История
Преподобный Стефан, игумен Махрищский, чудотворец
50-е гг. ХIV век. |
основание монастыря преподобным Стефаном. |
1372 г. |
посещение монастыря преподобным Сергием. Уход его с иноком Симоном на реку Киржач, основание Благовещенского монастыря. |
|
14 июля 1406 г. |
преставление преподобного Стефана. |
1557 г. |
назначение игуменом Варлаама (затем епископ Суздальский и Тарусский, 1570—1583), закладка Троицкого храма, обретение нетленных мощей преподобного Стефана. |
1558 г. |
освящение придела преподобного Стефана. |
1585 г. |
| погребение в монастыре епископа Варлаама. |
1609 г. |
разорение монастыря польско-литовскими захватчиками. |
1615 г. |
приписка обители к Троице-Сергиеву монастырю. |
кон. XVII — нач. XVIII вв. |
перестройка придела преподобного Стефана. |
1791-92 гг. |
строительство монастырской ограды с храмом преподобного Сергия. |
1806 г. |
сооружение церкви Апостолов Петра и Павла. |
1807-1808 гг. |
сооружение Троицкой церкви на месте разобранного храма XVI в. |
1887-90 гг. |
сооружение колокольни. |
1904-05 гг. |
перестройка храма Преподобного Стефана. |
1906 г. |
торжественное празднование 500-летия со дня преставления преподобного Стефана. |
1922 г. |
закрытие монастыря. |
1943 г. |
разрушение храмов Преподобного Стефана и Троицкого. |
1993 г. |
водружение на территории монастыря памятного креста в честь 600-летия преставления преподобного Сергия, возобновление обители как скита Успенского женского монастыря в г. Александрове. |
1995 г. |
предоставление монастырю статуса самостоятельного. |
14 нояб. 1996 г. |
закладка воссоздаваемого храма Преподобного Стефана. |
В пятнадцати километрах от города Александрова, что во Владимирской области, в живописной местности на слиянии рек Молокчи и Махрищи возвышаются строения древнего Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.
Троицкий Стефано-Махрищский монастырь в начале ХХ-го века
Монастырь сегодня
Более шести столетий назад, в пятидесятые годы XIV века, была основана святая обитель преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печерского монастыря. Из-за притеснения униатов, широко распространившихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и искать убежища в Москве, где он был приветливо встречен великим князем Иоанном II Иоанновичем Кротким (1353—1359), предложившим ему поселиться в любом московском монастыре. Но в поисках уединения преподобный Стефан пожелал поселиться в тихом и отдаленном месте в пределах Московского княжества. С этой целью он отправился в северные земли княжества и в лесном урочище, именуемом по реке Махрище, решил остановиться для пустынножительства. Выбранное место находилось в 35 километрах от Троицкой обители известного тогда всюду преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Стефан получил от Великого князя не только нарочитую грамоту на пользование найденным местом, но и обильные пожертвования на строительство монастыря. В неустанном труде по созданию обители и непрестанных молитвах проводил преподобный Стефан время в дебрях близ реки Махрищи. Молва о его благочестии быстро распространилась среди окрестных жителей. К угоднику стало притекать немалое число желающих поселиться в его пустыни ревнителей иноческой жизни. Вскоре возникла необходимость сооружения первого храма, трапезной, келий, а также ограды. Общими усилиями братства все это было с успехом построено, и преподобный Стефан направился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного им монастыря. В Махрищском монастыре, как и в обители преподобного Сергия, был введен общежительный устав. Сам преподобный Стефан своей подвижнической жизнью был для братии достойным примером для подражания.
Не только близость расположения двух монастырей, но и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана и игумена Земли Русской, преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях. Так однажды преподобный Сергий за вечерней службой услышал, как пришедший в обитель его родной брат, игумен московского Богоявленского монастыря, выражал недовольство наименованием игуменом и Сергий, и, ревнуя о тишине и взаимной любви, покинул тайно свой монастырь и направился в Махрищскую пустынь.
Узнав о приходе преподобного Сергия, Махрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему навстречу. Поклонившись друг другу до земли, никто из преподобных не желал принять на себя первенства дать благословение другому — так велико было их смирение.
Встреча прпп. Сергия Радонежского и Стефана Махрищского
Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищском монастыре, после чего с иноком этой обители Симоном, хорошо знавшим окрестные места, отправился далее в путь и в живописной местности на крутом берегу реки Киржач по благословению митрополита Алексия основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и прожил около трех лет.
