|
Дионисий Радонежский, преподобный
|
|
|
Церковная принадлежность
|
Житие
Дионисий, архимандрит Троице-Сергиева монастыря, родился около половины XVI века в городе Ржеве, при крещении дано было ему имя Давид. Он был шесть лет священником при Богоявленской церки, что в 12-ти верстах от города Старицы. Овдовев, Давид принял постриг в Старицкой Богородицкой обители с именем Дионисия. В этой обители состоял он несколько времени в звании казначея, потом произведен был в архимандриты, а спустя два года, отозван в Москву, где втечение всего смутного времени самозванцев находился неотлучно при патриархе Гермогене. С Дионисием нередко совещался не только патриарх, но и сам царь Василий Иоаннович, и на народ имел Дионисий влияние своим даром слова. В 1610 г. переведен был Дионисий архимандритом в Троицкий Сергиев монастырь. Видя бедствие отечества, он с келларем его, Авраамием Палицыным, начал действовать в направлении освобождения Москвы от Поляков. Окружные грамоты архимандрита и сотрудников его, разосланные по всем окружным городам, возымели действие на сердца людей: не замедлили явиться к стенам Лавры с войсками князь Пожарский и гражданин Минин. Вскоре русское войско вступило с торжеством (вместе с Дионисием и Авраамием) в ворота Московского Кремля. Подвиги Дионисия до освобождения Москвы состояли еще и в том, что он несколько раз спасал столицу от голода выдачею хлеба, примирил под стенами ее раздоры в Русском стане, принимал в свой монастырь всех разоренных, больных и раненых за отечество, и облегчал их страдания в ограде своей.
В 1616 г., по именной грамоте царя Михаила Феодоровича, Дионисий пересмотрел и исправил к напечатанию церковный Требник. Но добросовестный труд его навлек на него нарекание: он был подвержен суду и осужден к лишению сана. Сверх того, на святого была наложена эпитимия (наказание) по тысяче поклонов в день. А надзиравшие за ним из злобы держали его шесть недель на палатях в дыму. В 1620 г. Дионисий оспорил и обличил своих противников и клеветников в присутствии двух патриархов, Феофана Иерусалимского и Филарета Московского. Он был ими оправдан, получил похвалу от государя и возвратился в Сергиев монастырь на управление этою обителию. Патриарх Феофан из уважения к страдальцу возложил на него собственный клобук. Дионисий окончил дни свои 10-го мая 1633 г. Патриарх Филарет велел привезти тело его в Москву, и сам соборно отпев ему надгробное, велел отвезти обратно в Сергиев монастырь. Мощи Дионисия почивают под спудом в южном притворе Троицкого собора на левой стороне. Местная память ему творится 12-го мая. В Москвоской патриаршей библиотеке сохраняется выписка из всех найденных Дионисием неисправностей книжных. Канон прп. Дионисию с подробным жизнеописанием был напечатан в 1817 г. в Московской синодальной типографии.
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|