Список рубрик Все статьи

Перечень Всех новостей


РОДОСЛОВНЫЕ. ИСТОРИИ СЕМЕЙ. Афонские — священники из Клинского уезда Московской области

Афонские — священники из Клинского уезда Московской области


Знание биографии предков составляет одну из главных сторон самосознания, и кто не дорожит памятью их, тот сам забудется своими потомками.
("Русский архив", 1871 г.)

Это не только знание истории их жизни, но это также огромная помощь в изучении и познании истории моей страны. Начиная свой рассказ, хочу сказать, что мои предки были простыми русскими тружениками — частичкой тех, усилиями которых и сложилась история государства российского.
Повествование о семье Афонских поведу я, Юдина Нина Владимировна, внучка протоиерея Ново-Алексеевского монастыря (последнего перед закрытием монастыря в 1926 году) Афонского Алексея Петровича.
Род Афонских — это именно те люди — мои близкие родственники, о которых я хоть что-то смогла узнать, уходит своими корнями в начало XVIII века, а скорее всего и в более раннее время.
В Клинском духовенстве семья Афонских была одной из самых больших и, пожалуй, самых известных. Традиционно дети и внуки шли по пути отцов и дедов и становились священнослужителями. Сохранившиеся записи в церковных книгах и в клировых ведомостях позволяют восстановить их жизненный путь и показать, что служение Богу в большой семье Афонских было традицией.
В 30-ти километрах от Клина на берегу заросшего в настоящее время озера стоит огромный полуразрушенный храм. Его имя — храм Святого Георгия, что у озера.
Это место — родовое гнездо Афонских — моих предков, которое моя мама (в девичестве — Афонская Александра Алексеевна) называла "у Егория". Отсюда вышла целая династия священников Афонских. В основном они служили в Тверской губернии.
Мы были там, в 2004 году, разыскали это место. Красивый огромный храм, расположенный на горе, заросшей лесом. Его не видно было с дороги. Нам пришлось спрашивать местных жителей. И, когда мы представились, что мы родом из Афонских, то нам очень обрадовались. Оказалось, что помнят Афонских до сих пор и вспоминают с теплом даже не сами люди, которые жили в то время, а их дети и внуки. Нам было очень приятно услышать об этом.
В годы Великой отечественной войны немцы взорвали колокольню церкви, а в 1964 году ее закрыли наши власти. Церковь сильно разрушена и сейчас потихонечку восстанавливается батюшкой Саввой — добрым молодым священником.

Начну повествование с моего прадеда — Петра Борисовича Афонского. О его родителях мне, к сожалению, ничего неизвестно. В 1848 году после окончания Вифанской семинарии Петр Борисович служил диаконом в Храме на Георгиевском погосте, что у озера.
Это служение продлилось около 40 лет. Его жену звали Анной Павловной. В семье было семь сыновей и одна дочь. Все сыновья стали священниками. Видимо Петр Борисович Афонский был похоронен на кладбище около этой церкви. Мы долго искали его могилу или могилы кого-нибудь из Афонских, но — безуспешно. Вторая мировая война прокатилась по здешним местам. Бои были очень жестокие.

