link1595 link1596 link1597 link1598 link1599 link1600 link1601 link1602 link1603 link1604 link1605 link1606 link1607 link1608 link1609 link1610 link1611 link1612 link1613 link1614 link1615 link1616 link1617 link1618 link1619 link1620 link1621 link1622 link1623 link1624 link1625 link1626 link1627 link1628 link1629 link1630 link1631 link1632 link1633 link1634 link1635 link1636 link1637 link1638 link1639 link1640 link1641 link1642 link1643 link1644 link1645 link1646 link1647 link1648 link1649 link1650 link1651 link1652 link1653 link1654 link1655 link1656 link1657 link1658 link1659 link1660 link1661 link1662 link1663 link1664 link1665 link1666 link1667 link1668 link1669 link1670 link1671 link1672 link1673 link1674 link1675 link1676 link1677 link1678 link1679 link1680 link1681 link1682 link1683 link1684 link1685 link1686 link1687 link1688 link1689 link1690 link1691 link1692 link1693 link1694 link1695 link1696 link1697 link1698 link1699 link1700 link1701 link1702 link1703 link1704 link1705 link1706 link1707 link1708 link1709 link1710 link1711 link1712 link1713 link1714 link1715 link1716 link1717 link1718 link1719 link1720 link1721 link1722 link1723 link1724 link1725 link1726 link1727 link1728 link1729 link1730 link1731 link1732 link1733 link1734 link1735 link1736 link1737 link1738 link1739
Монастыри
Поиск


Пустынь Югская Дорофеева

  
  
Организация: [недействующ.]
  
Дата учреждения:   
Дата закрытия:   
  
  

