Святые



Дионисий Суздальский, святитель

  
  

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

Дионисий, архиепископ Суздальский. С юных лет посвятив жизнь свою Богу, он ископал уединенную пещеру на берегу Волги, в 5-ти верстах от Нижнего Новгорода, и жил там отшельником. Со временем основал он для приходящих к нему на послушание тружеников монастырь во имя Вознесения, известный ныне под именем Нижегородского Печерского монастыря, и был архимандритом оного. Свт. Алексий, митрополит, зная добродетели Дионисия, поставил его в 1364 г. епископом Суздальским и Нижегородским. Свт. Дионисий избавил Нижегородцев от мести Татар, уняв раздраженных граждан, кои убили корыстолюбивых ордынцев, приехавших в сей город с посольством. После смерти св. митрополита Алексия Троицкий игумен, Сергий, предлагал вел. кн. Димитрию Иоанновичу Донскому избрать в митрополиты Дионисия. Но великий князь не уважил предложения старца и, желая поставить митрополитом Новоспасского архимандрита Митяя, созвал в Москву архиереев, чтобы возвести любимца своего сначала во епископа. Никто из созавнных не смел ослушаться, кроме Дионисия, с твердостию объявившего, что в России один только митрополит законно ставит епископов. Великий князь вначале спорил, но вскоре уступил, к досаде архим. Митяя. Скоро обнаружилось явное несогласие между Дионисием и Митяем, который, не быв посвящен, возложил на себя белый клобук. Наушники старались усилить их распри. "Для чего", — говорил Митяй владыке Суздальскому, — "ты до сего времени не был у меня и не принял моего благословения?" Дионисий ответствовал: "Я епископ, а ты поп, итак можешь ли благословлять меня?" Митяй грозил, что не оставит Дионисия и попом, когда возвратится из Царьграда, и собственными руками срежет скрижали с его мантии. Епископ Суздальский хотел предупредить недоброжелателя своего и ехать к патриарху. Но великий князь приставил к святителю стражу. Тогда Дионисий обещался не думать более о путешествии в Константинополь и представил за себя порукою Троицкого игумена, прп. Сергия. Но получив свободу, он уехал в Грецию, где снискал милость патриарха. Сан же митрополита получил обманом Пимен, сопровождавший Митяя, ибо сей последний умер дорогою. Великий князь лишил Пимена похищенного им сана и провозгласил в 1380 г. митрополита Киевского, Киприана, митрополитом всея России. Однако, недовольный Киприаном, князь изгнал его (в 1382 г.) и вызвал из заточения Пимена. Не уважая, однако, сего обманщика, великий князь желал заменить его и обратил взор на свт. Дионисия, который тогда же возвратился из Царьграда с титулом архиепископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого. Будучи ласков и благотворителен, он сумел оправдать себя в глазах Димитрия и заслужил доброе его милость достохвальным подвигом христианского учителя. Еще во времена свт. Алексия открылась в Новгороде ересь стригольников. Архиепископ Новгородский, Алексий, писал о том к патриарху Нилу, который уполномочил свт. Дионисия искоренить зло средствами благоразумного убеждения. Владыко отправился в Новгород, во Псков, где стригольники имели своих учеников, и примирил их с Церковью к удовольствию всех правоверных. Отдавая справедливость сей заслуге, великий князь пожелал видеть Дионисия на месте Пимена и велел ему ехать в Константинополь для поставления, будучи уверен в согласии патриарха. Воля Димитриева действительно исполнилась: Дионисий был посвящен в митрополита (1384 г.). Но князь Литовский, Владимир Ольгердович, княживший тогда в Киеве, остановил нового митрополита на обратном пути из Греции в Москву, объявив, что Киприан есть глава всей Российской церкви. Дионисий окончил дни свои в Киеве, под стражею, в 1385 г., июня 26-го, и погребен в Киеве, в пещерах Антониевых, где мощи его долго почивали нетленными. Впоследствии частые вражеские нашествия (с 1638 до 1686 г.г.) истребили сии мощи вместе с мощами других угодников. Память свт. Дионисия местно чтится 26-го июня.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–