Монастыри
Поиск


Монастырь в честь иконы Божией Матери "Тихвинская" (женский)

  
Адрес : Россия, 429900, Чувашия, г. Цивильск, ул. Пролетарская, д. 1.
Телефон(ы): 7 (83545) 2-22-54, факс: 2-11-42
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1675 г. 17 век
  
  

Схема подчинения

Чебоксарская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Монастырь в честь иконы Божией Матери "Тихвинская" женский / М.И. Алюшин, выпускник истфака ЧГУ.
История:
Начало истории Тихвинского монастыря связано с крестьянской войной 1670 — 1671гг. под предводительством Степана Разина, разбойные набеги, которого не обошли и город Цивильск. "Воровские" казаки подошли к стенам города 1 октября 1671 года и начали штурм Цивильска, изначально выстроенного в 1584 году, как крепость и имевшего крепостные стены из дубовых кряжей с глубоким рвом. Город охранялся преданными 250 стрельцами, 5 пушкарями, и почти десятком наемников — ландскнехтов. Взять такой город силой было не так-то просто. Долго пытались "разбойники" взять город, но не смогли, тогда решено было окружить крепость и взять ее измором. Жители более двух недель защищали город, но силы истощались, и они уже хотели бежать в соседние Чебоксары. Но в ночь на 17 октября (30 октября по новому стилю) жительница Цивильска вдовица Иулиания Васильева "сподобилась явления от Образа Богоматери Тихвинской, (находившегося в иконостасе Цивильского Троицкого Собора — прим. автора) и услышала от нее слова, что мятежники город не возьмут. А когда город получит спасение, то жители должны будут, построить монастырь в Ее честь за городом между реками Большой и Малый Цивиль, между болотами и Стрелецкими лугами". Предсказание Божией Матери сбылось на другой же день: все казаки и возмущенные ими чуваши чудесно были поражены слепотой, вследствие которой в их лагере началось междоусобие, и они стали истреблять друг друга. Цивиляне воодушевленные этим событием вышли из города и прогнали "разбойников".
Согласно архивным ведомостям через 4 года после освобождения города от осады, "Цивильский стрелец Стефан Иванович Рязанов на указанном месте из любви "делам богоугодным" в 7183 (1675) году построил первую деревянную церковь во имя Вознесения Господня с приделом во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской, оградил деревянной оградой, поставил кельи для монашествующих". Произошло это в правление митрополита Казанского и Болгарского Иоасафа. Заложенная православная обитель стала именоваться Цивильским Вознесенским мужским монастырем. Впоследствии с давнего времени по устному и письменному употреблению он воспринял наименование Тихвинского монастыря. Монастырь, будучи мужским, просуществовал до 1724 года. В этом году Петр I проводил реформирование штатов архиерейских домов и монастырей, желая иметь обстоятельную информацию об их доходах. В связи с этим многие монастыри укрупняли свой штат за счет насельников небольших монастырей. В 1723 году по указу из Казанской епархии из Цивильского монастыря Тихвинской Богородицы в Чебоксарскую Преображенскую Геронтиеву пустынь были переведены 15 монахов. А в 1724 году еще 5 монахов. Вместе они и составляли весь штат монастыря. То есть монастырь в 1724 году уже не был действующим. Но по неизвестным причинам он был возрожден как женский. Из документов святейшего Синода за 1734 год среди монастырей Казанской епархии Цивильский Вознесенский мужской монастырь не числится (что подтверждает версию о его расформировании), зато числится Цивильский Вознесенский девичий монастырь.
1. Существование женского монастыря подтверждает упоминание в работе неизвестного студента Казанской духовной академии середины XIX. Он пишет, что неизвестно когда был основан Вознесенский Тихвинский девичий монастырь, но предполагает, что находился он при Троицком соборе Цивильска. Также он делает ссылку на книгу о ставленниках времен Митрополита Казанского Сильвестра, где записано: "В 1729 году Великий господин Преосвященнейший Сильвестр Митрополит Казанский и Свияжский благословил и посвятил на церковную и духовную паству града Цивильска Вознесенского Тихвинского девичья монастыря монахиню Пелагею в тот же град во игуменьи".
2. Сложно сказать, почему монастырь решили сделать женским, но просуществовать ему довелось недолго. Уже в 1737 году Вознесенский монастырь вновь был мужским — в него был определен настоятелем игумен Иосиф.
