Святые



Феогност Киевский, Московский, святитель

  
  

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Феогност, святитель, митрополит Киевский и всея России, был родом Грек, преемник митрополита Петра, он был хиротонисан в 1328 г. в Константинополе, тогда же прибыл он в Киев, а оттуда в Москву, управлял митрополиею 25-ть лет и преставился в 1353 г, марта 14-го дня. В сей день Церковь совершает его память. Мощи свт. Феогноста почивают в Московском Успенском соборе. Радея о пользе Церкви, назначил он во многие епархии избранных им епископов и лично обозрел главнейшие города паствы своей. Сопровождаемый многочисленною свитою, выехал он в 1329 г. из Москвы. Сам вел. кн. Иоанн Даниилович Калита проводил его до Новгорода. Оттуда отправился свт. Феогност в Псков, потом в Полоцк, посетил Смоленск, Чернигов, Владимир на Волыни, Перемышль, Галич, Слуцк, Хелм, Туров и другие города. Благословляя везде народ и утверждая его в православии, кроткий и добродетельный пастырь вынужден был, однако же, в Новгороде, по настоянию вел. кн. Иоанна Данииловича, отлучить от церкви князя Александра Михаиловича Тверского, который не хотел для спокойствия Российского ехать в Орду на суд к хану, а так же Псковитян, принявших сторону князя Александра. Эта духовная казнь, дотоле неслыханная в России, устрашила граждан Пскова. Кн. Александр великодушно отказался от их помощи и уехал в Литву. Митрополит простил Псковитян и дал им свое благословение. Сему святителю многим обязано Русское духовенство. Он ездил в Орду в 1342 г. к хану Чанибеку, который требовал, чтобы Российская церковь платила дань Татарам. Феогност с твердостью перенес от Татар и угрозы, и мучения, противясь домогательствам хана. Наконец, сумел уверить в невозможности исполнения его требований и, заплатив ему единовременно незначительную сумму, возвратился в Москву с подтвердительною ханскою грамотою о невзимании налогов с церквей. Несмотря на это, духовенство Новгородское жаловалось Константинопольскому патриарху на сребролюбие сего святителя, хотя и несправедливо, ибо митрополиты в то время, обременяя духовенство поборами, сами принуждены были возить дары в Орду и в Царьград. При Феогносте влияние Всероссийских митрополитов на Заднепровские и Литовские епархии начало ослабевать, ибо еще при св. митрополите Петре вел. кн. Литовский, Гедемин, завладел Российскими княжествами за Днепром. За год до кончины Феогноста от Болгарского митрополита был посвящен особый митрополит Литовский Феодорит, первый независимый от Всероссийского. Феогност привез с собою в Россию Требник на Греческом языке, с которого, по повелению вел. кн. Московского Иоанна Данииловича Калиты, сделан был перевод на Славянский, исправленный самим Феогностом и, в засвидетельствование верности, подписанный собственною его рукою по листам. Этот перевод хранится между рукописями в Московской Синодальной библиотеке. В сем Требнике находятся некоторые статьи против раскольников о крестном знамении. Они напечатаны в конце Питиримовой книги Пращица.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–