Немало скорбей пришлось претерпеть и преподобному Стефану в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Когда все средства увещевания и умиротворения крестьян были употреблены игуменом Стефаном, но это их не успокоило, тогда преподобный сказал им: "Бог простит вас, чада, и не вы это злобствуете, но лукавый диавол!" С этими словами преподобный решил па время покинуть Махрищскую обитель, поручив управление ею иеромонаху Илии. Взяв с собой инока Григория, преподобный Стефан смело направился на далекий Север. Миновав Вологду, близ реки Сухоны он основал около 1370 года Троицкий Авнежский монастырь.
Позже преподобный Стефан по просьбе святого великого князя Дмитрия Иоанновича Донского прибыл в Москву, где был радушно встречен святителем Алексием и самим князем. Обители вновь пожаловали земли и угодья. Будучи в столице, преподобный Стефан по просьбе родственника великокняжеского окольничьего Вельяминова Косьмы совершил над ним малый чин монашеского пострига (рясофор) с именем Кирилл — будущего Белоезерского подвижника. По его ходатайству инока Кирилла приняли в Симонов монастырь, игуменом коего был архимандрит Феодор — племянник преподобного Сергия. В этой обители Кирилла вскоре постригли в монашество.
По возвращении в Махрищский монастырь преподобный Стефан продолжал здесь свою духовную жизнь, к которой навык с юности. Обитель по его молитвам и трудам пребывала тогда в цветущем состоянии. Достигнув глубокой старости и предчувствуя приближение своей кончины, преподобный Стефан собрал братию и преподал ей последнее наставление, обратив ее внимание на стяжание страха Божия, непрестанной памяти смертной и особенно любви нелицемерной, строго сохраняя монашеское общежитие. Старейшество в обители он поручил опытному в иноческой жизни и совершенному в добродетелях старцу иеромонаху Илии. Сам облекшись в схиму, вскоре предал дух Господу. Это было 14 июля 1406 года.
С кончиной в Бозе почившего игумена от тела его повеяло благоуханием, в чем братия уразумела явное свидетельство о благоприятном его предстательстве пред Богом. Погребен преподобный был у стен сооруженной им Троицкой церкви. Со временем над могилой от одного корня выросли три большие березы, в вершинах своих сросшиеся в виде шатра, осенявшего место упокоения праведника. При мощах преподобного Стефана совершилось немало исцелений больных, с верою притекающих к угоднику Божию.
В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. В сгоревшем монастыре остались только несколько братии, сохранивших общежительный устав. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил преподобных Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек. С особым усердием он собрал все сведения о жизни преподобного Стефана и чудесах, бывших от его гроба, и преподнес свой труд царю Иоанну Васильевичу Грозному, а также и митрополиту Макарию, который оставил заметный след в церковной и культурной жизни Руси. Монументальный многотомный труд святителя Макария — Великие Макариевские Четьи-Минеи стали выдающимся памятником духовной письменности Русской Церкви. Большое влияние святитель Макарий оказывал и на молодого царя Иоанна Грозного, называвшего его "желателем добрых дел и любви". По благословению митрополита иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф написал житие и службу преподобному Стефану. Не случайны, видимо, и неоднократные посещения царем Махрищского монастыря и пожертвование им 200 рублей на строительство каменной церкви Святой Троицы на месте сгоревшей. При построении нового каменного храма Святой Троицы в 1557 году были обретены нетленными мощи преподобного Стефана. По открытии гроба повеяло благоуханием. На персях преподобного оказался неистлевшим кожаный пояс с тисненым изображением двунадесятых праздников. По велению митрополита Макария пояс был вложен в серебряный вызолоченный крест, от которого многие стали получать исцеления.
По благословению священноначалия мощи преподобного были оставлены под спудом (в могиле), а над ними сооружена церковь в честь преподобного Стефана, ставшая северным приделом Троицкого храма. Освящен придел был в 1558 году в присутствии Иоанна Грозного и его супруги Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного Стефана. Строительство же Троицкой соборной церкви продолжалось еще около десяти лет. Это был четырехстолпный на подклети одноглавый храм с каменными галереями с запада и юга и вторым (помимо Стефановского) приделом в честь Владимирской иконы Богоматери, расположенным в дьяконнике алтаря Троицкой церкви.
