Святые



Василий Новгородский и Псковский, святитель

  
Другое имя:  Калека
  
Чин святости:  святитель, архиепископ
День празднования:  10/23.02, 04/17.10
Дата смерти:  23.07/05.08. 1352 г. 14 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Василий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский, по прозванию Калека, был избран архиепископом в 1329 г., вместо Моисея, из священников Новгородской Козьмодемьянской церкви, и по пострижении хиротонисан в 1331 г. митрополитом Феогностом во Владимире Волынском. В то время Псковитяне, вопреки древним обычаям, по которым Псковская область находилась в зависимости от Новгорода, избрали себе особого владыку, некоего Арсения, и послали его к Феогносту. Но митрополит, не взирая на убеждения вел. кн. Литовского, Гедимина, который покровительствовал Псковитянам, отказал им, объявив Василия главою Псковской епархии. Гедимин стерпел это непослушание, уважая в св. Феогносте главу духовенства, но решил перехватить архиепископа Василия и бояр, его сопровождавших, на обратном пути из Волынии, так что они едва спаслись, избрав другую дорогу, где принуждены были откупаться от какого-то князя Феодора, княжившего тогда в Киеве. Сей князь гнался за ними с татарским баскаком до самого Чернигова. Во времена свт. Василия язва, известная под именем "черной смерти", свирепствовала в России. В 1352 году язва сия открылась в Пскове с такою силою, что едва осталась в живых третья часть жителей: болезнь обнаруживалась в мягких впадинах тела. Человек харкал кровью и на другой или третий день умирал. В этих обстоятельствах Псковитяне позвали к себе архиепископа — благословить их, и вместе принести жертву моления Всевышнему. Святитель пренебрег опасностью заразы и явился в Псков успокоить граждан. Вкусив сладость христианского утешения, преподанного архипастырем, они спокойно ждали конца своему бедствию, которое прекратилось в начале зимы. Св. Василий, зараженный, без сомнения, язвою, на обратном пути из Пскова скончался ( в 1352 г., июля 23-го) на реке Юзе, к великому огорчению Новгородцев и примиренных со святителем Псковитян. Тело пастыря привезено было в Новгород, где мощи его и поныне почивают в Софийском соборе, в Корсунской паперти. Память его совершается в сем соборе, вместе с другими угодниками там почивающими, 10-го февраля и 4-го октября. Сей архиепископ был очень любим Новгородцами, принимал ревностное участие в делах правления, строил храмы и другие здания. В 1331 г. он заложил в Новгороде новую каменную стену: от церкви св. Владимира до церкви Богоматери, а в 1335 г., с посадником Феодором Даниловичем, тысячским Евстафием и другими Новгородцами, заложил каменную стену на другой стороне Волхова, от церкви св. Илии до храма св. ап. Павла. В том же году построил он храм Богоматери в Зверинце. Святитель Василий начал и закончил своим иждивением новый мост на Волхове, ибо старый был снесен сильным наводнением. Он также украсил Софийскую церковь медными вызолоченными дверьми, сделал часть наружного укрепления у Детинца (кремля) и повелел (в 1338 г.) некоему греку, Исаакию, расписать каменную церковь Входа Господня во Иерусалим, еще в 1336 г. сим же владыкою построенную на месте бывшего там прежде теремца. Св. Василий славился разумом, он был наставником крестного сына своего, Михаила Александровича, князя Тверского. В образец тогдашних богословских понятий осталось послание владыки к епископу Тверскому, Феодору "О рае уцелевшем на земли". Св. Василий много путешествовал и был во Иерусалиме. Он первый из архипастырей получил в 1346 г. от митрополита Всероссийского крещатые ризы в знак отличия и белый клобук, как пишут, от патриарха Цареградского в 1339 г., по иным же сведениям — в 1352 г. Клобук и поныне хранится в Новогородской соборной ризнице. Об этом клобуке есть особенная притча, напечатанная раскольниками около 1736 г. в их супряльской типографии, сообщенная толмачом Димитрием Геннадию, архиепископу Новгородскому, в царствование вел. кн. Иоанна Васильевича. Автор притчи повествует, что Константин Великий дал белый клобук епископу Сильвестру и что Римляне, оставив православие Греческой церкви, забыли и важность клобука, долгое время спрятанного в церкви. Но один папа, устрашенный разными чудесными явлениями, отослал его в Царьград к патриарху Филофею, патриарх же — Новгородскому епископу Василию, ибо апостолы Петр и Павел открыли ему в сновидении, что Константинополь будет скоро взят Турками, а Россия станет преемницей Греции. Притча сия объявлена была баснословною Московским собором 1667 года. В Греции белые клобуки носимы были теми святителями, которые поставляемы были из белого духовенства, и патриарх мог прислать такой же белый клобук Василию, потому что он был избран в архиепископы из приходских белых священников.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–