|
Комитет о усовершенствовании духовных училищ
|
|
|
Организация:
[недействующ.]
| |
Дата учреждения:
29.11.
1807 г.
19 век
|
Дата закрытия: |
26.06.
1808 г.
19 век
|
|
|
История
Комитет о усовершенствовании духовных училищ — учрежден по Высочайше утвержденному 29 ноября 1807 г. докладу синодального обер-прокурора кн. А.Н. Голицына для разработки вопросов о преобразовании духовной школы и улучшения положения приходского духовенства. Членами были кн. Голицын, статс-секретарь М.М. Сперанский, митрополит Новгородский Амвросий (Подобедов), епископ Калужский Феофилакт (Русанов), обер-священник армии и флотов И.С. Державин и духовник Государя протопресвитер С.Ф. Краснопевков (умер до закрытия комитета, 4.03.1808 г.). Обязанности «производителя письменных работ» исполнял синодальный обер-секретарь А.Д. Данилов. Дело, к которому был призван комитет, началось еще в 1803 г. В конце этого года обер-секретарь синодальной канцелярии Г.И. Журихин, ведавший делопроизводством по учебным делам, стал собирать подробные сведения о мероприятиях духовного ведомства в области духовного просвещения и о состоянии наличных учебных заведений, которые явились основанием для всех проектов реформы духовной школы. Приблизительно в начале 1804 г. Журихин составил по этим сведениям подробную докладную записку для князя Голицына , в которой подавал мысль о своевременности возбудить ходатайство об увеличении отпускаемых на духовные училища сумм. Результатом записки было Высочайшее повеление Синоду 28.11.1804 г. о составлении подробного положения об улучшении содержания духовных училищ. 05.12.1804 г. Синод постановил во исполнение Высочайшего повеления собрать и рассмотреть подробные данные об экономическом положении всех духовных училищ и в то же время заняться подготовкой реформы академий, для чего поручить митрополиту Амвросию запросить мнения некоторых епархиальных преосвященных по этому предмету и составить надлежащий проект. Мысль о составлении проекта была дана Синоду митрополитом Амвросием по настоянию префекта Невской академии архимандрита Евгения Болховитинова, который взял на себя и ее осуществление. Проект был готов к марту 1805 г. В нем было 2 части: 1) предисловие, по сути воспроизводило журихинскую записку; 2) краткая схема нового устройства академии и семинарий, несколько приближавшегося к организации народного образования по уставу 1804 г., но, в общем, мало отступавшего от наличного положения дел. Проект был одобрен Государем и Синодом. Дальнейшая разработка его перешла в руки епископа Могилевского Анастасия (Братановского), работа которого не сохранилась. В 1806 г. в синодальной канцелярии составлялись новые штаты для учебных заведений и собирались материалы по вопросу об обеспечении причтов содержанием. В ожидании окончания этих предприятий, с 1807 г. была увеличена вдвое сумма, отпускаемая на училища. В том же 1807 г. появился новый проект, носивший название «Плана», известный также под названием «Начертания правил о образовании духовных училищ и о содержании духовенства при церквях». Он внешне распадался на две части: 1) об училищах; 2) о духовенстве; но по центральной своей идее — о невозможности улучшения состояния духовенства без улучшения средств к образованию его — составляет одно связное целое. Для окончательной обработки этого плана и был образован комитет о усовершенствовании духовных училищ. Докладом 29.11.1807 г. ему поручалось «рассмотреть план», составить исчисление сумм, нужных на приведение его в действие, и изыскать источники для таких сумм. Предварительно рассмотрения первой части плана были заслушаны краткие сведения по истории духовно-учебных заведений в учебном и экономическом положениях и о приносимой ими пользе государству, о причинах неустройства заведений и сообразно с ними установлены начала, которыми следует руководствоваться при оценке всякого проекта школьного преобразования: 1) цель духовного образования — основательное и твердое учение предметов, к духовному знанию принадлежащих; 2) духовные училища должны иметь управление, независимое от гражданских училищ; 3) управление это, исходя из одного центра, должны обнимать все роды училищ; 4) училища должны быть распределены на степени сообразно нуждам духовенства. В качестве руководящих начал при суждении о второй части плана, были приняты следующие: 1) сбор духовенством платы за мирские требы должны быть заменен назначением ему постоянного содержания; 2) а классы поставлены в соответствие со степенями учения и доброго поведения ищущих мест. Для исчисления сумм, нужных на осуществление реформы, было определено количество всех училищ, училища разделены на разряды и каждому разряду составлен примерный штат. Сумма для причтов выведена путем подсчета числа церквей каждого из 4 принятых классов и умножения на это число установленных в том же плане для классов окладов. Для изыскания источников к покрытию исчисленного расхода были выбраны два способа: 1) использование экономических церковных сумм; 2) назначение постоянного оклада из государственных доходов; 3) создание нового свечного дохода через монополизацию торговли церковными свечами; 4) система денежного хозяйства в течение первых 6 лет со времени проведения реформы в жизнь. В течение этого периода часть церковных сумм, весь свечной доход и часть отпусков из казны должны были ежегодно вноситься для приращения в банк до наступления седьмого года. По расчету комитета, к этому году должна была образоваться сумма, нужная для содержания духовно-учебных заведений и близкая к той, какая требовалась бы для полного обеспечения духовенства. Занятия комитета начались 03.12.1807 г., 14.12.1807 г. уже закончилось обсуждение второй части плана, 31.12.1807 г. закончено исчисление сумм, нужных на содержание училищ, 26.01 и 06.02.1808 г. вырабатывались способы к изысканию этих сумм; вероятно, вскоре после 06.02.1808 г. последовало полное окончание работ. Указом 26.06.1808 г. была утверждена Комиссия духовных училищ и упразднен комитет. «Начертания правил» были напечатаны (1-е изд. СПб.: Синодальная типография, 1808 г.; 2-е изд. Там же. 1809 г.; перепеч. в Полн. Собрании Законов, № 23122 и Описи дел Ком. Дух. Учил., СПб., 1910 г.) и разосланы для руководства в академии и семинарии. Первая часть «Начертания» и по составлении училищных уставов долго сохраняла силу уставного положения; в качестве такового, она разъяснялась и дополнялась; в 1814 г. была вновь пересмотрена и значительно исправлена. Журналы комитета ныне не сохранились, хотя были в руках еще у профессора И.А. Чистовича.
Литература: 1) Чистович И.А. История СПб. духовной академии. СПб., 1857; 2) Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894; 3) Полежаев Н.И. К истории духовной учебной реформы 1808-1814 гг. // Странник. 1889. № 8-9; 4) Знаменский П.В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование Александра I // Православный собеседник. 1878 и отдельно; 5) Православная Богословская энциклопедия. т. 12. стб. 458-464.
|
Библиография
1
|
Чистович И.А..
История С.-Петербургской духовной академии..
С.-Петербург.
1857
.
|
|
2
|
Чистович И.А..
Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия..
С.-Петербург.
1894
.
III,381 с..
|
|
3
|
Полежаев Н.И.
К истории духовной учебной реформы 1808-1814 гг..
Странник..
.
1889
.
№ 8-9..
|
|
4
|
Знаменский П.В..
Основные начала духовно-училищной реформы в царствование Александра I..
Православный собеседник..
.
1878
.
|
|
5
|
Лопухин А.П., Глубоковский Н.Н., ред..
Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь..
С.-Петербург.
1900
- 1911.
12 т..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|