Далее рассказ пойдет о моем дедушке — Афонском Алексее Петровиче (1860 — 1929 гг.) — протоиерее женского Ново-Алексеевского монастыря (последнем перед закрытием монастыря).
Алексей Петрович Афонский по окончании курса наук в Духовной семинарии поступил в число студентов Московской духовной академии в 1881 году, где прослушал полный курс, изучал разные языки (греческий, латинский, древнееврейский и др.). По окончании Академии его произвели в священники указом за № 2906. Далее — служил священником в церкви Покрова в Красном селе города Москвы, а затем — протоиереем в женском Ново-Алексеевском монастыре, в котором проработал до конца его существования, т.е. до 1926 года. После революции Дед оставался священником, по улицам он всегда ходил в рясе. Боже мой — как все это в те времена было непросто!
Для своей семьи он построил дом на Верхней Красносельской улице № 20 с большим садом. А рядом в доме № 22 проживал Сперанский (тоже служил в Монастыре), только не помню его должность. Дом Дедушки располагался напротив входа на кладбище, территорию которого затем отдали под детский парк (так он все время назывался), т.е. у входа в Монастырь. После революции 1917 года почти весь дом отобрали, а членам его семьи оставили по одной комнате. В одной из них жила наша семья (папа, мама, я и моя сестра Ирина). В другой комнате — моя тетя Оля с сыном и мужем. Дом сгорел в конце 80-х годов ХХ века по неизвестным причинам, хотя к этому времени жильцы дома были уже отселены. В настоящее время на месте этого деревянного домика был выстроен такой же каменный дом, в котором находится какая-то организация. Этот дом, хотя и не является архитектурной копией дома моего Деда, очень на него похож. Вроде как этой организации разрешили постройку только при условии сделать копию дома, т.к. он являлся памятником архитектуры старой Москвы.
В семье Деда — Алексея Петровича Афонского — было трое детей (Владимир, Александра (моя мама) и Ольга). Его жена — моя Бабушка — Олимпиада Львовна (она воспитывалась в приюте) умерла очень молодой, и поэтому дочери воспитывались в Монастыре. Мама все время вспоминала с благодарностью Мать-игуменью, которая заменила им маму.
В 1929 году Дедушка умер в больнице у своего друга-врача. Мама рассказывала, что когда его хоронили, то вся Верхняя Красносельская улица была запружена народом, как будто была демонстрация. В это время проезжал какой-то высокий чиновник в здание райисполкома (бывшей богадельни), расположенное за детским парком, и никак не мог проехать. Пришлось милиции освобождать ему дорогу. Он был очень недоволен. Но вскоре после смерти Дедушки — через два или три месяца его пришли арестовывать, а он, слава Богу, к этому времени уже умер. Как же не побоялись люди проводить моего Деда в последний путь в те времена! Похоронен он был на Семеновском кладбище, которое в настоящее время не сохранилось. Его территорию во время Великой отечественной войны забрал себе, кажется, авиационный завод.
В "Клировых ведомостях о Церквах и притче", Московского Сретенского Сорока Успенского и Покровского Благочиния за 1895 год, стр. 169 имеется запись:
"Священник Алексей Петров Афонский родился в Московской губернии, сын диакона, по окончании в 1880 году курса наук в Вифанской духовной семинарии в 1881 году поступил в число студентов Московской Духовной Академии, в коей выслушал полный курс наук общеобразовательных и специальных: Богословских и церковно-исторических, Философских и церковно-практических. Изучал языки греческий и латинский с их словесностью, еврейский с библейского и немецкий.
По выслушании всего курса наук Советом Московской Духовной Академии удостоен Высокопреосвященничайшим Иоанникием Митрополитом Московским утвержден в звании Кандидата Богословия с предоставлением ему права на преподавание в семинарии.
Произведен во священники на настоящее место (1886 г. июля 28).
Указом Московской Духовной Консистории за № 2906 поручено ему было произвести осмотр церковного и ризничного имущества в Московском Алексеевском Девичьем монастыре (1889 г. апрель 17).
С ведения и согласия Высокопреосвященничайшего Иоанникия Митрополита Московского безвозмездно проходил должность законоучителя в Московском Максимилиановском детском приюте (с 1889 г., сентября 15 до 1893 г., сентября 1).
За ревностное служение церкви Божией Его Высокопреосвященством Митрополитом Московским Иоанникием награжден набедренником (в1890 г., март 28).
Ни с кем из причта не в родственниках, судим и штрафован не был и теперь ни под судом, ни под следствием не состоял.
Указом Московской Духовной Консистории от 27 сентября 1891 года за № 5315 с утверждения Высокопреосвященного Иоанникия Митрополита Московского поручено ему в воскресные и праздничные дни 1892 года произносить Катехизические поучения в приходской церкви, каковые произносятся согласно плану, утвержденному Преосвященным Александром епископом Можайским (1892 г., январь 1).
Указом Московской Духовной Консистории за № 4765 вторично поручено ему было произвести обревизивание церковного и ризничного имущества в Московском Алексеевском Девичьем монастыре (1892 г., апрель 30).
Состоит Законоучителем в училище при Московском Алексеевском Девичьем монастыре (с 1892 г., сентября 1).
Указом Московской Духовной Консистории за № 7910 с утверждения Высокопреосвященного Митрополита Московского Сергия назначен смотрителем Дома Успокоения духовных лиц при означенной Покровской в Красном селе церкви (1893 г.. декабрь 10).
Награжден бархатной фиолетовой скуфьею (1894 г., декабрь 7).
Всемилостивийше пожалован 50 рублями за чтение Святого Евангелия у гроба в Бозе почившего Императора Александра III (1895 г., январь 10).
Ставленную грамоту имеет.
В семействе у него: жена Олимпиада Львовна 27 лет, сын Владимир 7 лет.
Церковь Покровская в Красном селе".

