|
Иннокентий Московский и Коломенский, святитель, равноапостольный
|
Ф.И.О.: Попов-Вениаминов Иван Евсеевич |
|
|
Чин святости:
святитель
|
День празднования:
31 марта/13 апреля, 23 сентября/6 октября
|
Дата рождения:
26.08.
1797 г.
18 век
|
Дата смерти:
31.03.
1879 г.
19 век
|
Дата обретения мощей:
13.10.
1994 г.
20 век
|
Дата прославления:
06.10.
1977 г.
20 век
|
Церковная принадлежность
|
Житие
Святитель Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился в селе Анги (Иркутская губерния), в семье пономаря местной церкви. В 1817 г. он окончил Иркутскую семинарию, женился и стал диаконом одной из городских церквей. В 1821 г. он был рукоположен во священника и стал в своем приходе проводить воскресные беседы с детьми — неслыханное по тем временам нововведение. В 1823 г. он с семьей отправился на остров Уналашку для просвещения алеутов. Свою деятельность отец Иоанн начал с постройки храма. Помощников-алеутов он учил различным ремеслам и тем располагал их к себе. Отец Иоанн усердно изучал алеутский язык, создал для него письменность и в 1830-х гг. перевел на него Катехизис и Евангелие от Матфея. В последующие годы он создал лингвистические описания ряда неизвестных языков, которые изучил в ходе своей деятельности, за что был избран в почетные члены высоких научных обществ. На острове он создал школу, где учил детей алеутов по учебникам, написанным им самим. В 1834 г. отец Иоанн был переведен на остров Ситху у побережья Аляски, жители которого были крайне враждебны по отношению к русским. Их любовь он завоевал, оказав реальную помощь: во время эпидемии оспы он делал прививки и спас жизни многих людей. Только после этого отец Иоанн приступил к проповеди и вскоре добился значительного успеха. 29 ноября 1840 г., после смерти жены, он принял монашество с именем Иннокентий и 15 декабря был поставлен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Будучи епископом, святитель Иннокентий старался знакомиться с мельчайшими подробностями жизни своей епархии, посетить самые отдаленные ее уголки. Зимой 1842-43 гг. он предпринял путешествие по Камчатке, проехав ее из конца в конец. Такие путешествия святитель предпринимал потом еще четырежды: в 1846, 1850 и 1861-62 гг. На Камчатке им была опробована та миссионерская тактика, которая затем успешно использовалась в Якутии: во многих селениях строились часовни, где по воскресеньям община отправляла службу мирянским чином, священникам же, поскольку невозможно было рукоположить их в каждое село, выдавался переносной антиминс, с тем, чтобы они объезжали несколько сел, совершая таинства и проповедуя. В 1850 г. святитель Иннокентий был возведен в сан архиепископа, а в 1852 г. к его епархии была присоединена Якутия. Здесь владыка продолжил свою неустанную деятельность. Под его руководством создавалась письменность на языках народов, к которым была обращена проповедь, делались переводы Писания и богослужебных книг. Святитель Иннокентий дважды объехал Якутию. В конце 1850-х гг. в его ведение был передан Амурский край, который святитель объехал в 1858 и 1860-61 гг. Много сил употребил владыка на то, чтобы вырастить новое поколение миссионеров. В 1860 г. архиепископ Иннокентий благословил проезжавшего через его епархию иеромонаха Николая (Касаткина), будущего Апостола Японии. 5 января 1868 г. святитель Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским. На этом посту он продолжал заботиться о расширении миссионерства: 25 января 1870 г. в Москве было открыто Православное миссионерское общество, помогавшее миссиям и готовившее миссионеров. Другим важным деянием Святителя было начатое по его инициативе в 1876 г. исправление богослужебных книг. Святитель Иннокентий почил в Великую Субботу и был погребен в Троице-Сергиевой лавре. В тех, кому он нес Слово Божие, святитель Иннокентий видел людей, открытых к познанию начал высокой нравственности и культуры, которые дает человеку христианство. В их благодарной памяти он остался любящим отцом и заступником. В 1997 г. Русская Православная Церковь отмечала 200-летие со дня рождения Святителя.
Память святителя празднуется 31 марта/13 апреля (преставление) и 23 сентября/6 октября (день прославления)
Из Деяния Священного Синода 6 октября 1977 года:
Священный Синод, воздав хвалу и славу Господу, Спасителю и Промыслителю о всем мире, дающему неоскудевающую милость Своей Церкви, определяет:
1. Приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского, апостола Америки и Сибири, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных.
2. Святые останки его да пребывают под спудом [1]<...>
4. Службу святителю Иннокентию, митрополиту Московскому и Коломенскому, поручить составить Преосвященному митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму, а до утверждения ее править службу святительскую по Общей минее.
О сем объявляется всем верным чадам Святой Церкви, да воздают они хвалу Триединому Богу, благоволившему прославить нового праведника и о них предстателя, и да возносят они свои молитвы святителю Иннокентию, предстоящему Престолу Божию во славе небесной, его же молитвами и ходатайством его хранит Господь Бог всех верных в единомыслии, истине и любви, а всему человеческому роду да подаст мир и спасение. Аминь.
|
Библиография
1
|
Патерик новоканонизированных святых.
Альфа и Омега: Журнал.
Москва.
1998
.
№ 1(15)-2(16). с. 201-246, 195-223..
|
|
2
|
Беляев С..
В память вечную будет праведник... : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония.
Журнал Московской Патриархии.
Москва.
1996
.
№ 12. с. 57-67.
|
|
3
|
Широков Сергий, свящ..
Святитель Московский Иннокентий, апостол Сибири и Америки..
Журнал Московской Патриархии..
Москва.
1996
.
№6, с. 28-38.
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|