link3625 link3626 link3627 link3628 link3629 link3630 link3631 link3632 link3633 link3634 link3635 link3636 link3637 link3638 link3639 link3640 link3641 link3642 link3643 link3644 link3645 link3646 link3647 link3648 link3649 link3650 link3651 link3652 link3653 link3654 link3655 link3656 link3657 link3658 link3659 link3660 link3661 link3662 link3663 link3664 link3665 link3666 link3667 link3668 link3669 link3670 link3671 link3672 link3673 link3674 link3675 link3676 link3677 link3678 link3679 link3680 link3681 link3682 link3683 link3684 link3685 link3686 link3687 link3688 link3689 link3690 link3691 link3692 link3693 link3694 link3695 link3696 link3697 link3698 link3699 link3700 link3701 link3702 link3703 link3704 link3705 link3706 link3707 link3708 link3709 link3710 link3711 link3712 link3713 link3714 link3715 link3716 link3717 link3718 link3719 link3720 link3721 link3722 link3723 link3724 link3725 link3726 link3727 link3728 link3729 link3730 link3731 link3732 link3733 link3734 link3735 link3736 link3737 link3738 link3739 link3740 link3741 link3742 link3743 link3744 link3745 link3746 link3747 link3748 link3749 link3750 link3751 link3752 link3753 link3754 link3755 link3756 link3757 link3758 link3759 link3760 link3761 link3762 link3763 link3764 link3765 link3766 link3767 link3768 link3769

Святые



Василий Рязанский и Муромский, святитель

  
  
Чин святости:  святитель
День празднования:  21.05/03.06, 10/23.07
Дата смерти:  1295 г. 13 век
Дата прославления:  21.05/03.06. 1547 г. 16 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Василий, епископ Рязанский и Муромский. Время рукоположения его неизвестно. Некоторые называют св. Василия первым епископом Рязанским, но в списке владык Рязанской епархии значится он четвертым. О сем угоднике в житии Муромских чудотворцев Константина и чад его, в Прологе, под числом мая 21-го, находится следующее повествование. Спустя много лет после преставления блгв. кн. Константина и чад его, по запустении города Мурома от неверных людей, после благоверных кнн. Петра и Февронии, прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич и поставил себе двор в Муроме. То же учинили бояре его и все купцы Муромские. Сей князь обновил первоначальную местную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, как и второй храм, свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, и поставил нового епископа, именем Василия, мужа праведного и благочестивого. Из этого видно, что в Муроме была прежде епархия. В летописях упоминается 1208-м и 1213-м годами — Муромский епископ Арсений, потом Евфросиний — 1223-м и 1237-м годами, наконец, Иосиф, хиротонисанный в 1284 г. Следовательно, Василий был преемником Иосифа. Недовольство народа Муромского неким подозрением о житии св. Василия, не приличном званию святителя, было причиною перенесения престола епископского из Мурома в Рязань. В Прологе описан этот случай под тем же числом (мая 21-го). Тщетно праведник доказывал невинность свою, — безрассудные хотели умертвить его. Тогда Василий вышел к неистовствующим и возгласил: "Отцы и братия! Дадите мне малое время до утрия, до третьего часа дне". Кротость пастыря и произнесенные им слова поразили народ. Все разошлись по домам. Благочестивый Василий молился со слезами всю ночь в храме страстотерпцев Бориса и Глеба. Потом, отслужив литургию, пошел в церковь Благовещения и там, пред образом Пресвятой Девы Марии, принесенным некогда из Киева благоверным князем Константином, отслужил молебен. Возложив надежду спасения своего на Заступницу Богородицу, Василий принял чудотворную икону Ее и с оною, как сказано в Прологе, "пойде из церкви и епискоши своея до реки Оки. Провождаху же его вельможи града и весь народ, хотяше ему судно дати ко плаванию. Святый же, стоя со образом Богородичным на брезе, снем с себя мантию и простре ю на воду, и поступи на ню, нося образ Пресвятыя Богородицы, и абие несен бысть духом бурным и со образом Богородичным противу быстрины речныя, отнюду же река течет. Видевше же сие чудо Муромстия граждане, начаху вопити: о святый владыко Василий! прости нас грешных рабов своих. И абие св. Василий епископ взятся из очию Муромского народа, во мгновение ока, вверх по Оке реке. Бысть же сие чудо в третий час дне, и того же дня в девятый час принесен бысть в место, еже ныне зовемо Старая Рязань. Ту бо тогда пребываху князия Рязанстии. Великий же князь Разянстий, именем Олег, срете его со кресты и со всем освященным собором, и прият св. праведного Василия епископа, радуяся со всеми православными христианы". Святитель Василий из Старой Рязани перешел в Новую Рязань, где стоял прежде Переславль Рязанский, и там утвердил архиерейскую кафедру. Туда перенес он и чудотворную икону Богоматери, в честь которой установлено празднество 12-го апреля. Икона та находится в Рязанском соборе. Святитель Василий преставился в 1295 г. и погребен в Борисоглебском соборе. В 1547 г. митрополит Макарий с собором святителей русских постановил праздновать память Муромских чудотворцев вместе со святителем Василием 21-го мая. В царствование Василия Иоанновича Шуйского обретены были мощи епископа Василия и перенесены Рязанским архиепископом Феодоритом в собор Успенский, что ныне Рождественский, где и ныне почивают. Перенесение мощей святителя празднуется местно 10-го июля.
В память места, где почивали мощи свв. Бориса, Глеба и Василия, исстари построена была деревянная палатка, позже — каменная, впоследствии за ветхостию разобранная. Ныне над тем местом, подле старинного собора св. Бориса и Глеба, сооружен чугунный памятник усердным приношением купца Попова и других лиц. Памятник имел вид четырехгранной пирамиды, вышиною около 8-ми аршин, под шатром, который поддерживают четыре колонны. Надписи с четырех сторон под изображениями объясняют: 1) прибытие св. Василия из Мурома в Старую Рязань с иконою Богоматери; 2) встреча владыки Рязанским князем Олегом; 3) прибытие в Переславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончину святителя; 4) перенесение св. мощей от Борисоглебского собора в Успенский, что ныне Рождественский. Памятник открыт 4-го октября 1836 г.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–