Монастыри
Поиск


Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Тихвинский (женский) (бывший)

  
Адрес : Россия, Ленинградская обл., г. Тихвин
  
Организация: [недействующ.]
  
Дата учреждения:    1560 г. 16 век
Дата закрытия:   
  
  

Схема подчинения

Санкт-Петербургская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Свято-Тихвинский Введенский монастырь основан на правом берегу реки Тихвинки напротив Большого Успенского монастыря известного своей чудотворной иконой Божией Матери. Это была богатая, знаменитая своей историей обитель. И хотя письменных источников о начальном периоде ее существования не сохранилось, можно предположить, что она возникла одновременно с Большим Успенским монастырем в 1560 году и, вероятно, также по указу царя Ивана Грозного.
Знаменит монастырь становится с конца 16 века, когда в него удалилась четвертая супруга Ивана Грозного, Анна Алексеевна Колтовская (в иночестве — Дарья). Рано осиротев, она воспитывалась в семье князя Курбского и из его дома стала царицей. После измены князя семья его попала в опалу, а царица вынуждена была уйти в тихий, далекий Тихвинский Введенский монастырь. Из документов неизвестно, сделала она это добровольно или по принуждению и почему выбор пал именно на этот монастырь, но известно, что с ней вместе удалились в монастырь две ее племянницы-княжны Гагарины — Леонида и Александра.
В начале 17 века монастырь, входивший в состав Новгородской митрополии и находившийся на границе русского государства, несколько раз разорялся набегами литовских и шведский войск, а в 1613 году стал центром боевых действий. Именно в нем укрепилось шведское войско, возглавляемое Магнусом Делагарди. Отсюда, с правого берега реки Тихвинки, Делагарди вел подкопы к осажденному Большому Успенскому монастырю. Во время этой длительной осады Введенский монастырь несколько раз переходил из рук шведов к новгородским войскам князя Дмитрия Прозоровского. Но все же 14 сентября 1613 года был сожжен шведами. Во время боевых действий царица Дарья и монахини скрывались в лесах, но приходили в дни затишья в собор для богослужений. Монахини жили на берегу небольшого озера, которое сегодня называется Царицыным. В 19 веке на берегу озера была построена деревянная часовня в память об этом событии. Часовня сгорела и следов от нее не сохранилось.
Монастырь вновь отстраивается после заключения Столбовского мира. Строительством и устройством монастыря занималась инокиня Дарья. Время ее пострижения источники не сохранили, но известно, что став игуменьей, она управляля монастырем до своей смерти. В сохранившемся древнем списке игумений монастыря первой значится Евирания, а затем — с 1608 года Дарья Алексеевна. Дарья Алексеевна находилась в монастыре 30 лет и умерла 5 апреля 1628 года, оставив после себя замечательное духовное завещание, в котором подробно изложила свою последнюю волю, отписав большую часть состояния на нужды обители. Царица похоронена во Введенском соборе. Над ее могилой в 1814 году было установлено деревянное резное надгробие с позолотой и шитым покрывалом.
В монастыре было построено три каменных здания: Введенский собор, трапезная с церковью Рождества Богородицы и трехъярусная колокольня. Остальные здания были деревянными.
В 18 веке монастырь не изменил своего облика: до 1764 года обитель имела 1338 душ и считалась богатой. В конце 18 века монастырь был возведен во второй класс. Таким застала его приехавшая сюда в 1823 году монахиня новгородского Зверина монастыря Августа (в девичестве Свешникова), которая была назначена игуменьей Введенского монастыря. Имея в казне 900 рублей, игуменья Августа взялась за обновление монастыря. Прежде всего она ввела общую трапезу для сестер, облегчив им существование. Затем она расширила территорию монастыря на 35 саженей, осушив болотисиый участок, обнесла монастырь небольшой каменной оградой с четырьмя угловыми башенками, построила два каменных корпуса для сестер. При ней же была разобрана ветхая колокольня 17 века и сооружена новая четырехъярусная со Святыми воротами и церковью св. великомученицы Екатерины. Колокольня располагалась на четвертом ярусе и имела 9 колоколов, из которых примечательны были 4 самых больших колокола: первый — в 158 пудов; второй — 80-ти пудовый, имевший надпись о дате литья в 1652 году; третий — 40-ка пудовый; четвертый — 25-ти пудовый с надписью по латыни, что был отлит в 1635 году.
После смерти настоятельницы Августы монастырь возглавила монахиня Серафима. В ее настоятельство 19 июня 1859 г. обитель посетил император Александр II и принес в дар монастырю три ризы м два стихаря серебряной парчи, а также наперсный золотой крест. В 1882 году при игуменьи Рафаиле был реставрирован Введенский собор.
В конце 19 века при монастыре создан приют для девочек-сирот в память чудесного спасения царской семьи в 1888 г. (крушение поезда близ станции Борки 17 октября 1888 г.). На территории монастыря располагалось несколько больший садов.
Введенский монастырь всегда имел неразрывную духовную связь с Большим Успенским монастырем. Совершались совместные крестные ходы в храмовые праздники и в четверг Светлой недели с иконой Тихвинской Божией Матери. Настоятелем Успенского монастыря был благочинный Введенского монастыря, а в 17 веке даже ризница Введенского монастыря сохранялась в Успенском монастыре.
После революции монастырь был закрыт, в монастырских зданиях разместилась детская колония. Последняя игумения монастыря Иоанникия жила в монастыре до 1920 года в тесной келейке, расположенной в колокольне.
Сегодня монастыря нет, а сохранившиеся здания перестроены и арендуются различными организациями.

  
  

Изменения названия

   Свято-Тихвинский Введенский монастырь
  
  

Служители

 Глава
  
   игумения
   Евирания
  —  
1608 г. 17 век
  
  
   игумения
   Дарья (Колтовская)
1608 г. 17 век   —  
05.04. 1626 г. 17 век
  
  
   игумения
   Августа (Свешникова)
1823 г. 19 век   —  
1858 г. 19 век
  
  
   игумения
   Серафима
1858 г. 19 век   —  
1882 г. 19 век
  
  
   игумения
   Рафаила
1882 г. 19 век     
  
   игумения
   Иоанникия
  —  
1920 г. 20 век
  
  

 
Библиография

   1   Никонова А.А.. Тихвинский Введенский девичий монастырь. 0 с. 6..
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (монастырский)

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (монастырский)



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–