|
Тихон Задонский, Воронежский и Елецкий, святитель
|
|
|
Церковная принадлежность
|
Житие
Тихон, святитель, епископ Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец, родился в 1724 г. в селе Короцке Новгородской губернии, Валдайского уезда, в семье местного причетника Соколова, и при крещении был назван Тимофеем. Он обучался в Новгородской семинарии, где служил потом учителем греческого языка, риторики и богословия. В 1758 г. Тимофей Соколов был пострижен и стал называться Тихоном. В 1759 г. Тихон был поставлен префектом семинарии и в том же году переведен в Тверскую епархию. Там он был назначен архимандритом Желтикова монастыря, оттуда переведен в Отрочь монастырь, с определением быть ректором Тверской семинарии и богословия учителем. В 1762 г. архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть Викарием Новгородского архиерея. В 1763 г. святитель был переведен в Воронеж. Приняв управление Воронежскою паствой, святитель Тихон направил свое внимание на улучшение нравственного состояния духовенства. Он напечатал для раздачи священникам сочинение свое, называемое "Должность священническая о седьми святых тайнах", и в дополнение издал "Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния". Кроме того, в 1765 г., он разослал окружное послание к духовенству своей паствы о трезвом и скромном поведении. За недостатком учителей в семинарии, он позаботился об образовании духовного юношества. Для поучения народа установил свт. Тихон в Воронеже открытое преподавание Закона Божия по воскресным дням, пред литургиею, в соборном храме. Для тех, которые не могли по каким-либо причинам слушать лично сии поучения, святитель писал христианския наставления, написал сочинение для чтения "Плоть и Дух". Для этого же написаны им были размышления на некоторыя изречения Священного Писания. Проповедуя правила христианской жизни, святитель Тихон являлся одновременно и строгим обличителем современных ему пороков. Уничтожение народного праздника "ярилы" и бесчинных масленичных забав в Воронеже служат памятником горячей и благочестивой ревности пастыря Воронежского. Для людей бедных и нищих к свт. Тихону всегда был свободный доступ. Нищих называл он (по слову Златоуста) Христовою и своею братиею.
Только четыре года и семь месяцев управлял святитель Тихон Воронежскою паствою. Иноческие подвиги, пастырские труды, заботы и огорчения, бывшие следствием различных препятствий к исполнению его благих намерений, расстроили его здоровье. В 1767 г. он был отставлен от управления паствою с назначением ему пенсии в размере 500 руб. Для пребывания своего на покое избрал сперва святитель заштатный Тольшевский монастырь, но, ввиду неблагоприятной для его здоровья местности, перешел в 1769 г. в монастырь Задонский. Здесь, в уединении, предался Тихон строгой иноческой жизни, подвергая себя всем возможным лишениям. Он трудился, благотворил, построил богадельню в городе Ливны Орловской губернии, при церкви св. Георгия. Он принимал участие во всех страждущих и пекся об обращении раскольников в православие и, вместе с тем, не переставал излагать и мысли свои на бумагу. Он дописал сочинение свое "Об истинном христианстве" и составил вновь "Сокровище духовное, от мира собираемое". Изданные "Разные письма" и особо напечатанные "Письма келейные", кроме того "Краткие поучительные слова" писаны также в Задонском монастыре. За три дня праведный Тихон предсказал кончину свою. Он преставился 13-го августа 1783 г., 59-ти лет от рождения, и был погребен в особо устроенном склепе под алтарем соборного храма Задонского монастыря.
В 1846 г., по случаю сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Божией матери, появилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым погребен был почивший архипастырь, а гроб его перенести для удобства в другое место. Тогда обнаружилось, что склеп, где почивал святитель, от древности обвалился, гробовая крышка раздавлена кирпичами, и самый гроб близок к разрушению. Архиерейское же облачение, в котором был погребен преосвященный Тихон, несмотря на полувековое пребывание в сыром месте, найдено целым и почти не изменившимся в цвете. Тело его также обретено было нетленным и пребывающим в том положении и виде, в коем почивают угодники Божии в Киево-Печерской Лавре. Вследствие этого, тело святителя было положено в новую гробницу, поставленную в теплой монастырской церкви. О сем тогда же архиепископ Воронежский Антоний два раза доносил Святейшему Синоду, доводя вместе с тем до общего сведения и о чудесах, совершающихся при гробе святителя Тихона и о всеобщем желании открытия мощей сего иерарха. О том же писал преосвященный Антоний и императору Николаю I. В 1860 г. преосвященный Иосиф Воронежский подтвердил прежние донесения архиепископа Антония и засвидетельствовал о вновь совершившихся чудесных исцелениях при гробе святителя Тихона. После надлежащего исследования и точного удостоверения в истинном нетлении мощей святителя Тихона, как и в совершающихся при гробе его чудесах над верующими, последовало торжественное открытие святых мощей сего угодника (13-го августа 1861 г.) в присутствии митрополита Новгородского и С.-Петербургского Исидора, архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа и епископа Курского Сергия. Торжество сие совершилось вследствие Высочайше утвержденного 25-го мая 1861 г. доклада Святейшего Синода, коим постановлено:
1) Тихона, епископа Воронежского, признать в лике святых, а нетленное тело его мощами святыми;
2) изнеся оныя с подобающею честью из Христорождественской церкви, где ныне оне покоятся, в главный Богородицкий собор, положить в приличном и открытом месте для общего поклонения;
3) службу святителю Тихону составить особую, а до времени составления таковой, отправлять ему службу общую святителям, память же святителя праздновать в день преставления его, 13-го августа.
Сочинения святителя Тихона были издаваемы в разное время, но полное собрание их в 16-ти томах вышло в свет в 1826 г. Первый том содержит в себе одно только жизнеописание Тихона.
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|