С течением времени, монастырь ко 2 половине XIX века пришел в упадок. Архипастырь Антоний, посетив монастырь в 1869 году, дал предложение Консистории об упразднении Цивильского Тихвинского монастыря. Граждане Цивильска, дорожившие монастырем и хранившейся в монастыре святой иконой Тихвинской Божией Матери, как памятником избавления их от грабежа и истреблений напавших на город разбойников из шайки Стеньки Разина, просили Его Высокопреосвященство сохранить монастырь. 25 сентября 1869 года, цивильские граждане составили приговор, что они не желают, чтобы монастырь был закрыт. В ответ на приговор Архипастырь сделал гражданам предложение через консисторию: преобразовать мужской монастырь в женский. Замечено его Высокопреосвященством: "женские обители в Казанской Епархии отличаются лучшим благоустройством, чем мужские и что желающих поступить в женские обители больше, чем в мужские обители". Обстоятельство это побудило начать дело по преобразованию мужского монастыря в женскую обитель. Было предложено гражданам Цивильска принять участие по укреплению берега реки Цивиль, на котором расположен монастырь. Просьба жителей города по сохранению монастыря была принята, и из Святейшего Синода 30 декабря 1870 года за 2852 поступил указ, в котором отмечалось, что в Святейшем Синоде слушали предложение господина синодального обер-прокурора от 21 ноября об обращении Цивильского мужского монастыря в женский. Своим решением от 18 января 1871 года консистория определила преобразовать Цивильский мужской монастырь в женскую обитель.
Настоятельницей монастыря стала монахиня Херувима, приехавшая в монастырь в марте 1871 года.
Благотворителями по обновлению монастыря стали казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин и его супруга Дарья Ивановна. На их средства был построен новый храм в честь Тихвинской иконы Божией матери (построен в 1886 году). Также В. Никитин практически полностью перестроил на свой счет весь монастырский комплекс. Обитель имела начальную школу для девочек братства Св. Гурия, затем церковно — приходскую. На территории располагалась больница.
Монастырь формально просуществовал до 1927 года. На самом же деле, последние насельницы были изгнаны оттуда, уже у 1925 году. Все монастырские земли были переданы государству, а в самом монастыре произошли кардинальные перемены. Так монастырская колокольня, построенная еще в 1775 году, была полностью разрушена, монастырские здания стали использоваться в других целях. Центральный храм монастыря — храм Тихвинской иконы Божией Матери был изменен до неузнаваемости: Снесены кресты и купола, срублена каменная резьба, прорублены квадратные окна, здание поделено на три этажа. Тихвинский храм с 1925 по 1945 год принадлежал Цивильскому детскому дому, с 1946 по 1955 года — Цивильскому педучилищу, затем школе — интернату и профтехучилищу 5 вплоть до 1998 года. По свидетельствам старожилов города Цивильска в монастыре во время войны располагалась военная часть и госпиталь. Отсюда новобранцы уходили на фронт. Также в монастыре некоторое время существовало пожарное депо.
Священный Синод Русской Православной Церкви 26 февраля 1998 года принял решение за 797 "О возрождении Тихвинского Богородицкого женского монастыря в городе Цивильске". По благословлению Митрополита Варнавы 14 мая 1998 года в Цивильский Тихвинский монастырь старшей сестрой была назначена настоятельница Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря матушка Агния.
В 2001 году 5 июля в жизни Чувашии и Цивильска произошло знаменательное событие — Тихвинский Цивильский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К его приезду готовились основательно. Облагородили внешний вид монастыря, засадив его цветами. Построили новый храм во имя священномученика Харлампия (по аналогии с храмом этого же святого, находившегося в монастыре до 20-х годов 20 века.). До приезда Предстоятеля Русской Православной Церкви в монастыре собралось множество народа. Вместе с Патриархом монастырь посетили митрополит Варнава, президент Чувашии Н. В. Федоров и некоторые высокопоставленные лица церковного звания и из правительства.
Тихвинский монастырь имеет различные святыни. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Почитаются в обители также Владимирская, Толгская иконы Богородицы, икона священномученика Харлампия, мироточивый образ Архистратига Божия Михаила. Имеются в монастыре и частицы мощей Святителя Тихона Патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, священномученика Иллариона. Мироточили иконы в течение нескольких лет. В 2005 году мироточила икона Архангела Михаила и Сергия Радонежского, в 2007 году замироточил образ Николая Мирликийского, находящийся в храме. В 2008 году в трапезной монастыря замироточили большие образа Божией Матери и Иоанна Крестителя
Монастырь ежегодно 31 октября организовывает крестный ход по Цивильску, до городского Троицкого собора в память об освобождении города Цивильска от войск Стеньки Разина. Кроме большого крестного хода в монастыре совершается т. н. Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Он совершается ежедневно ближе к вечеру и сопровождается молитвами и несением Державной иконы Богородицы
По данным на апрель2009 года в монастыре проживало 38 насельниц, в их числе: 5 мантийных монахинь, 1 схимонахиня, 5 инокинь, 5 рясофорных послушниц, 20 послушниц. Но в монастыре неизбежно происходит ротация кадров, поэтому данные могли измениться. При монастыре существует приют милосердия, где пожилые насельницы живут в непрестанном чтении Псалтири. В данный момент в монастыре под чутким руководством настоятельницы монахини Нины ведутся работы по восстановлению монастырского комплекса.