Из книги "За четверть века 1884-1909 гг. К истории церковно-приходских школ Московской епархии". М., 1910 г. стр. 464.
"В Клинском уезде к 1 января 1909 года состояло 25 одноклассных церковно-приходских школ….
Георгиевская, в погосте Георгиевском при озере, церковно-приходская школа открыта в 1885 году по инициативе местного священника о. Г. Розонова, побудившего своих прихожан употребить под школу каменное здание, предназначенное для церковной сторожки. В этом здании школа помещается и доселе.
Местное население очень расположено к церковно-приходской школе, главным образом благодаря тому, что из учеников школы составляется приличный хор.
Число учащихся к 1 января 1909 года было 51 человек.
Заведующим школы с 1899 года состоит священник И.П. Афонский, а попечителем — священник Московского Алексеевского женского монастыря А.П. Афонский.
Николаевская ж.д. Ст. Клин. От ст. 10 в.".

А вот чудом сохранившиеся в нашей семье подлинные документы того времени:
Выписка о дате рождения Алексея Петровича Афонского от 1881 года
Выписка № 17й 1881 года сентября 25 дня
"Из копии с метрической книги, хранящейся при Георгиевской, погоста Георгиевского, что при озере, Церкви, состоящей Московской губернии, в Клинском уезде на тысяча восемьсот шестьдесятый /1860/ год, в коей в первой части о родившихся значится: месяца февраля первого /1/ дня рождение, а 2-го Крещение под № 7м мужеска пола имя родившегося: Алексей.
В графе о родителях: означенной Георгиевской, при озере, Церкви Диакон Петр Борисов Афонский и законная жена его Анна Павлова, оба православного исповедания.
В графе о восприемниках:
означенной Георгиевской, что при озере, Церкви Священник Феодор Николаев Лебедев и бываго Диакона жена — вдова Марфа Иванова Розанова.
Таинство крещения совершал приходской Священник Феодор Лебедев с Дьячком Михаилом Лебедевым.
В верности сей выписки с приложением Церковной печати удостоверяем вышеписанной Георгиевской, что при озере, Церкви:
Священник Георгий Розанов, (подпись)
Диакон Петр Афонский, (подпись)
Дьячок Николай Солнцев, (подпись),
Пономарь Иван Руднев (подпись)"

В справочнике "Московская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901 — 1917 годов", автор А.Ю. Дубинский есть такая запись: "Афонский Владимир, выпускник Московской духовной семинарии 1908 года. Родился 4 июля 1888 года, в семинарию поступил в 1902 году по окончании Заиконоспасского духовного училища. Отец: Афонский Алексей Петрович, священник московской церкви Покрова в Красном селе". Это — мой родной дядя. Последнее место его работы — главный врач госпиталя в городе Сызрани, где он и погиб в 1919 году во время эпидемии сыпного тифа, свирепствовавшего в годы гражданской войны. Видимо после окончания семинарии он стал врачом. У него было трое маленьких детей.
В больничном храме Архагела Михаила во время Великой Отечественной войны располагался детский сад № 4, в котором я провела несколько лет до поступления в школу. В настоящее время этот храм не существует.
Не знаю насколько это правда, но я слышала, что все храмы Ново-Алексеевского монастыря соединялись подземными ходами, по которым можно было проехать даже на лошадях.
Далее я расскажу о братьях моего дедушки. К сожалению, о некоторых из них я не знаю практически ничего. Может быть, кто-то, читая мои записи, узнает кого-то из своих родственников и откликнется — это было бы замечательно.

