link19305 link19306 link19307 link19308 link19309 link19310 link19311 link19312 link19313 link19314 link19315 link19316 link19317 link19318 link19319 link19320 link19321 link19322 link19323 link19324 link19325 link19326 link19327 link19328 link19329 link19330 link19331 link19332 link19333 link19334 link19335 link19336 link19337 link19338 link19339 link19340 link19341 link19342 link19343 link19344 link19345 link19346 link19347 link19348 link19349 link19350 link19351 link19352 link19353 link19354 link19355 link19356 link19357 link19358 link19359 link19360 link19361 link19362 link19363 link19364 link19365 link19366 link19367 link19368 link19369 link19370 link19371 link19372 link19373 link19374 link19375 link19376 link19377 link19378 link19379 link19380 link19381 link19382 link19383 link19384 link19385 link19386 link19387 link19388 link19389 link19390 link19391 link19392 link19393 link19394 link19395 link19396 link19397 link19398 link19399 link19400 link19401 link19402 link19403 link19404 link19405 link19406 link19407 link19408 link19409 link19410 link19411 link19412 link19413 link19414 link19415 link19416 link19417 link19418 link19419 link19420 link19421 link19422 link19423 link19424 link19425 link19426 link19427 link19428 link19429 link19430 link19431 link19432 link19433 link19434 link19435 link19436 link19437 link19438 link19439
Монастыри
Поиск


Монастырь Спасо-Яковлевский Дмитриев Ростовский (мужской)

  
Адрес : Россия, 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44.
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1389 г. 14 век
  
  

