|
Монастырь во имя вмц. Екатерины (мужской)
|
Адрес : Россия, 142700, Московская обл., Ленинский р-н, Видное — 2, Петровский пр.
Телефон(ы): (095) 541-22-54, 541-53-22 (подворье)
|
|
Организация:
[действующ.]
| |
Дата учреждения:
1660 г.
17 век
|
|
|
История
В середине XX века благодатная монастырская земля оказалась в самом эпицентре зла, безудержного разгула насилия одних и обреченности на мучительную смерть других. Едва ли не самые жуткие страницы нашей истории были написаны здесь. За стенами разоренного в 1931 году монастыря располагалась легендарная тюрьма Сухановка.
Трагический "тюремный период" в жизни монастыря длился 25 лет, по времени — незначительная часть его 338-летней истории. Оскверненная в лихолетье, Богом избранная земля пустыни никогда не утрачивала своей благодати, пережила произвол временщиков и вернулась к своим законным радетелям — монашествующей братии.
Начало Екатерининской пустыни положило чудесное событие, происшедшее здесь, на этой земле среди березовых рощ и сосновых лесов, в 1658 году. Так говорит об этом памятная медная доска, укрепленная под портретом царя Алексея Михайловича на стене в главном соборе пустыни во имя вмч. Екатерины: "Великий Государь Царь Алексей Михайлович, всея России Самодержец при Патриархе Питириме построил сию Екатерининскую пустынь в лето от Рождества Христова 1660-е. На том месте, где ныне стоит монастырь, был царский зверинец, в который некогда соизволил Царь Алексей Михайлович для увеселения приехать и обнощевать в своих станищах; и в эту нощь явися ему во сне Великомученица Екатерина и рече ему: Царь Алексей! в сию нощь Бог тебе даровал дщерь Екатерину для наследия рода вашего Царского. Царь, всавши ото сна, лишь только начал сказывать бывшим при нем Боярам свое сновидение, будучи объят был страхом и ужасом от необычайного ее прекрасного лица, то в тот же самый час приехал гонец из Москвы и объявил Государю, что Бог даровал ему дщерь Екатерину Алексеевну, что услышав благочестивый Самодержец, во первых благодарил Бога и явившеюся Ему во сне Великомучеицу Екатерину, потом в знак вечной достопамятности повелел заложить деревянную на том месте часовню, а после и церковь каменную построить во имя Святыя Великомученицы Екатерины и определив, чтобы в оном месте была дворцовая Его Величества пустыня; при окончании же своей жизни завещал сыну своему Царю Федору Алексеевичу оную достроить и учредить в оной штат, состоящий из 30 братьев и одном Строителе (игумене) для престарелых, увечных и больных Придворных служителей, и давать оным жалование на пропитание из приказа Большого Дворца".
Спустя некоторое время царь Алексей Михайлович передал пустыни в дар икону вмч. Екатерины. Икона была прекрасного письма мастеров Оружейной палаты, значительного размера — два метра, в рост человека. Вскоре прославилась она тем, что стала чудотворной, исцеляя от телесных и душевных недугов, в трудные годы помогая братии выжить на подаяния многочисленных паломников с округи и дальних мест. Пустынь была знаменита еще одной чудотворной святыней — древним образом свмч. Антипы. Икону подарила пустыни дочь царя Алексея Михайловича царевна Екатерина Алексеевна — та, о чьем рождении узнал в ночном видении богомольный царь.
После закрытия монастыря наиболее чтимые иконы и в том числе чудотворный образ вмч. Екатерины были перенесены в ближнее село Ермолино в церковь свт. Николая. Оттуда святую икону небесной покровительницы монастыря похитили в 1970 году.
