link4930 link4931 link4932 link4933 link4934 link4935 link4936 link4937 link4938 link4939 link4940 link4941 link4942 link4943 link4944 link4945 link4946 link4947 link4948 link4949 link4950 link4951 link4952 link4953 link4954 link4955 link4956 link4957 link4958 link4959 link4960 link4961 link4962 link4963 link4964 link4965 link4966 link4967 link4968 link4969 link4970 link4971 link4972 link4973 link4974 link4975 link4976 link4977 link4978 link4979 link4980 link4981 link4982 link4983 link4984 link4985 link4986 link4987 link4988 link4989 link4990 link4991 link4992 link4993 link4994 link4995 link4996 link4997 link4998 link4999 link5000 link5001 link5002 link5003 link5004 link5005 link5006 link5007 link5008 link5009 link5010 link5011 link5012 link5013 link5014 link5015 link5016 link5017 link5018 link5019 link5020 link5021 link5022 link5023 link5024 link5025 link5026 link5027 link5028 link5029 link5030 link5031 link5032 link5033 link5034 link5035 link5036 link5037 link5038 link5039 link5040 link5041 link5042 link5043 link5044 link5045 link5046 link5047 link5048 link5049 link5050 link5051 link5052 link5053 link5054 link5055 link5056 link5057 link5058 link5059 link5060 link5061 link5062 link5063 link5064 link5065 link5066 link5067 link5068 link5069 link5070 link5071 link5072 link5073 link5074
Монастыри
Поиск


Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Ново-Голутвинский (женский)

  
Адрес : Россия, 140400, Московская обл., г. Коломна, Лазарева, 11а.
Телефон(ы): (8-261) 2-86-15, 4-10-86
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    14 век
  
  