Схема подчинения

Ярославская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Обитель находится в гор. Ростове, недалеко от Кремля, на берегу озера Неро. Эта обитель была основана епископом Ростовским свт. Иаковом в 1389 г. и первоначально по главному храму называлась Зачатьевской. Современное же название объясняется следующим образом: Яковлевским монастырь назван в честь его основателя, Спасским — потому, что к нему был приписан Спасский монастырь, Димитриевым — потому, что в нем нетленно почивали мощи свт. Димитрия, епископа Ростовского.
В обители было три храма: соборный во имя Зачатия св. Анны; во имя свт. Иакова епископа Ростовского; во имя св. Димитрия Ростовского. Под спудом в соборе почивали мощи основателя обители свт. Иакова. В серебряной раке в соборе почивали мощи свт. Димитрия Ростовского. В этом же храме находились местночтимая икона Божией Матери "Ватопедская", бывшая келейной иконой свт. Димитрия, привезенная им с собою в Ростов, и икона Божией Матери "Боголюбская", с которой жители города встречали св. Димитрия по прибытии его в Ростов.
В монастырской ризнице хранились следующие святыни: митра из рудожелтой камки с образами, писанными золотом и красками, в которой были обретены нетленные мощи свт. Димитрия, серебряный ковчежец с перстом от мощей свт. Димитрия, ризы из саккоса свт. Димитрия, белое бумажное полотенце, присланное Димитрию в дар из Иерусалима, белый коленкоровый платок святителя.
6 августа, 21 сентября и 27 ноября в обители совершались крестные ходы. При обители существовала церковноприходская школа и странноприимный дом.
Со времени строительства каменного монастырского собора Яковлевского монастыря в конце 50-х гг 17 века колокола размещались на находившейся при нем каменной шатровой звонице. До середины 60-х гг. 18 века колокольный набор монастыря состоял из шести колоколов. В это число входил небольшой 4-х пудовый (66 кг) колокол, отлитый в 1652 году и пожалованный в Яковлевский монастырь царем Алексеем Михайловичем. Этот колокол был подписным, надпись на нем гласила: "Лета 7160 июня в 20 день пожаловал Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович сей колокол по святейшем Иосифе, патриархе всея Руси во град Ростов в Зачатиевский монастырь Иакову чудотворцу на его келейную казну весом в Д пуды".
К концу 70-х гг. 18 столетия в Спасо-Ярославском монастыре завершилось строительство новой трехъярусной колокольни. Колокола на ней размещались на двух ярусах: самый большой был повешан в среднем пролете, остальные — расположены в верхнем.
В начале 19 века на колокольне были установлены часы, снятые в свое время со звонницы Спасо-Песоцкой обители.
Судя по монастырскому описанию середины 19 века в монастыре насчитывалось 15 колоколов,учитывая колокол, пожалованный в 17 веке царем, который в числе других монастырских реликвий, хранился в ризнице.
К концу 10-х гг. нашего столетия Спасо-Яковлевский монастырь имел 26 колоколов: 22 колокола находились на колокольне, 3 колокола — на звоннице при церкви Богоматери Всех Скорбящих Радости, 1 колокол ("царский") — в ризнице.
На рубеже 18-19 вв., когда практически весь монастырский комплекс был отстроен заново, в обители сооружается храм св. Димитрия Ростовского. Идея создания в Яковлевском монастыре Димитриевского храма становится актуальной сразу же после канонизации святителя. Так, в конце 70-х годов, когда в монастыре строилась южная стена ограды, настоятель Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении возведения храма в честь св. Димитрия Ростовского над южными, обращенными к озеру вратами. Однако, Синод строительство Димитриевского надвратного храма запретил. Синодальное дозволение устроить в Яковлевском монастыре каменную церковь св. Димитрия последовало лишь в 1794 году. А в 1795-1801 гг. в северо-восточном углу монастыря, напротив Зачатиевской церкви сооружается Дмитриевский храм — самое грандиозное строение монастырского ансамбля. Сооружение храма финансировал граф Н.П. Шереметев. 27 октября 1801 года Димитриевская церковь была освящена архиепископом Ярославским и Ростовским Павлом.
В 1804 году в трапезе Димитриевского храма устраиваются два придела: правый посвящается св. Николаю, небесному хранителю Николая Петровича Шереметева, левый обращается в честь св. великомученика Димитрия Солунского, — святого, тезоименитого Ростовскому святителю Димитрию.
6 января 1835 года монастырь стал первоклассным. На торжестве присутствовали многочисленные гости, в том числе ярославский губернатор, светское губернаторское начальство, настоятели монастырей и священники епархии. Перед началом благодарственного молебна наместник Флавиан зачитал высочайший манифест о возведении обители в первый класс.
В 1836 году Синод, указом от 11 сентября, согласно прошения архимандрита Иннокентия, повелел , в память присоединения к Яковлевскому монастырю Спасского и в ознаменование уважения к находящимся в обители мощам св. Димитрия Ростовского, присвоить монастырю наименование Спасо-Яковлевский-Дмитриев. Помимо этого, в знак уважения к святыням монастыря и в соответствии с его знаменитостью, настоятелю, архимандриту Иннокентию и будущим после него Синод пожаловал право пользоваться при богослужении особыми отличиями, а именно — совершать богослужение с рипидами, дикириями и принимать святые дары по великом входе в царских вратах. В иерархии православных русских обителей Ростовский Спасо-Яковлевский-Дмитриев первоклассный ставропигиальный монастырь занял шестое место.
Столь высокого статуса монастырь достиг во время настоятельства архимандрита Иннокентия, и, во-многом, благодаря его усилиям. Не менее значимый след в истории обители оставил иеромонах Амфилохий.
Со второй половины 18 века и до начала нашего столетия монастырь неоднократно посещался представителями царствующего дома Романовых. Первое документально зафиксированное прибытие в обитель представительныцы царствующей династии произошло в 1763 году и было связано с переложением мощей св. Димитрия в новую серебряную раку. Рака устраивалась усердием императрицы Елизаветы Петровны, но смерть не позволила ей лично преподнести монастырю этот подарок. В торжествах переложения мощей участвовала императрица Екатерина II.
В 19 веке посещения Яковлевского монастыря представителями царствующего дома приобрели регулярный характер. Все императоры, правящие в России в 19 — нач. 20 века, почтили монастырь свои присутствием.
Одимн из замечательнийших храмов монастыря — Воскресенский, расположенный в подвальном этаже Яковлевской церкви. Освящен храм был 1 апреля 1912 года. В храме располагались подобия святынь Воскресенского храма в Иерусалиме и церкви Рождества Христова в Вифлееме: копии Вифлеемской пещеры, Темницы Христа, Голгофы и Гроба Господня. При этом совпадали не только размеры, но и детали внутреннего убранства. Храм был устроен на средства монахини Вероники (Веры Семеновны Волчковой). 27 марта 1928 года храм был закрыт. К настоящему времени почти все детали интерьера Воскресенской церкви утрачены.
В советское время, после закрытия монастыря, на его территории располагались склады, воинские части, часть строений была приспособлена под жилье.
В 1988 г. Спасо-Яковлевский монастырь стал филиалом Ростовского музея-заповедника. 15 января 1991 решением исполкома Ярославского областного совета монастырь передан Русской Православной Церкви под создание мужского монастыря.