До наших дней сохранилась малая икона вмч. Екатерины (конец XVII века), также хранившаяся в церкви свт. Николая села Ермолина. Строгий лик вмч. Екатерины смотрит на нас, обрамленный серебряным окладом чеканки тонкого рельефа. Царские одежды, в которые облачена святая, выполненные в благородном металле, искусно передают материал горностаевой мантии, богатую парчу, украшенную орнаментом из цветов и узоров; в руках у великомученицы позолоченное распятие и свиток с текстом; также позолочены корона, венец и надпись под иконой.
Среди безвозвратно утерянных монастырских святынь кресты и ковчеги, хранившие мощи святых угодников Божьих, иконы в серебряных окладах, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, напрестольные Евангелия, серебряная утварь и многое другое.
Монастырь славился своими старцами. С 1802 года в обители подвизался иеромонах Иаков, затем иеромонах Нифонт (в обители 1813-1865 гг.). К прозорливцам за советом и духовной помощью приходили богомольцы из Москвы и других городов. Молитвенный труд старцев и братии дополняла подвижническая миссия благоустроителей монастыря. Одним из самых деятельных строителей в истории обители был игумен Мелхиседек (1784-1812 гг.). Благодаря ему на рубеже XVIII-XIX веков монастырь полностью преобразился и приобрел вид, отчасти сохранившийся до наших дней. Главный храм, колокольня, каменные братские корпуса и многое другое было построено при игумене Мелхиседеке. По завещанию, его останки погребены под чугунной плитой в приделе преп. Сергия Радонежского. Основные храмы и постройки монастыря дожили до наших дней.
Свято-Екатерининская пустынь, когда-то утопающая в зелени окрестных березовых рощ, сегодня окружена корпусами школы милиции (совсем недавно владевшей монастырем как тренировочным полигоном и стрельбищем) и современными жилыми кирпичными домами, возвышающимися над стенами обители. Монастырь имеет форму квадрата в плане со сторонами примерно 100 на 100 метров. От мира он огорожен невысокой стеной, по углам которой маленькие башенки с полусферическими колпачками кровель, увенчанными тонкими шпилями, словно маячками, обозначающими границы обители. По центру фасадной стены самое высокое сооружение монастыря и всей округи — колокольня. Симметричной своей осью она указывает на протянувшуюся по центру дорогу к противоположному входу, вдоль когда-то тенистой аллеи. Дорога делит монастырь на две части: левую, где раньше располагалась хозяйственная часть обители с монастырским прудом и садом, и правую, с главным собором, архиерейским и братскими корпусами и кладбищем.
Собор вмч. Екатерины (сегодня Успенский храм) занимает основное, центральное место пустыни. Архитектура храма по своей форме близка к ротонде, обстроенной с востока цилиндрической апсидой, с севера и юга — четырехколонными дорическими портиками. Венчает ротонду полусфера купола. Изящная луковичная главка на тонкой шейке-барабане тянется крестом в небеса.
Построенный в первые годы XIX столетия в стиле русского классицизма, он сохраняет в себе дух золотого века екатерининских времен и состоит из сложного комплекса зданий, включающий пять престолов и трапезную. Огромное полукружие апсиды вмещало в себя два престола. Первый, расположенный на нижнем этаже, был освящен во имя небесной покровительницы пустыни вмч. Екатерины. Второй — на хорах — в память Успения Богородицы. Были и боковые престолы: северный — во имя преподобного Сергия игумена Радонежского и южный — во имя свт. Николая Мирликийского. Храм Успения Богородицы, размещенный на хорах, опоясывал по периметру центральный зал галереями, сообщаясь единым пространством с храмом вмч. Екатерины. Сейчас единственный действующий престол пустыни — во имя Успения Богородицы. Он расположен на перекрытии, полностью перестроенного внутреннего храма под нужды гаража милиции. Временный иконостас с местным рядом икон — Господа Вседержителя, Божией Матери "Знамение", смч. Екатерины и апп. Петра и Павла — ограждает алтарь от основного пространства храма. В центре зала — два аналоя с праздничными иконами. Слева от алтаря, рядом с входом, в большом киоте, украшенном парчой с белыми кружевными полотенцами, та самая, чудом уцелевшая малая икона вмч. Екатерины. Справа от алтаря Распятие, тут же канун и место для хора.
