link2368 link2369 link2370 link2371 link2372 link2373 link2374 link2375 link2376 link2377 link2378 link2379 link2380 link2381 link2382 link2383 link2384 link2385 link2386 link2387 link2388 link2389 link2390 link2391 link2392 link2393 link2394 link2395 link2396 link2397 link2398 link2399 link2400 link2401 link2402 link2403 link2404 link2405 link2406 link2407 link2408 link2409 link2410 link2411 link2412 link2413 link2414 link2415 link2416 link2417 link2418 link2419 link2420 link2421 link2422 link2423 link2424 link2425 link2426 link2427 link2428 link2429 link2430 link2431 link2432 link2433 link2434 link2435 link2436 link2437 link2438 link2439 link2440 link2441 link2442 link2443 link2444 link2445 link2446 link2447 link2448 link2449 link2450 link2451 link2452 link2453 link2454 link2455 link2456 link2457 link2458 link2459 link2460 link2461 link2462 link2463 link2464 link2465 link2466 link2467 link2468 link2469 link2470 link2471 link2472 link2473 link2474 link2475 link2476 link2477 link2478 link2479 link2480 link2481 link2482 link2483 link2484 link2485 link2486 link2487 link2488 link2489 link2490 link2491 link2492 link2493 link2494 link2495 link2496 link2497 link2498 link2499 link2500 link2501 link2502 link2503 link2504 link2505 link2506 link2507 link2508 link2509 link2510 link2511 link2512 link2513 link2514 link2515
Монастыри
Поиск


Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца (женский)

  
Адрес : Россия, 601807, Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, п/о Хвойный, с. Новое.
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1350 г. 14 век
  
  