Афонский Николай Петрович (1851 г.р.) был в Клинских краях, пожалуй, самым известным священником.
8 апреля 1876 года к храму Дмитриевско-Донховского погоста был определен священник Николай Петрович Афонский, прослуживший в нем по воспоминаниям прихожан до 1926 года.
Отец Николай, был духовным следователем Третьего округа Клинского уезда, а с 1910 года — благочинным того же округа, с 1916 года — протоиереем. Николай Петрович Афонский был награжден всеми возможными церковными наградами.
В 1877 году его трудами и убеждениями на средства прихожан без затраты церковных сумм возведена удобная и довольно вместительная каменная сторожка, а в 1879 году построена народная школа для детей его прихожан, в которой отец Николай состоял законоучителем.
Его заботами и старанием к 1886 году холодная церковь украшена прекрасной живописью в академическом стиле (стоимость которой в переводе на сегодняшние деньги составляла около 450 000 рублей). Часть сюжетов повторяли росписи Храма Христа Спасителя.
В 1891 году храм был украшен пятиглавием (вместо одной главы) с изящными вызолоченными крестами. К 1910 году перестроена колокольня, ее высота увеличена на один ярус. В 1930-х годах церковь избежала закрытия советскими властями.
Николай Петрович долго воевал с прихожанами за сохранение старой деревянной церкви (те мечтали распилить ее на дрова и, в конце концов, победили, но только после снятия его с должности).
Отец Николай служил еще долго после революции, арестовывался, но был отпущен. Видимо он и похоронен на кладбище Донховского погоста (у деревни Аксеново, Клинского уезда).
Один из его сыновей — Сергей тоже выбрал духовную стезю и в предреволюционные годы был псаломщиком в клире кремлевского Верхоспасского собора.
(Взято из сведений А. Бокарева и Московских Епархиальных ведомостей за 2004 г, №№ 1-2).

Афонский Евгений Петрович (1864 г.р.)
С 1891 года и до его закрытия служил в селе Спас-Заулок Клинского уезда. Преображенский храм там был огромный каменный. В 1919-1923 годах был благочинным. В Спас-Заулок он попал, видимо, на место тестя протоиерея Михаила Львова. А до этого несколько лет прослужил в бедной церкви под Можайском (село Александровское).
Умер отец Евгений уже после закрытия храма в 1940-х годах. Его могила уцелела на сельском кладбище в Спас-Заулке. Рядом находится могила его матушки и кого-то из детей.
Один из его сыновей — Михаил тоже священник — служил в соседнем Тешиловском погосте (это Конаковский район). В 1930 году ему дали три года лагерей по статье 58-10 УК. Что с ним стало дальше — неизвестно, равно как и обо всей его остальной большой семье.

Афонский Михаил Петрович
Священник Паричской Свято-Духовской церкви, благочинный Паричского духовного училища.
Окончил Вифанскую Духовную Семинарию, священствовал с 1886 г., награжден орденом Св. Анны 2-й степени
(Белоруссия -Паричи).