The Rostov Savior- St. Jacob and St. Dmitry monastery
The cloister is located in Rostov, not far from the Kremlin, on the bank of the lake Nero. This cloister was founded by St. Jacob, Bishop of Rostov, in 1389. Initially it was called the Conception monastery, after its main church. Its present name finds the following explanation: St. Jacob was its founder, Savior — because Savior monastery was attached to it, St. Dmitry was the Bishop of Rostov whose imperishable relics reposed here.
In the cloister there were three churches: the St. Anna Conception cathedral, the St. Jacob of Rostov church and the church in honor of Dmitry of Rostov. In the cathedral the relics of the cloister founder St. Jacob reposed under a tombstone, and the relics of St. Dmitry of Rostov were kept in a silver shrine. In the same church there was a locally venerated "Vatopedskaya" icon of the Mother of God, which was a cell icon of St. Dmitry who brought it to Rostov, and the "Bogoliubskaya" icon of the Mother of God, with which the town dwellers met St. Dmitry upon his arrival at Rostov.
The monastery treasured a miter of yellow damask with images painted in gold, belonging to St. Dmitry, a silver shrine with a finger of St. Dmitry, a sakkos that belonged to St. Dmitry, a white cotton towel sent to St.Dmitry as a gift from Jerusalem, a white calico kerchief of the Hierarch.
On August 6, September 21 and November 27 processions with the cross were held in the cloister. There was also a parish school and a hostel.
Since the construction of the stone cathedral in the late 1650s, the bells hung in a stone belfry adjoining the cathedral. Till mid-1760s the bell set consisted of 6 bells. It included a small 4 pud (66 kg) bell cast in 1652 and presented to the St. Jacob monastery by Tsar Alexey Mikhailovich. This bell had an inscription that read: "Of year 7160 (from the creation of the world) in June on the 20th day the Sovereign Tsar and Great Prince Alexey Mikhailovich bestowed this bell of 4 puds of weight under His Holiness Josef, Patriarch of All Russia, upon the Conception monastery in Rostov town to Jacob the Wonderworker for his monastery treasury".
In the late 1770s the construction of a new three-level belfry was accomplished in the Yaroslavl Savior monastery. The bells were arranged on two levels: the biggest one was hung in the middle tier, the rest — in the upper one.
In the beginning of the 19th century a clock was installed in the belfry. The clock was taken from the belfry of the Pesotsk Savior cloister.
Judging by the guide to the monastery written in the middle of the 19th century there were 15 bells in the monastery. The bell bestowed by the Tsar in the 17th century was kept in the vestry.
By the late 1910s the Savior-St. Jacob monastery had 26 bells: 22 bells were in the belfry, 3 bells — in the belfry at "Joy of All Who Sorrow" icon of the Theotokos church, 1 bell (Tsar's one) — in the vestry.
On the verge of the 19th century, when the whole monastery complex was built anew, the St. Dmitry of Rostov church was erected. The idea of erecting a church in honor of St. Dmitry in St. Jacob monastery became very topical after the canonization of the Hierarch. Thus in the late 1770s, when the southern wall of the monastery was under construction, the Father Superior Amphilochy sent a petition to the Holy Synod asking for permission to erect a church in honor of St. Dmitry of Rostov over the southern gates facing the lake. However the Synod forbade the construction of St. Dmitry church over the gates. The Synodal permission to erect St. Dmitry church in St. Jacob monastery followed only in 1794. And in 1795-1801 in the north-eastern monastery corner, opposite to the Conception church, the St. Dmitry church was built — the most massive structure of the monastery ensemble. The construction of the church was financed by Duke N.P.Sheremetev. On October 27, 1801, the St. Dmitry church was dedicated by Archbishop Pavel of Yaroslavl and Rostov.
In 1804, in the refectory of St. Dmitry church two side-altars were installed: the right one was dedicated to St. Nicholas, the heavenly patron of Nikolai Petrovich Sheremetev, the left one — to Great Martyr St. Dimitrius of Thessalonica — a namesake saint of St.Dmitry of Rostov.
On January 6, 1835, the monastery was given the first class status. Many guests came to celebrate this event, including the Yaroslavl governor, secular province management, fathers superiors and priests of the diocese. Before the thanksgiving service abbot Flavian read aloud theTsar's Decree conferring the first class rank on the cloister.
In 1836 the Holy Synod, on the petition of Archimandrite Innocenty, named the monastery in honor of the Savior, St. Jacob and St. Dmitry. The name was given as a tribute to the memory of St. Dmitry of Rostov whose relics reposed in the cloister. Besides, the abbots of the monastery were granted by the Holy Synod the right to celebrate Divine services with sacerdotal fans, dilirions, and receive the Sacrament at the Great Entrance in the Royal Gates. In the hierarchy of Russian orthodox cloisters the Rostov Savior St. Jacob and St. Dmitry first class stavropegic monastery ranked the sixth.
The monastery achieved this high status under Archimandrite Innocenty and owing to his personal efforts. A no less significant trace in the cloister history was left by hieromonk Amphilochius.
From the second half of the 18th until the 20th century the monastery was often visited by the the Romanovs. The first documented visit of a royal family member to the cloister took place in 1763 and took place on the occasion of the deposition of the St. Dmitry's relics to a new silver shrine. The shrine was manufactured on the initiative of Empress Elizaveta Petrovna. The gift, however, was brought to the monastery after her death, by Empress Catherine II.
In the 19th century the visits of the royal family members to St. Jacob monastery became quite regular. All the Emperors who ruled in Russia in the 19th — the beginning of the 20th century honored the monastery with their presence.
One of the most remarkable churches of the monastery is the Resurrection church located in the basement of St. Jacob church. The church was dedicated on April 1, 1912. The church contains copies of the shrines of the Jerusalem Resurrection church and the Bethlehem Christ's Nativity church: the copies of the Bethlehem cave, the Christ's dungeon, the Calvary and the Holy Sepulcher. Not only the dimensions, but also the details of the inner decoration were imitated. The church was constructed on the funds of nun Veronica (Vera Semionovna Volchkova). On March 27, 1928, the church was closed down. Today almost all the details of the interior of Resurrection church are lost.
In the Soviet time the monastery was closed down. Its buildings were turned into warehouses and military barracks.
In 1988 the Savior St. Jacob monastery became a subsidiary of Rostov area museum. On January 15, 1991, by the resolution of the Executive committee of the Yaroslavl regional council the monastery was restored to the Russian Orthodox Church.