В 1570 году игумен Варлаам был посвящен во епископа Суздальского и Тарусского. На этой кафедре он находился до 1583 года, когда ушел на покой, вернулся в Махрищский монастырь, где и скончался через два года и здесь же был погребен.
В Смутное время "...от войны литовских людей и от русских воров тот монастырь разорен до основания...", — так написано в грамоте царя Михаила Феодоровича в 1615 году, когда Махрищская обитель была приписана к Троице-Сергиеву монастырю. Но перемена статуса, видимо, не скоро сказалась на благосостоянии монастыря. По описи 1642 года, помимо Троицкого храма с приделами преподобного Стефана и Владимирской иконы Богоматери, упоминаются три деревянных жилых корпуса: властные хоромы для приезда священноначалия, строительские келии, где проживали присланные из Троице-Сергиева монастыря иеромонахи, и братский корпус, в котором жили 10 человек братии. В одной из трех келий братского корпуса находилась и трапезная. Хозяйственных построек в то время в монастыре не было. Несмотря на столь скудное положение, Махрищский монастырь по распоряжению Петра I должен был выслать из принадлежавших ему деревень по соответствующему числу душ молодых здоровых рабочих с топорами, вилами и заступами для построения нового града Петербурга.
Новый подъем Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731— 1812), выдающегося богослова и проповедника, немало сделавшего для преобразования духовных школ и Московской Духовной Академии в частности. Владыка полюбил Махрищский монастырь и в летнее время две-три недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона сооружена каменная ограда (1791—1792), над восточными воротами — церковь Преподобного Сергия Радонежского (1792), а над северными — Первоверховных апостолов Петра и Павла (1806), братские корпуса, перестроена древняя Троицкая церковь (1807—1808). О духовной жизни в монастыре в конце XVIII века можно судить по следующему замечанию митрополита Платона: "Нашел Его Высокопреосвященство похвалы достойнейшия, что братия по послушанию трудятся, пруд сами чистят, общую трапезу имеют, странноприимствуют, мельницу устроили, службу церковную производят тщательно, по монастырскому обыкновению.., делают же все по согласию и любви... Господь да дарует строителю доброе тщание, искусство и успех наипаче в строительстве душ братии".
В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться: строятся новые здания, к Троицкой церкви пристраивается трехъярусная колокольня, возводится конный и скотные дворы, оранжерея. В 1900 году старанием иеромонаха Алипия в монастыре устраивается детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа. При монастыре имелась большая библиотека, которая пополнялась периодическими изданиями: "Русский паломник", "Кормчий", "Церковные душеполезные чтения" и другими.
В 1906 году торжественно отмечалось 500-летие со дня кончины преподобного Стефана.
В центре монастыря возвышались два храма — Стефановский и близ него, с юга — Троицкий. В первом под спудом почивали мощи основателя монастыря. Храм этот неоднократно перестраивался и в начале века по проекту архитектора И. Ф. Мейснера был увенчан шатром.
Троицкая церковь, сооруженная на месте разобранного храма XVI века, была освящена митрополитом Платоном 23 августа 1808 года в день Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы. Слово на освящение храма произнес молодой учитель высшего красноречия и риторики Московской Духовной Семинарии Василий Дроздов — будущий митрополит Московский и Коломенский Филарет (канонизован Русской Православной Церковью в 1992 г.), часто бывавший в монастыре вместе со своим учителем и старшим товарищем митрополитом Платоном. В проповеди он, в частности, сказал: "...Вчера беспокровный странник остановился почить в пустыне и, взяв от камений места того, положил в возглавие себе: ныне, открыв очи, он видит, что страшно место сие, что это не простое место, но дом Божий и врата небесныя!.. Суетность устроила бы жилище утех; гордость воздвигала бы капище самой себе; благочестие созидает храм благочестия и дом Божий... Не все те, которые в стенах сих находятся, находятся в доме Божием. Дом Божий составляет снисхождение не только Бога к человеку, но и взаимное приближение человека к Богу. Молитва толцет в двери Его; вера допускает внутрь; любовь обитает в нем неисходно".
