link7104 link7105 link7106 link7107 link7108 link7109 link7110 link7111 link7112 link7113 link7114 link7115 link7116 link7117 link7118 link7119 link7120 link7121 link7122 link7123 link7124 link7125 link7126 link7127 link7128 link7129 link7130 link7131 link7132 link7133 link7134 link7135 link7136 link7137 link7138 link7139 link7140 link7141 link7142 link7143 link7144 link7145 link7146 link7147 link7148 link7149 link7150 link7151 link7152 link7153 link7154 link7155 link7156 link7157 link7158 link7159 link7160 link7161 link7162 link7163 link7164 link7165 link7166 link7167 link7168 link7169 link7170 link7171 link7172 link7173 link7174 link7175 link7176 link7177 link7178 link7179 link7180 link7181 link7182 link7183 link7184 link7185 link7186 link7187 link7188 link7189 link7190 link7191 link7192 link7193 link7194 link7195 link7196 link7197 link7198 link7199 link7200 link7201 link7202 link7203 link7204 link7205 link7206 link7207 link7208 link7209 link7210 link7211 link7212 link7213 link7214 link7215 link7216 link7217 link7218 link7219 link7220 link7221 link7222 link7223 link7224 link7225 link7226 link7227 link7228 link7229 link7230 link7231 link7232 link7233 link7234 link7235 link7236 link7237 link7238 link7239 link7240 link7241 link7242 link7243 link7244 link7245 link7246 link7247 link7248 link7249 link7250 link7251
Монастыри
Поиск


Монастырь Спасо-Евфросиниевский во имя Пресвятой Богородицы (женский)

  
Адрес : Беларусь, 211400, Витебская обл., г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89.
Телефон(ы): (021-44) 6-14-29
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1125 г. 12 век
  
  

Схема подчинения

Полоцкая епархия (Епархии)
Белорусский экзархат Московского Патриархата (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Основан в 1125 году известной полоцкой княжной прп. Евфросинией, в миру Предиславою на холме, окруженном рекой Полотой. В 1579 году обитель была отдана иезуитам, а в 1654 году возвращена православным. Затем в 1667 году она снова достается иезуитам, и снова православные изгоняются из Полоцка. В 1820 году обитель переходит в казну, а в 1832 году отдается в православное духовное ведомство. Монастырь восстановлен в 1840 году по повелению императора Николая I архиепископом Полоцким Василием Лужинским.
Спасо-Преображенский собор был построен до 1160 г. прп. Евфросинией.
Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу, покоились мощи прп. Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры в 1910 г. Торжество перенесения мощей длилось целый месяц, с 22 аперля по 22 мая. В монастыре также хранился устроенный прп. Евфросинией драгоценный шестиконечный крест с частицами мощей свв. угодников. На кресте была вырезана надпись, что крест этот всегда должен пребывать в основанной прп. Евфросинией обители.
В 1928 г. монастырь закрыт и разорен. Мощи прп. Евфросинии и драгоценный крест были изъяты.
Богослужения в Спасо-Евфросниевском храме возобновились в 1943 г. во время оккупации. С разрешения немецких властей верующим удалось вернуть в Полоцк святые мощи прп. Евфросинии, находившиеся в Витебском музее. Но драгоценный крест бесследно исчез.
Во время войны сильно пострадал самый большой монастырский храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (новый храм, освящен в 1897 г.). На территории обители разместилось гестапо, а Крестовоздвиженскую церковь немцы превратили в тюрьму для военнопленных.
В 1960 г. монастырь вновь закрыт. Часть сестер была переведена в Жировицкий монастырь, а часть осталась в городе. Полоцкие монахини не оставляли мощей прп. Евфросинии и своего храма.
Обитель возобновлена в 1990 (открыта 6.07.1989) г., когда первые четырнадцать насельниц переехали сюда из Жировицкого монастыря.


The Savior-St. Ephrosinia convent in the name of the All-Holy Theotokos.
The convent was founded in 1125 by the famous Polotsk princess St. Ephrosinia, secular name Predislava, on a hill surrounded by the Polota river. In 1579 the cloister was handed over to the Jesuits, but in 1654 returned to the Orthodox. In 1667 it went over to the Jesuits again, and again the Orthodox were driven out of Polotsk. In 1820 the cloister came under the jurisdiction of the State Treasury and in 1832 was handed over to the Orthodox Ecclesiastical Department. The convent was reopened in 1840 on the order of Emperor Nikolai I by Archbishop of Polotsk Vasily Luzhinsky.
The Lord's Transfiguration cathedral was built before 1160 by St. Ephrosinia.
The relics of St. Ephrosinia reposed in a magnificent shrine between the columns parallel to the iconostasis. They were solemnly translated here from the Kiev Caves monastery in 1910. The celebration of the translation of the relics lasted a month, from April 22 to May 22. The monastery treasured a six-point reliquary cross designed by St. Ephrosinia. The cross bore an inscription saying that it should always remain in the cloister founded by St. Ephrosinia.
In 1928 the convent was closed down and ravaged. St. Ephrosinia's relics and the precious cross were confiscated.
Services in the Savior St. Ephrosinia church were resumed in 1943, during the German occupation. With the permission of the German authorities the believers managed to get back to Polotsk the venerable relics of St. Ephrosinia kept in the Vitebsk museum. The precious cross, however, was never found.
During the war the biggest convent church in honor of the Exaltation of the Holy Cross (a new church dedicated in 1897) was heavily damaged. On the territory of the cloister a Gestapo office was quartered, and the Cross Exaltation church was turned into a jail for prisoners of war.
In 1960 the convent was closed down again. The sisters were partially transferred to the Zhirovitsky convent, and the rest remained in the town. The Polotsk nuns did not abandon St. Ephrosinia's relics and their church.
The cloister was reopened on 6.07.1989, when the first fourteen nuns moved here from the Zhirovitsky convent.
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятельница
   Евфросиния (Максимчук)
20 век   —  
20 век
  
  
   настоятельница
   Анфиса (Шевердева)
20 век     
  
  
  

Статистика

1998 г. — около 70 насельниц.

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
   2   Кирьянова Ольга.. Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся.... Московский церковный вестник.. Москва. 1998 . № 15 (16.10). с. 2..
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм в честь Воздвижения Креста Господня (монастырский)

Храм в честь Преображения Господня (монастырский)

 
   Святыни
 

Крест-ковчег напрестольный



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–