  
  

Служители

 Глава
  
   архимандрит
   Ириней (Братановский / Братанович)
4.08. 1770 г. 18 век   —  
1775 г. 18 век
  
  
   архимандрит
   Амфилохий (Леонтович)
1776 г. 18 век   —  
1787 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Иннокентий
1818 г. 19 век   —  
1847 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Антоний (Флоренсов)
1895 г. 19 век   —  
1898 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Евстафий (Евдокимов)
05. 1991 г. 20 век   —  
2000 г. 20 век
  
  
   наместник
   Серафим (Симонов)
  —  
10.10. 2009 г. 21 век
  
  
   наместник
   Савва (Михеев)
10.10. 2009 г. 21 век   —  
21 век
  
  
 благочинный
  
   Амфилохий     
  

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
   2   Возвращение [Спасо-Яковлевского монастыря]. Ярославские Епархиальные ведомости. Ярославль. 1991 . № 1..
  
   3   Виденеева А.. Ростовский Спасо-Яковлевский-Дмитриев монастырь. Ярославские Епархиальные ведомости. Ярославль. 1991 . № 1. с. 4-5..
  
   4   Виденеева А.. Воскресенский храм Спасо-Яковлевского монастыря. Ярославские епархиальные ведомости. Ярославль. 1991 . № 4. с. 4, 8..
  
   5   Виденеева А.. Ростовский Спасо-Яковлевский-Дмитриев монастырь. Ярославские Епархиальные ведомости. Ярославль. 1991 . № 6. с. 4-5..
  
   6   Виденеева А.. Два старца — подвижника. Ярославские Епархиальные ведомости. Ярославль. 1992 . № 3.
  
   7   Виденеева А.. Русские монархи в Спасо-Яковлевском монастыре. Ярославские Епархиальные ведомости. Ярославль. 1992 . № 5 (17). с. 5..
  
   8   Виденеева А.. Колокольный набор ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Ярославские Епархиальные ведомости. Ярославль. 1993 . № 2-3. с. 8..
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм в честь Воскресения Христова (монастырский)

Храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы (монастырский)

Храм во имя свт. Димитрия Ростовского (монастырский)

Храм во имя свт. Иакова епископа Ростовского (монастырский)

 
   Святыни
 

Мощи св. Димитрия Ростовского



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–