Служители монастыря:
Глава:
До 1720-х гг. неизвестны
Схимонахиня Игуменья Феодора Приблизительно с 1725 — 1729 г.
Игуменья Пелагея 1729 — 1737г.
Игумен Иосиф 1737 — 1739 г.
Игумен Боголеп 05.02. 1739 — ?
Архимандрит Варлаам ? — 1744 г.
Архимандрит Симеон 16. 03. 1744 — ?
Игумен Иосиф 17. 09. 1778 — 1781 г.
Иеромонах Епифаний 04. 02. 1781 — 1787 г.
Иеромонах Владимир 18. 06. 1787 — март 1791 г.
Иеромонах Аполлоний 1791 — ?
Иеромонах Феоктист ? — ум. 1818 г.
Иеромонах Самуил 1818 — 1821 г.
Иеромонах Августин февраль 1821 — сентябрь 1823 г.
Иеромонах Савва сентябрь 1823 — 1831 г.
Иеромонах Елевферий 1832 — ?
Иеромонах Епифаний ? — 12. 12. 1861 г.
Иеромонах Илларион 1862 — 1870 г.
Игуменья Херувима март 1871 — 07.12. 1896 г.
Игуменья Антония 03. 03. 1897 — 1909 г.
Игуменья Асенефа (Миланова) 08. 04. 1909 — 1927 г.
Игуменья Агния (Яковлева) 06. 10. 1998 — 20. 05. 2004 г.
Монахиня Нина (Волкова) 2004 -

Библиография:
1) Воротников М. Кузница учительских кадров. Чебоксары, 2000.
2) Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. М., 2005.
3) Гордиенко С. А. Современное русское православие. Л., 1987.
4) Захаров В. Г. Вода святая Цивильского края. Чебоксары, 2008.
5) История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. М., 1807.
6) Кочетков В. Д. Николаев Г. А. Цивильск. Чебоксары, 1987.
7) Обновление женского Тихвинского монастыря. Чебоксары, Б. д.
8) Опись Цивильского Богородицкого женского монастыря Казанской епархии. Казань, 1887.
9) Полный именной список всех Грекороссийския церкви лавр и монастырей Ставропигиальных и епархиальных, штатных и заштатных доныне существующих, собранный Антониева монастыря Архимандритом Амвросием. М., 1809.
10) Покровский И. М. Русская епархия в XVI — XIX вв. Их открытие состав и пределы. Т. II. XVIII век. Казань, 1913.
11) Православные русские обители. СПб., 1994.
12) Сергеева О. Ю. Цивильский Тихвинский Богородицкий Женский монастырь. Чебоксары, 2008.
13) Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1904.
14) Смирнов А. П. Духовный путь игуменьи Агнии. Чебоксары, 2006.
15) Спасский. Н. А. Очерки по родиноведению Казанской губернии. Казань, 1910
16) Справочная книга Казанской епархии. Казань, 1904.
17) Спутник по Казани. Казань, 1895.
18) Шадков. С. Угодья при монастырях и земли при церквах в Казанской губернии. Казань, 1857.

Состав:
Храмы ныне существующие:
1) Каменный храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Тихвинская (Построен в 1886 году. Ныне реставрируется).
2) Деревянный храм во имя священномученика Харлампия (Построен в 2000 году)

Материал поступил
21.11.2009




Основан в 1671-1675 г. цивильскими гражданами в благодарность за освобождение города от бунтовщиков Стеньки Разина. Сначала был мужским, но в 1870 г. обращен в женский. В монастыре находилась глубоко чтимая Тихвинская икона Божией Матери (празднование 17 октября), написанная с в 1675 г. с иконы, находившейся в городском соборе.
При монастыре находились школа и приют.
Монастырь вновь открыт по постановлению Св. Синода от 26.02.1998 г.
По данным М.И. Алюшина: 1) Монастырь был основан не раньше 1675 г.;
2) Монастырь около 10 лет существовал в качестве женской обители (1720 -е — 1730 -е); 3) Монастырь стал вновь женским 18 января 1871 г., а не в 1870;

  
  

Изменения названия

   Тихвинский Цивильский монастырь
   Тихвинский Богородский монастырь
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятельница
   Агния (Яковлева)
06.10. 1998 г. 20 век   —  
2004 г. 21 век
  
  
   настоятельница
   Нина (Волкова)
2004 г. 21 век     
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–