|
Монастырь во имя св. ап. Иоанна Богослова Крыпецкий (мужской)
|
Адрес : Россия, г. Псков.
|
|
Организация:
[действующ.]
| |
Дата учреждения:
1455 г.
15 век
|
|
|
История
Обитель расположена в 25 километрах от Пскова. Обитель основана в 1455 г. Основание обители было положено прп. Саввой, бывшим афонским монахом родом из Сербии, пришедшим в единоверную российскую землю из-за притеснений со стороны турок, начавшихся после падения Константинополя (1453 г.). Первоначально Савва поселился в обители прп. Евфросина, затем удалился на 15 верст от своего первоначального пристанища и основал новую обитель. Псковичи, и в особенности Псковский князь Ярослав, покровительствовали обители. Еще в начале века перед входом в обитель стояла часовня, построенная по велению кн. Ярослава, в благодарность за исцеление его супруги прп. Саввою. Заступничество тогда уже почившего покровителя обители прп. Саввы спасло монастырь от разграбления и разрушения обители поляками в 1581 г.
В обители находился двухэтажный каменный храм. Верхняя часть освящена во имя Иоанна Богослова, нижняя — во имя прп. Саввы Крыпецкого. Под колокольней находился небольшой храм в честь Успения Богородицы. Крестные ходы в обители совершались 29 августа в Псков и 12 июня в Палицы. Монастырь имел подворье в Пскове с храмом во имя св. Василия Великого.
Конец 17-начало 18 века внося значительные изменения в архитектурный облик пустынной обители. Так, во времена пребывающего в монастыре во иночестве Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина архаическая звонница, выполненная в классической псковско-новгородской стилистике (такие звонницы сохранились в приходских храмах Пскова, в Успенском Псково-Печерском монастыре), была разобрана, и над трапезною церковью был возведен колоссальный столп колокольни по московскому образцу. Интересно заметить, что основание Крипецкого "Иоанна Великого", позже существенно перестроенного, сохранилось до сих пор.
Известное разнообразие в жизнь Иоанно-Богословского Саввина Крипецкого монастыря, пришедшего к началу 19 века в запустение, внес митрополит Евгений (Болховитинов), которому Гаврила Романович Державин посвятил свою легендарную поэму "Евгению. Жизнь Званская". Время митрополита Евгения — период довольно активных духовных контактов Крипецкого монастыря с древнейшими новгородскими обителями — Варлаамо-Хутынским, Антониевым и Саввино-Вишерским монастырями. Известно, что в это время крипецкая колокольня была вновь подвергнута перестройке, но теперь уже на санкт-петербургский манер. Был надстроен верхний ярус, "на коий был водружен кумпол со шпилем, а на ем хрест". Теперь общий контур колокольни восходил к Петропавловской крепостной звоннице.
Среди подвижников, подвизавшихся в "Саввиной куще" в разные годы, предположительно был и схиеромонах Сампсон, один из выдающихся аскетов-пустынников, на сегодняшний день почти забытый.
Просуществовав ровно 431 год, Иоанно-Богословский Саввин-Крипецкой монастырь был в 1918 году закрыт. Соборный же храм пережил свою обитель на пять лет и был закрыт как приходской в 1923 году.
По рассказам, во время войны в монастыре стояли партизаны. При отступлении Иоанно-Богословский собор с почивающими под спудом в подклети мощами преп. Саввы Крипецкого, колокольня с пристроенными к ней келиями и трапезной палатой, ограда и Святые врата были взорваны.
Время довершило разрушение монастыря. До наших дней дошли лишь руины, которые и были официально возвращены Русской Православной Церкви в 1991 году.
Через год после открытия Иоанно-Богословского Саввина Крипецкого монастыря, в 1992 году, в этой уединенной обители не было ни одного монашествующего, ни одного послушника, готовящегося принять иноческое новоначалие, при том, что в монастырь был определен настоятель. Вновь открыт по благословению Св. Синода от 22.02.1995 г.
22.07.1997 обретены мощи блаженного Корнилия.
|
Библиография
1
|
Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994)..
С.-Петербург.
Сойкин П.П..
1994
.
|
|
2
|
Жилкина М..
Пятилетие перенесения мощей преподобного Серафима Саровского..
Журнал Московской Патриархии..
Москва.
1996
.
№ 9. с. 19-23.
|
|
3
|
Гуреев Максим..
Крипецкое..
Истина и жизнь..
.
1997
.
№ 1. с. 36-39..
|
|
4
|
Дамаскин, игум..
Все возможно Богу: Блаженной памяти схимонахини Антонии (1905-1998)..
Православная Пермь.
Пермь.
2000
.
№ 2 (февр.). с. 8..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|