Монастыри
Поиск


Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Чуфаровский (мужской)

  
Адрес : Россия, 431625, Мордовия, Ромодановский р-н, с. Чуфарово.
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    19 век
  
  

Схема подчинения

Саранская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Из преданий известно, что монастырь был основан помещиком Тепловым из соседнего села Курилова. Помещик Теплов часто бывал в Саровской пустыни и получил от преподобного Серафима благословение на создание женской общины. Теплов привез от батюшки Серафима некоторые его личные вещи, почитавшиеся позднее как святыни, и передал их монахиням, положившим начало монастырю. От Курилова благословение распространилось и на село Большое Чуфарово, где еще при жизни Саровского Чудотворца возникла Серафимовская община, малочисленная и слабая. Нужен был подвижник, который бы подвиг чуфаровских богомольцев на духовную жизнь. А подвижники на Руси всегда появлялись в нужном месте и в нужное время. Чуфаровский подвижник старец Игнатий Вершинин происходил из местных крестьян; в год смерти Серафима Саровского ему едва исполнилось 9 лет, но свое призвание он уже тогда понимал отчетливо. До поры до времени жил по-крестьянски, женился, совершил с женой паломничество в Киев, после чего и началось его духовное служение. В Чуфарове Игнатий построил две кельи — для себя и для жены, но сам удалился в Полтинский лес, где вырыл себе землянку. В Чуфаровской келье и зародился будущий монастырь. К жене Игнатия, будущей монахине Евпраксии, присоединились с благословения отшельника еще несколько богомольных женщин. Угасшая Серафимовская община возродилась вновь. Старшей над ней старец Игнатий поставил купеческую дочь Евдокию Трофимовну, впоследствии принявшую постриг с именем Евгения и ставшую первой игуменьей монастыря. Постепенно община превратилась в богадельный дом. Местный помещик Федорчуков предложил сестрам переселиться из кельи на гору, где он отвел для них участок земли, а один из почитателей старца Игнатия, крестьянин из села Константиновки, срубил для сестер избу. Так было положено основание монастырю. В 1877 году богадельный дом приобрел статус общины, а в 1885 году Синод повелел общине именоваться Троицким монастырем.
Становление обители было общим делом. Край с глубокими православными традициями выдвигал немало добровольных помощников, способствовавших быстрому росту монастыря. Труднее всего, естественно, приходилось сестрам-насельницам, которые сами месили глину, делали и обжигали кирпичи, носили из оврага бутовый камень для фундаментов. За тридцать лет пустырь превратился в цветущи уголок, прекрасно организованное хозяйство, в архитектурный комплекс, удачно вписавшийся в холмистую окрестность села Чуфарово. К 1885 году в Чуфаровской обители уже стояло четыре каменных корпуса келий, вне стен — два дома для священно-служителей, три флигеля для школы и паломников, каменная гостиница, хозяйственные постройки. Уже не шесть сестер жили в монастыре, а почти двестии число их все увеличивалось.
В монастыре было три храма. Два из них были устроены в корпусах келий — это домовые, внутренние церкви: во имя Живоначальной Троицы (освящена в 1870 г.) и в честь Казанской иконы Божией Матери (освящена в 1872 г.). В 1887 году был заложен соборный храм — Святодуховский. Вскоре пятиглавый собор был освящен.
Верхняя часть села Чуфарово, рассеченного глубоким оврагом на две части, приобрела необычайно привлекательный вид. Жители села рядом с обителью возвели свой сельский приходской храм во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1882 г.). Возле алтаря этой церкви и был похоронен подвижник благочестия Игнатий Вершинин, умерший в 1889 году.
В обители, управляемой игуменьей Серафимой, в то время проживало 250 насельниц, имелось обширное подсобное хозяйство, мельница, сады, пчельник и др. Ранее обитель принадлежала Пензенской епархии.
Разор Чуфаровского монастыря связан с падением обновленческой церкви. Не пошли люди за обновленцами, не приняли церковь, инспирированную советской властью. Монастырь стал вместилищем кошмара и порока. В Чуфарово пришли служители другого "бога", и символами обители стали топор и плаха. С конца двадцатых годов и по самую смерть вождя всех народов на территории монастыря был устроен лагерь особо строгого режима для духовенства. Кельи превратились в камеры, подвалы — в пыточные склепы. В этой тюрьме содержался чудом спасшийся прадед нынешнего настоятеля монастыря игумена Лазаря. После закрытия колонии долгое время монастырские постройки использовались под СПТУ, школу интернат. Последние 10 лет они вообще были бесхозными, более того, местные власти разрешали жителям окрестных сел заготавливать здесь дрова, брать кирпич для хозяйственных нужд. Был взорван собор, разобрана на кирпич монастырская стена. Обитель превратилась в руины.
Монастырь вновь открыт уже как мужской 26.02.1994 г.
Поначалу иноки (а это, помимо настоятеля, были старец-схимник игумен Феофан — духовник монастыря, иерей Иоанн Вешкин, позднее из Казахстана приехал послушник Владимир Жигин) жили в сохозной конторе. В мороз и стужу начались работы в одном из сохранившихся зданий. К началу Великого поста в храме, оборудованном в одной из комнат, были начаты ежедневные монастырские службы. Насельники перешли жить в монастырское здание. 25 апреля игуменом Лазарем был совершен первый монашеский постриг иерея Иоанна Вешкина во иеромонаха с нарчением имени Антоний и диакона Владимира Жигина во иеродиакона Иоанна.
На территории монастыря заканчивается строительство новой церкви во имя Новомучеников земли Российской (по сост. на 1996 г.).

  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Лазарь (Гуркин)
16.12. 1993 г. 20 век   —  
2000 г. 20 век
  
  
 иеромонах
  
   Антоний (Вешкин) 1994 г. 20 век     
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–