Схема подчинения

Московская епархия (Московская область) (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Обитель расположена в г. Коломне. Предположительно обитель основана во второй половине XIV в. с учреждением в Коломне архиерейской кафедры.
В 17 веке начинается период бурного каменного строительства. Епархиальные постройки приобретают фиксированные формы; их уже нелегко разрушить. Архиепископ Никита II, чье правление охватывает последнюю четверть 17 столетия, создал основу монастырского ансамбля, дошедшего до нашего времени. В центре, опираясь на мощный подклет, словно вырастая из каменной скалы, поднимается стройная Троицкая церковь. Если Успенский собор был обращен во вне — ко всему городу, то храм св. Троицы стал личной церковью епископа. Это здание было летним, Высокий четверик и обширную трапезную дровами не протопишь. Поэтому на зиму домовая епископская служба совершалась в меньшей по размеру Покровской церкви, включенной непосредственно в корпус архиерейского дворца.
Троицкая же церковь занимает середину архиерейского участка, она объединяет его своей высотой, своей изящной главою, увенчанной кружевным крестом. Хотя Троицкая церковь была самостоятельной постройкой, она в то же время представляла собой единое целое с дворцом, была связана с ним деревянной галереей. По ней владыка мог проходить из своих покоев прямо в храм, не опускаясь на землю.
Западный корпус был главным. В нижней части этой двухэтажной постройки сохранилась большая парадная зала с опорным центральным столпом.
Громадную толщу стен пронизывают небольшие окна, снаружи украшенные богатыми наличниками. Этажи соединялись каменными внутренними лестницами. Снаружи шли деревянные галереи.
Здание отапливалось богато украшенными изразцовыми печами. Кровля архиереского дома состояла из серой черепицы.
С противоположной стороны, на востоке, находится другой двухэтажный корпус. Здесь размещалась когда-то коломенская семинария. С обеих сторон вдоль всего корпуса шли длинные деревянные галереи. Они украшали здание и увеличивали его площадь.
Расцвет семинарии связан с именами еще двух великих коломенских владык Феодосия III и Афанасия III. Это уже 18 век, вторая его половина.
О епископе Феодосии III в очень уважительных тонах пишет в 1770-х гг. историк Миллер. Именно ко времени этого владыки относится работа в Коломне архитектора Казакова. Перестройка в романтическом духе в Коломне не миновала и архиерейский дом. Украшенный готическими деталями, дворец стал еще более изысканным и нарядным.
Еще один знаменитый владыка — Афанасий III завершил строительную программу своего предшественника. Этот архиерей принадлежал к числу наиболее образованных людей своего времени, был прекрасным переводчиком и литератором. Именно при Афанисии коломенская духовная школа переживала расцвет. В это время в семинарии учился свт. Филарет Московский и Коломенский.
В 1799 году Павел I закрыл коломенскую епархию, а кафедру перевел в Тулу. до сих коломенцы недобрым словом поминают этого императора в противоположность его матери — Екатерине II, которая почтила Коломну своим посещением в 1775 году.
В новое царствование Коломна не только потеряла кафедру, много реликвий и церковных древностей былиувезены в Тулу и безвозвратно утрачены.
Архиерейский дом опустел. Митрополит Московский Платон (Левшин), который взял на себя попечение об осиротевшей Коломне, повелел перевести в Кремль братию из древнего Голутвина монастыря. Так было положено в 1800 году начало Троицкому Ново-Голутвину мужскому монастырю. Это была совсем иная обитель, Но в то же время насельники ее помнили о духовных корнях, связывающих новый монастырь с наидревнейшей киновией Коломны. Таким образом, Троицкий монастырь стал наследником сразу двух ценнейших духовных источников: епархии и Старо-Голутвина монастыря. От первой он получил главный Троицкий престол и материальные формы, а от второго — насельников и живую монашескую традицию. Недаром домовая Покровская церковь в 19 веке имела еще одно название — Сергиевская — в память об основателе Старо-Голутвина св. Сергии Радонежском.
В 20-е гг. 19 века монастырь был украшен великолепной стройной колокольней. Ее классический шпиль гармонирует с готическим убранством ансамбля и одновременно составляет параллель старинной Соборной колокольне.
В середине 19 века монастырь достигает вершины внешнего расцвета. В начале 20 века второклассный общежительный монастырь владел 130 десятинами земли и получал из казны содержание в 1249 рублей. Богатые пожертвования обеспечивали его благополучение.
В 20-е гг. нашего века монастырь закрыли.
Но в 1989 году открылся в святом месте Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, возникший буквально на руинах. Свято-Троицкий монастырь и община Успенского кафедрального собора тогда составляли как бы единое целое. Кафедральному храму тогда было еще далеко до возрождения, поэтому настоятель собора служил в Троицкой церкви. Сейчас эти общины совершенно различны и по обиходу и по кругу обязанностей.
В поклете Свято-Троицкого храма учреждена церковь во имя св. блаженной Ксении Петербургской, расписанная самими сестрами.
Сестры обители сами стали восстанавливать и третий монастырский храм — Покровский: своими руками настелили тяжелые каменные плиты на развороченный пол, отлили и установили на лестнице массивные балясины, аккуратно смыли копоть с кое-где сохранившихся фресок, заштукатурили стены. Своими же руками они соорудили иконостас, искусно вышили завесу для Царских Врат, изваяли в своей керамической мастерской ажурные лампады.
Осенью 1996 года храм освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
По данным на февраль 1997 года в обители 80 насельниц, из них 7 монахинь, 30 инокинь, остальные послушницы. Живут в обители также монахини и инокини из Голландии, Финляндии, Венгрии, Польши. Сестры впитывают истину духовного просвещения, изучают историю церкви, литургику, церковное пение, иконопись. Изучать приходится, причем на практике, строительное и реставрационное дело.
Монастырь располагает подворьями: Успенский храм (Московская обл., Коломенский р-н, с. М. Карасево); Троицкий храм (Коломенский р-н, п. Лесной).
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятельница
   Ксения (Зайцева)
20 век     
  

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
   2   Гацко Вадим.. Встречи в святой обители.. Благовестник.. Коломна. 1997 . № 2. с. 4..
  
   3   Гацко Роман.. У Троицы: Страницы истории Ново-Голутвина монастыря.. Благовестник.. Коломна. 1997 . № 2. с. 4-5..
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (монастырский)

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы (монастырский)

Храм во имя св. блж. Ксении Петербургской (монастырский)

 
   Издательства
 

Издательство Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–