Святые



Ефрем Печерский, преподобный

  
  
Чин святости:  преподобный, святитель

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Ефрем, преподобный Печерский, епископ Переяславский. Он служил при дворе великого князя Изяслава и был его любимцем. Однако, уже с юных лет почести мирские не льстили Ефрему: он решился сделаться иноком и принял постриг в пещере прп. Антония, за что и навлек на себя негодование великого князя. Через несколько времени переселился Ефрем в Царьград, где подвизался в одной неизвестной обители. Он был вызван оттуда и рукоположен (около 1090 г.) во епископа Переяславского. Преставился прп. Ефрем в 1097 или 1105 г. Он был погребен в созданном им храме Архангела Михаила. Ныне мощи его почивают в пещерах прп. Антония, но когда перенесены они туда, неизвестно. В плане Антониевой пещеры (по свидетельству Кальнофойского) мощи сего угодника названы: "Старца Ефрема Резанца (скопца)". Память прп. Ефрема местно чтится 28-го января. Некоторые, согласно сказанию летописца Нестора полагают, что Ефрем поставлен был митрополитом около 1092 г., другие говорят, что он только управлял делами митрополии. Владыко ознаменовал свое служение Церкви делами христианского благочестия и общественной благотворительности. Сей святитель соорудил несколько церквей в Переяславле: во имя Архистратига Михаила, св. мученика Феодора и св. Андрея Первозванного, он же завел больницы, где безмездно лечили больных, и первый начал строить крестильни при церквах. Нестор пишет: "Заложи (Ефрем) банное строение, сего ж не бысть прежде в Руси, и град бе заложи камень от церкви св. Феодора". Болтин первый заметил, что Нестор под словом "град" разумеет здесь ограду церковную, а банным строением называет особенное здание, где ставили купель для взрослых людей. Такие здания, до того времени неизвестные в России, действительно бывали при древних церквах христианских (напр. в Софийской Цареградской) и назывались Баптистирион. Слово "баня" и в Новом Завете употребляется в смысле крещения ("баня пакибытия", в послании к Тим. III, 5). Сам Нестор (в Никон II, 8) говорит о Христе: "баню нетления дарова, Свою кровь на нас излия". Многие думали, говорит Карамзин, что епископ (а по иным — митрополит) Ефрем строил народные или торговые бани, а неизвестный сочинитель изследования о банном строении, узнав, что в Малороссии банями называются главы храмов, утверждает, что митрополит Ефрем начал первый строить в России церкви с главами. Два собора Софийских, в Киеве и в Новгороде, свидетельствуют противное. В Патерике сказано, что Ефрем ходил в Царьград и списал там устав Студийского монастыря для своей Печерской обители, однако в древнем рукописном Патерике нет о том ни слова. Епископ Симон в послании своем к Поликарпу именует Ефрема в числе знаменитых Печерских иноков.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–