Схема подчинения

Ярославская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

В 1941 году князь-город Мологу, несметные материальные, культурные и духовные богатства Молого-Шекснинского междуречья, поглотило искусственное Рыбинское море. Там, в руинах на дне "рукотворного моря" погребена и Югская Дорофеева пустынь.
Она находилась на правом берегу Волги, в 3-х верстах от реки, между Рыбинском и Мологой. Не столь древняя, как многие другие, Югская обитель становится широко известной на Руси с конца 18 века, когда начинает расширяться и перестраиваться, заменяя старые деревянные строения еа новые, каменные.
Наименование "Югская" обители дали две реки: Юга Черная и Юга Белая, при слиянии которых она и начала строиться. Второе название — "Дорофеева" — обитель получила по имени своего основателя — старца Дорофея.
Предание рассказывает, что Дорофей принял пострижение еще в молодые годы в Псково-Печерском монастыре, в 50-ти верстах от Пскова. И с тех пор находился в нем неизменно. Он заключился в свою келию, носил вериги, постоянно пребывая в посте и молитве, и взывал к Божией Матери, чтобы указала ему путь в его жизни. Однажды на утреннем Богослужении 5 мая 1615 года он вдруг услышал голос, повелевавший ему взять в обители икону Божией Матери и идти с ней на родину (а был Дорофей уроженцем Угличской провинции, в которую входила тогда и Мологская страна). По окончании утрени Дорофей обошел монастырские храмы и увидел эту икону, просиявшую необычным светом. Вначале настоятель обители Иоаким не дал Дорофею своего благословения на далекий путь, но Святая Дева пришла опять ему на помощь, явившись в ту самую ночь Иоакиму с лицом грозным и владычественным голосом повелела немедленно отдать икону и отпустить старца. Тогда прошли сомнения настоятеля, и утром, собрав монастырскую братию, он перессказал им просьбу Дорофея и слышанный им самим таинственный голос. Потом просил старца указать образ Божией Матери, явившейся ему в видении, и едва тот поднял глаза на икону Божией Матери Одигитрии, как она снова засветилась светом необычным. Настоятель благословил старца иконою и отпустил в путь.
Путь же Дорофея был долог и продолжался целый месяц. Пройдя Рыбную Слободу, он дошел до места, где впоследствии возникла пустынь. Место это было в ту пору необитаемое, дикое, болотистое, поросшее лесом и кустарником. Там, где река Юга Черная впадала в Югу Белую, старец почувствовал усталость и решил отдохнуть, чтобы потом продолжать путь к своему родному селу Нижненикульскому. Икону он поставил на сучья сосны и под ней уснул, проснувшись, хотел взять икону, но она не отделялась от дерева, а когда снова услышал таинственный голос, понял Божье соизволение на избрание этого места в селение Его Славы.
С надеждой на помощь свыше, Дорофей принялся расчищать место для кельи, которую и срубил вскоре. О старце узнали окрестные жители. Они дивились его подвижничеству, приходили сюда, одержимые недугами, получали исцеление, помогали в работе. Когда келья была готова, у Дорофея возникла мысль поставить здесь и часовню во Славу Божьей Матери. Через три года она тоже была готова. Семь лет прожив на Юге, старец стал нездоров. В свои предсмертные дни он просил священника церкви села Нижненикуленского уб устроении на этом месте обители. Дорофей умер в 1622 году. Тело его погребенео под часовней.
Как строилась обитель поначалу, росла и укреплялась — документов не сохранилось. Известно только, что первая деревянная церковь во Славу иконы Божией Матери Одигитрии и придел к первоначальной церкви во имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы были построены на средства и трудом окрестных жителей. Известно также, что во время морового поветрия в 1654 году жители Рыбной Слободы приносили себе в Слободу икону, и как рассказывает предание, получили прекращение той страшной болезни. Сохранился также документ, сообщавший, что в 1711 году в обители было "монахов 5 человек, служников — 1, монашеских людей — 6 и всяких скотин — 15. За монастырем крестьян и пашенной земли нет".
Заново монастырь начал отстраиваться в конце 18 века и с завершением строительства колокольни в 60-х годах 19 века превратился в законченный величественный архитектурный ансамбль.
Монастырь представлял собой правильный четырехугольник в 60 сажен длиной по каждой из сторон. В середине на широкой открытой площади возвышался увенчанный пятью куполами с позлащенными на них главами и крестами каменный собор во имя Живоначальной Троицы (построен в 1793-1810 гг.). Перед папертью — 12 гранитных ступеней. Со всех сторон обставлен колоннами и сооружен в таких больших размерах, что ширина его по боковым входам составляла 15, длина с алтарем папертью — 21, а высота с крестом главного купола — 18 сажень. Снаружи собор украшали лепные работы. Величественный его иконостас был весь отзолочен, нижний ряд икон покрывали сребропозлащенные ризы, а стены и своды расписаны живописью в греческом стиле. По левую сторону от царских врат находилось устроенное из серебра место для иконы Божией Матери. Икону покрывала драгоценная риза из крупного жемчуга, осыпанного бриллиантами и другими драгоценными камнями . Убранство храма дополняли богатейшая плащаница, красивые подсвечники и четыре изящных паникадила.
Внизу соборнрого храма под его сводами был теплый придел в память избрания этого места святого иконою Богородицы, принесенную сюда Дорофеем, а за правым клиросом стояла гробница над местом упокоения Дорофея и на ней возложены носимые им вериги. Восточная сторона каменной ограды пересекалась по середине святыми воротами с двухэтажными по сторонам кельями и над ними трехярусной колокольней, построенной в 1839-1857 годах.
На юго-восточном и северо-восточном углах квадрата располагались две церкви — святого Николая и Молчанской Богоматери. Длина первого храма — 10, ширина — 4 сажени. Храм был увенчан одним куполом с позлащенным крестом, строительство его начато в 1836 и закончено в 1842 году. По южной линии к трапезе Никольской церкви примыкала пятиглавая Успенская церковь, строившаяся с 1839 по 1846 годы. Она имела длину 12 и ширину 7 сажень. Северо-восточный угол занимала Молчанская церковь (1817-1828 гг.). Высота храма составляла 15, длина — 14 и ширина — 6 сажень.
В симметрии с Никольской и Молчанской церквями юго-западный и северо-западный углы квадрата занимали две трехэтажные башни, занятые кельями и кладовыми. По северной линии находился двухэтажный больничный корпус, трапеза и кельи. Все храмы по цоколю на несколько аршин от земли были обложены высеченным гранитным камнем. Вне обители располагались три каменные гостиницы для приезжающий богомольцев, баня, амбары, конный двор, кузница, плотина для задержания при монастыре воды и монастырский сад.
В 1920 году в обители разместили так называемую "детскую трудовую коммуну". Такая участь постигла тогда почти все российские монастыри . Большинство других жилых и хозяйственных построек, а также земельные массивы окрест монастыря перещли во владение созданного здесь совхоза "Юга".
В 1921 году страну охватил голод,одновременно насчалась компания по изъятию церковных ценностей. Она велась по уже хорошо установившемуся сценарию, когда "представители голодающих" просили власти принять меры для "изъятия излишков церковного имущества на прокормление голодающих".
В июле 1922 года в Рыбинске проходил процесс "по делу рыбинских и угличских церковников", о чем давала пространные сообщения газета "Известия Рыбинского губкома РКП". 15 июля в передовице "Попы-воры" газета писала: "Святые отцы обокрали Югский монастырь, стащив 1.5 фунта золота, 4.5 пудов серебра, 30 штук драгоценных камней и 40 штук ковров. Сразу видно: "губа не дура", да не тут-то было — все раскрыл Политотдел. И потащили "рабов божьих" — настоятеля монастыря епископа Бориса Соколова, его наместника архимандрита Ивана Таланова, ризничного иеромонаха Афанасия Белявского, иеродиакона Апполинария Комиссарова". Всего же по делу было привлечено 22 человека. Газета опубликовала и еще несколько сообщений об изъятии ценностей по Югскому монастырю. Так, она писала, что "по монастырю всего изъято около 2 пудов серебра, 3 фунта золота, сотни драгоценных камней разного качества и достоинства. Найденные драгоценнолсти равняются не менее одной трети собранных до сего времени церковных ценностей по губернии". Позднее в Югском монастыре найдено ценностей еще на 1 млрд. рублей". Однако приговоры вынесены были сравнительно мягкие, а "Ивана Таланова, считаясь с его престарелым возрастом (84 года), от наказания освободили". Это была провокация, дабы продемонстрировать гуманность советского "правосудия" — никто из обвиняемых не вернулся больше к своим обязанностям.
К середине 20-х годов монастырь был закрыт окончательно, а в 30-е годы на территории бывшего монастыря поселился "Волгострой".
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Борис (Соколов)
  —  
20 век
  
  
   наместник
   Иван (Таланов)
  —  
20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–