Святые



Иннокентий Иркутский, святитель

  
Ф.И.О.:  Кульчицкий
  
Чин святости:  святитель

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Иннокентий, святитель, епископ Иркутский, первый в Сибири прославленный Российскою Церковию чудотворец, родился в Малороссии и происходил от дворян Кульчицких. Год его рождения неизвестен, обучался же он в Киевской духовной академии; а в монахи пострижен был в Киево-Печерской Лавре. С 1714 по 1718 год находился он в Московской Славяно-Греко-Латинской академии, где занимал должности префекта и учителя философии. В 1818 г. будущий владыко переведен был в С.-Петербург, в Александро-Невский монастырь, где служил до 1721 г. соборным иеромонахом. Когда Петру I угодно было иметь в Китае вместо архимандрита епископа, наравне с Римско-Католическою духовною миссиею, Иннокентий был хиротонисан в 1721 г., марта 5-го, во епископа Переяславского и тогда же отправлен к посланнику Измайлову в Пекин, на место архимандрита Антония Платковского, которого повелено было перевести в Иркутск. Об Иннокентии была послана предуведомительная грамота, но она уже не застала Измайлова в Пекине, по прочтении же отослана она была к Селенгинскому начальнику при письме Мунгальского тушету хана Очироя, Бату (в 1722 г.). В этом письме было написано, что по указу Богдыханскому, господина Иннокентия Кульчицкого в Пекин пропускать не велено, ибо от Сибирского губернатора никакого об нем письма нет и знака печатей, данных Измайлову, не приложено. Посему свт. Иннокентий остался в Селенгинске и пробыл там до 1725 г., откуда, по указу Синода, выехал в Иркутск и жил в Иркутском Вознесенском монастыре. В 1726 году владыке велено было вновь ехать в Селенгинск, дабы вместе с посланником, графом Саввою Владиславичем Рагузинским, отправиться в Китай. Китайские министры приняли графа на границе, но в принятии свт. Иннокентия вторично было отказано, потому что в листе Сибирского губернатора в Мунгальский трибунал Иннокентий назван был духовною особою, великим господином. Китайцы отвечали Российскому агенту Лангу, что у них великим господином называется их Кутухта, то есть священно-начальник, и другой великой особы им не надобно. В этом деле подозревают интригу иезуитов, не желавших допустить епископа Русского в Китай. Как бы то ни было, тогда же, по представлению Саввы Владиславича, повелела Екатерина I (в 1727 г.) отправить в Пекин вместо епископа прежнего архимандрита, Антония Платковского, и с того времени посылаются в Пекин архимандриты под именем старших священников. Свт. Иннокентий определением Св. Синода был назначен в 1727 г. викарным архиереем митрополита Тобольского, в Иркутске, где и пребывал до кончины своей в подведомственном ему Вознесенском монастыре. Он проповедовал Сибирским иноверцам, Бурятам и Тунгусам, слово Божие, и многих обратил в христианство, учредил в Вознесенском монастыре на собственном иждивении училище для детей разного звания и мирно окончил благочестивую жизнь свою в 1731 г., ноября 26-го. Владыко погребен был в пещере под деревянною церковью Тихвинской Богоматери. В 1764 году были обретены нетленные мощи свт. Иннокентия, прославленные многими чудесами. В 1783 г., когда весь монастырь сгорел, уцелела одна церковь, под которой почивали мощи св. угодника Иркутского. В 1804 г. указом Св. Синода от 1-го декабря, вследствие Высочайше утвержденного доклада 28-го октября, установлено праздновать память свт. Иннокентия 26-го ноября. В 1805 г., февраля 16-го мощи святителя были перенесены в соборную церковь Вознесенской обители, где доныне открыто почивают в серебряной, позолоченной раке. В том же году в память сего события установлен Вениамином, епископом Иркутским, ежегодный Крестный Ход из Иркутска в монастырь.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–