Святые



Фотий Киевский и всея Руси, святитель

  
  

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Фотий, митрополит Киевский и всея России, родом был Грек, уроженец Морейский, из города Монемвасии. Воспитывался он в пустыне у благочестивого старца Акакия, и с юных лет принял сан монашеский. В звании митрополита Монемвасийского прибыл он в Константинополь как раз в то время, когда получено было патриархом требование о новом митрополите в Россию. Фотий был избран в первосвятители всея России и хиротонисан Константинопольским патриархом Матфеем. Он прибыл в Москву в 1410 г. и управлял Российскою Церковью 21 год. Преставился святитель в 1431 г., июля 2-го. Мощи его почивают в Московском Успенском соборе, они были обретены в 1472 г., мая 27-го. Память его чтится 27-го мая и 2-го июля. Свт. Фотий защищал Василия Василиевича, внука Димитрия Донского, от вех козней дяди его, Шемяки, и был посредником между князьями Русскими в их раздорах. Огорченный упорством Георгия Галицкого, он не дал благословения ни ему, ни Галичам, и отправился в Москву. Вскоре в Галиче появилась повальная болезнь, и народ приписал это бедствие неблагословению Фотия. Кн. Георгий и Галичане молили митрополита возвратиться в их город. Тронутый их чистосердечным раскаянием, святитель утешил несчастных Галичан и молился с ними, дабы отвратить гнев Господень. Из сочинений святителя Фотия хранится в Новгородской Софийской библиотеке чистый полууставный список 16-ти поучений князьям, боярам и всему монашескому и мирскому чину, а при них находится его духовное завещание. В Московской Синодальной библиотеке хранятся также многия его послания. При свт. Фотии Всероссийская митрополия была разделена на Киевскую и Московскую. Вел. кн. Литовский, Витовт, владея Российскими Заднепровскими княжествами: Киевом, Переяславлем, Черниговом, Смоленском и другими, не хотел видеть и епархий своих подчиненными Московскому митрополиту. Он созвал в 1414 г. в Новгород Литовский епископов своих: Черниговского, Полоцкого, Луцкого, Владимирского, Галицкого, Смоленского, Хелмского, Червенского и Туровского, и предложил на сем Соборе избрать особого Киевского митрополита и отправить его в Константинополь для посвящения. Собор колебался приступить к разделению церкви, но, принужденный угрозами Литовского князя, избрал в Киевские митрополиты Григория Семивлаха. Тщетно патриарх Цареградский не соглашался с решением Литовского князя, и тщетно противился тому Фотий. Витовт имел в виду не пользу православных церквей, а приближение оных к готовящейся унии, ибо сам он уже давно предался Латинам. С тех пор утвердилось разделение иерархии, и Григорий был избран в 1416 г. в митрополиты Киевские и всея России. Незадолго пред смертию своею Витовт примирился с Фотием, однако ж и после того оба митрополита продолжали удерживать супротивную митрополию в Киеве. Наконец, Украинские и Заднепровские жители совсем отторглись от Российской церкви и, после кончины митрополита Ионы, в 1461 г., последовало совершенное разделение Всероссийской иерархии. Митрополиты, избранные в Москве, именовались Московскими и всея России, а другие, в Киеве, — Киевскими и всея России.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–