Афонский Иоанн Петрович (1867 г.р.)
По окончании Вифанской духовной семинарии попал на родное место своего отца — Георгиевский погост. Потом, начиная с 1898 года, и вплоть до 1920-х годов был там же священником. Семья у него была большая.
В книге "За четверть века 1884 -1909 гг. К истории церковно-приходских школ Московской епархии". М. 1910 г., стр. 164 есть запись: "Георгиевская, в погосте Георгиевском при озере, церковно-приходская школа …. Заведующим школы состоит священник И.П. Афонский, а попечителем — священник Московского Алексеевского монастыря А.П. Афонский". Школа была открыта в 1885 году по инициативе священника О.Г. Розанова

Афонский Сергей Петрович
Перед революцией служил священником в селе Воскресенском на реке Шоше (Конаковский район) в настоящее время практически уничтоженном. Видимо в годы его настоятельства там выстроили каменную кладбищенскую церковь — ныне единственную уцелевшую от села постройку (село затопили при возведении водохранилища, но кладбище на пригорке сохранилось). В 1929 году отца Сергия в Воскресенском уже не было (был безбожный пасквиль в районной газете про священника, но тогда там уже служил отец Михаил Розанов).

Афонский Павел Петрович (1849\1850 — 1917 гг.). Эта семейная ветвь ушла в Белоруссию — Минск, Речица.
Павел Петрович родился в г. Клин Московской губернии, окончил Вифанскую духовную семинарию. В 1868 — 1872 годах учился в Московской духовной академии. Кандидат богословия. Три года преподавал словесность, историю литературы и логику в Олонецкой духовной семинарии. С 1878 года служил инспектором народных училищ. Знал несколько языков: греческий язык, французский, латинский и старославянский язык.
В 1883 году рукоположен в священники.
Законоучитель Минского женского училища духовного ведомства и настоятель училищной церкви.
В 1886 году — священник кафедрального собора, протоиерей. С 1894 г. ключарь
кафедрального Петро-Павловского собора в г. Минске, благочинный 1-го городского округа, член училищного совета, член Правления Минской духовной семинарии.
С 1904 г. настоятель Екатерининского собора г. Минска, благочинный Минского городского округа, член Епархиального совета попечения о бедных.
В 1912 году — председатель Епархиально-ревизионного комитета. Являлся цензором "Минских епархиальных ведомостей".
Награжден орденом св. Анны 3-й степени.
Автор трудов: Святыни города Минска. Минск, 1889; Что такое уния, как она началась и как окончилась? Минск, 1889; К 300-летию Минского Петро-Павловского собора. Минск, 1913.
Умер от острого приступа грыжи в 1912 году. Был похоронен с восточной стороны Екатерининского собора.
В 1936 г. Свято-Петро-Павловский собор, где был ключарем о. Павел Афонский, был до основания уничтожен целенаправленным взрывом, и сейчас на месте этого храма — пустырь.
Екатерининский собор в Минске в 1933 году советскими властями был отобран, после чего в нем размещался склад, а затем архив. Но здание собора сохранилось и в 1991 г. было возвращено Церкви. Было принято священноначалием решение собор переосвятить во имя свв. апостолов Петра и Павла. К тому времени надгробья над могилой о. Павла Афонского не было, но относительно самого захоронения имеется предположение, что оно сохранилось. По другим сведениям: могила Павла Петровича Афонского затерялась и только в 1985 году родственники восстановили ее. В этой работе принимал активное участие Николай Павлович Гамалицкий.
В Памятной книжке Минской губернии за 1900 год имеется запись о Павле Петровиче Афонском.

Его сын — Александр Павлович Афонский.
Священствовал с 1897 г.
Священник Спасо-Преображенской церкви села Брагино-Селец.
Окончил Московскую Духовную Семинарию.
Вместе с садовником любил работать в саду, ухаживать за деревьями и цветами. Любил заниматься резьбой по дереву. Одна из его работ хранится в Речицком музее — это кресло из мореного дуба с инкрустацией.
Я заканчиваю свой рассказ. Я горжусь своими предками. Ведь человек после смерти продолжает жить в памяти людской. Давайте же продлим жизнь нашим близким людям. Будем помнить о них.
И да святится имя твое — Человек.


Автор хотела бы поблагодарить Александра Бокарева, Андреева Григория Леонидовича и Геннадия Николаевича Шейкина из Белоруссии за помощь в осуществлении этого проекта.
13-28.11.2008

См. также: Афонский Петр Борисович


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–