Схема подчинения

Владимирская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Монастырь основан в 1350 году преподобным Дмитрием Прилуцким. Из жития его известно, что он родился в г. Переславле и происходил из купеческого сословия. Еще в молодых годах святой Дмитрий удалился в болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева и там, терпя всевозможные лишения, проводил строгую подвижническую жизнь в посте и молитве. Сначала преподобным и собравшейся вокруг него братией был воздвигнут храм во имя святителя Николая, а потом и обитель, получившая название "Николаевского, что на болоте" монастыря. Преподобный Дмитрий с особым усердием устроил иноческое житие в созданной им обители, пользуясь советами своего друга и собеседника преподобного Сергия Радонежского, в то время воздвигавшего Свято-Троицкую обитель.
Монастырь неоднократно подвергался опустошению и даже полному разорению, то со стороны татар и поляков, то по случаю моровой язвы, и долгое время оставалась в запустении. Разоренная в 1382 году полчищами татар под предводительством Тохтамыша, обитель была восстановлена только во второй половине XV столетия. Но благоустроенное состояние монастыря продолжалось недолго. В 1669 году он вновь опустошен поляками и литовцами. На этот раз восстановил обитель из развалин старец Дионисий, родом армянин из купеческого сословия, впоследствии схимонах и затворник. Существует предание, что будучи благочестивым мирянином Дионисий однажды после усердной вечерней молитвы видел во сне святителя Николая, повелевшего ему возобновить обитель его имени. И старец Дионисий исполнил повеление св. Николая, чудотворный образ которого с того времени хранился в обители как великая святыня.
Схимонаху и затворнику Дионисию (1613 — 1645) и ближайшим после него настоятелям монастырь обязан приобретением земельных угодий, дарованием от государей и великих князей Московских различных льготных грамот. Во времена эти появился в обители так называемый "Корсунский Крест", привезенный в Переславль из Суздаля раскольниками, которые во время настоятельства Дионисия и после, до 1719 года, находили в Никольском монастыре приют и радушный прием, за что и платили привозимыми из разных мест различными священными предметами.
Из числа известных в истории раскола лиц жили в монастыре инок Феоктист в 1665 году, затем Питирим, который в 1704 году был назначен строителем, а в 1713 году — игуменом. В свое время он принес много пользы православию как известнейший борец против раскола. Ко времени настоятельства Питирима относится строительство летнего соборного храма во имя святителя Николая Чудотворца. Церковь строилась сорок лет (1680 — 1721) трудами и средствами благотворителей Герасима Яковлева и жены его Ирины Обуховой, московских граждан. По обеим сторонам храма находились придельные церкви: на правой стороне — во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, а на левой — преподобного Герасима, где и покоился прах благотворителей.
В 1748 году была возведена теплая церковь во имя Благовещения Божией Матери на месте сгоревшей в 1745 году церкви во имя Казанской иконы Божией Матери. В храме Благовещения Божией Матери находятся приделы во имя Сретения Господня и во имя Всех Святых. В это же время были построены святые врата и на них церковь во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
В конце XIX века назрела необходимость в капитальной реставрации обители, кроме того, от довольно частой перемены настоятелей менялся часто и состав братии, а от этого страдало до некоторой степени и монастырское богослужение. 10 июня 1898 года, согласно указному предписанию Святейшего Синода, монастырь был переименован из мужского на женский. Первыми монашествующими были четыре монахини и восемь послушниц из Успенского женского монастыря (г. Александров Владимирской области). Вместе с устройством обители возросло и число монашествующих сестер: в 1903 году в монастыре проживало около ста человек.
Главными святынями обители были древняя чудотворная икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, находящаяся в монастыре с XVI века, и "Корсунский Крест" (памятник XVII века), украшенный круглыми серебряными ковчежцами с частицами мощей свв. угодников Божиих.
Октябрьский переворот 1917 года на долгих семь десятилетий пресек мирную и чинную жизнь древней православной обители, одной из первых принявшей на себя чудовищный по силе и жестокости, неслыханный по изуверству и кощунству удар богоборческой власти. Буквально стертыми с лица земли оказались монастырские стены, до основания взорваны летний соборный храм святителя Николая и старинная колокольня, разграблено имущество и многочисленные святыни монастыря, и только догадываться можно об участи и дальнейших судьбах насельниц и причта обители. Новые власти сохранили, однако, часть жилого корпуса и хозяйственных построек: в них была переведена городская скотобаза, алтари изощренно осквернены, а на оставшихся руинах заботливо развешаны памятные доски.
27 декабря 1993 года решением Священного Синода Московской Патриархии монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первыми насельницами стали три инокини, посланницы Свято-Введенского Толгского женского монастыря. Начались восстановительные работы.
На Благовещение, 7 апреля, в церкви Благовещения Божией Матери была совершена первая Божественная Литургия игуменом Никитского и Даниловского мужских монастырей о. Анатолием (Аксеновым).
20 апреля, в день преподобного Даниила, святые мощи Переславского Чудотворца были торжественно перенесены из Исторического музея города и установлены в старинной раке перед Царскими вратами храма Благовещения Пресвятой Богородицы.
3 июля, на праздник Всех Святых, Божественная Литургия была проведена первым постоянным священником монастыря иереем Петром (Кривощековым).
В настоящее время сестры обители живут в соответствии с вековыми обычаями православного монашества. Обитель может принять до 60 сестер. Прибывающим послушницам дается испытательный срок, и лишь по прошествии года, по прошению настоятельницы с благословения правящего архиерея они могут быть зачислены в штат монастыря.
Вновь открыт 6.06.1995 г.
Подворье Владимиро-Суздальской епархии.
  
  

Служители

 Глава
  
   старшая сестра
   Ольга (Алешина)
20 век     
  

 
Библиография

   1   Свято-Никольский женский монастырь: Его прошлое и настоящее.. Град Китеж.. Москва. 1995 . с. 38.
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырский)

Храм во имя свв. апп. первоверховных Петра и Павла (монастырский)

 
   Святыни
 

Мощи прп. Димитрия, Переславского Чудотворца



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–