая 15-го, в день его кончины, и июня 3-го, в день перенесения мощей.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–