В Троицком храме, прообразом которого послужил возведенный владыкой Платоном в 1763 году храм Преображения Спасо-Вифанского монастыря, было два престола: иконостасы стояли друг над другом. Внизу помещался престол в честь Иоанна Златоуста, а над ним — в честь Святой Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой пристенные галереи на колоннах. Через сорок лет после завершения строительства предполагалось перестроить собор, однако святитель митрополит Московский Филарет (Дроздов) указал, что "...все переиначивать нельзя, не оставить ли из уважения к трудам старца святителя Платона внутреннее расположение, как оно им устроено, престолы при устройстве полов не переиначивать". К западному фасаду при этом ремонте была приложена двухэтажная пристройка со сводами, в которой размещались ризница и библиотека, а с севера часовня над могилой местночтимого епископа Варлаама.
В 1887—1890 годах по проекту "неклассного художника архитектуры" А.П. Белоярцева к Троицкой церкви была пристроена трехъярусная колокольня, ставшая вертикальной доминантой всего монастырского ансамбля.
Главной святыней была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, находящаяся в монастыре со времен игумена (впоследствии епископа) Варлаама. Над мощами прп. Стефана в храме его имени в 1779 г. устроена серебряная рака.
Ежегодно в Стефановской пустыни совершались крестные ходы: 26 июня и 14 июля.
К достопримечательностям монастыря также относились находящиеся в 24 верстах от Сергиева Посада и принадлежащие Махрищской обители пещеры и часовню над ними в деревне Палицах.
В 19 веке на Троицкой дороге, ведущей в Москву, стояла часовня Махрищского монастыря. Напротив нее богомольцы останавливались для посещения пещеры, которую вырыл в горе труженик обители Преподобного Стефана монах Антоний (в миру Авраамий). Он подвизался здесь девять лет и умер в феврале 1827 года. Погребен был инок за часовней.
При монастыре содержалась церковно-приходская школа с общежитием для учеников, больница, странноприимный дом.
Но всей этой, веками складывавшейся красоте оставалось быть совсем немного, незаметно подкрадывались суровые испытания. В 1922 году монастырь был закрыт, а его постройки были переданы различным организациям под хозяйственные нужды. В 1942 году были разобраны Стефановская и Троицкая церкви, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. Монастырь все больше и больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но нет невозможного для Бога. В 1993 году епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на оскверненной территории монастыря был водружен памятный деревянный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму Апостолов Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, возглавляемого игуменией Иоанной, затем в 1995 году стал самостоятельным монастырем (по постановлению Св. Синода от 06.06.1995). Немало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в храме Святых апостолов Петра и Павла. Божие благословение к этой обители проявилось в неоднократном мироточении иконы преподобного Серафима Саровского, освященной в начале XX века на мощах этого угодника.
Чудом нашлись и благотворители монастырю. Неоценимую помощь ему оказывают государственный концерн "Росэнергоатом" и его президент Эраст Николаевич Поздышев со своими сотрудниками. Несмотря на известные экономические трудности в стране, они делают все возможное для возрождения этой древней святой обители. 14 ноября 1996 года состоялась торжественная закладка первого камня в основание воссоздаваемого храма Преподобного Стефана.
Проект вновь возводимого храма во имя прп. Стефана Махрищского
Постепенно восстанавливаются из руин монастырские постройки. 25.11.1997 патриарх Алексий II освятил вновь восстановленный Троицкий храм. При постоянной заботе правящего архиерея — архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, сестры монастыря во главе с настоятельницей монахиней Елисаветой постепенно возрождают святую обитель. Входят в монашескую жизнь, стремятся найти в своей обители спасение души, быть полезными для страждущего мира.
В настоящее время в монастыре проживают 20 насельниц, несущих повседневные монастырские послушания — чтение Псалтири, клиросное, швейное, трапезное и различные хозяйственные.
Служащий священник — игумен Порфирий — в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры, где в течение 20 лет нес монашеское послушание. Духовник монастыря — насельник Лавры Преподобного Сергия, архимандрит Варфоломей. И до сего времени связь с Лаврой игумена Земли Русской преподобного Сергия не прекращается, в чем видимо проявляется Промысл Божий над обителью Преподобного Стефана.
По состоянию на 2002 год проведены масштабные реставрационные работы: восстановлена восточная (Сергиевская) надвратная церковь, и с нуля возведен Стефановский храм. Приведены в порядок некоторые жилые и хозяйственные корпуса. Перестраивается обветшавшая ограда.
Спонсором монастыря выступил концерн "РосЭнергоАтом".
Указом Св. Синода от 17 августа 2004 года монастырю усвоен статус ставропигиального.
Служба в монастыре (1997 г.)
Братья и сестры! Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь нуждается в Вашей помощи!
|