Другой престол, по сути, самостоятельная церковь, во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, находится на втором этаже над трапезной, примыкавшей к главному объему храма. Высокий шпиль с крестом обнаруживает церковь в объеме сложного комплекса. Церковь сооружена на фундаменте и опорах первого каменного собора пустыни, построенного при царе Алексее Михайловиче каменных дел подмастерьем Иваном Кузьмичом, прозванным Кузнечиком. Над алтарем на престоле восседает "Новозаветная Троица" — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух в виде голубя; напротив — вмч. Екатерина, за ней сонм святых; слева — Божия Матерь в золотом сиянии, с покровом в руках, окруженная святыми, на переднем плане — двенадцать апостолов и ближе всех апостолы Петр и Павел; справа — небесное воинство архангелов. Глубокая перспектива живописи вместе со стрельчатыми плоскостями свода завораживают взгляд и как будто увлекают ввысь. Богатая цветовая гамма росписей исполнена неизвестными мастерами-иконописцами в единой мягкой тональности в голубоватом колорите. Словно сквозь дымку проглядывают тонко прописанные лики Святой Троицы, Богородицы, архангелов и святых. Письмо фресок академической школы относится к середине XIX века. С северной стороны от храма Первоверховных Апостолов Петра и Павла находится могила старца Антония, чья судьба точно список с жития святого: в семь лет он псаломщик в церкви, в двенадцать — насельник приволжского монастыря, затем — гибель родных, арест, пытки, полная и безвозвратная потеря зрения в тюрьме, с 1939 года он числится расстрелянным, дальнейшая его жизнь — это скитания, нищенство, поношение от людей и даже церковных иерархов, а надо всем этим — несокрушимая Вера и Любовь к Богу и своему ближнему. Последние шесть лет старец прожил в доме у келейницы матушки Павлы в городе Жуковском, куда к нему приходило и приезжало множество народу, прося исцелений и святых молитв. Когда же настал последний час схииеродиакона Антония, заговорил он об Екатерининской пустыни. "Хочу лежать рядом с мучениками", — были его слова. Старец был похоронен 22 декабря 1994 года.
Следующий храм, посвященный свт. Дмитрию Ростовскому, — надвратный, расположенный под колокольным ярусом. Внутри он миниатюрен, вытянут в длину и хорошо освящен высокими окнами. На стенах храма отчасти сохранились фрески.
По преданию, место чудесного видения царя Алексея Михайловича находится у противоположных колокольне въездных ворот обители. Здесь возвышается новая постройка монастыря — двухэтажные палаты с часовней во имя свт. Тихона Патриарха Московского. В силуэте пустыни появилась новая вертикаль — шатер часовни с медной главкой и крестом. Она не только обозначила историческое место, но украсила и уравновесила своим пластичным объемом застройку дальней части монастыря.
Вновь открыт в мае 1992 года.
Монастырь имеет два подворья: Успенский храм (142700, Московская обл., г. Видное, с. Тобалово) и в честь Рождества Пресвятой Богородицы (142830, Московская обл., Ступинский р-н, с. Иван-Теремец).
|
|
|
Изменения названия
|
Пустынь Свято-Екатерининская |
|
Библиография
1
|
Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994)..
С.-Петербург.
Сойкин П.П..
1994
.
|
|
2
|
Головкова Л..
Екатерининская пустынь..
Журнал Московской Патриархии..
Москва.
1995
.
№ 3. с. 24-59..
|
|
3
|
Аннин Александр..
Островок благочестия..
Московский церковный вестник..
Москва.
Издательство Московской Патриархии.
1994
.
№ 10 (107)..
|
|
4
|
Колпаков Александр, Сорокина Валентина..
Как Берия монастырем командовал: Последний приют для "врагов народа"..
Московский комсомолец..
Москва.
1998
.
№ 226 (26.11)..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|