|
Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Дивногорский (мужской)
|
Адрес : Россия, Воронежская обл., с. Дивногорье.
|
|
Организация:
[действующ.]
| |
Дата учреждения:
около 1640
17 век
|
|
|
История
Монастырь основан в первой половине 17 века (около 1640 г.) схимонахами Ксенофонтом и Иосафом.
Положение монастыря после 1670 года было весьма незавидным. Крестьянская война и набеги татар прервали спокойное течение жизни обители. 20 апреля 1673 года»во втором часу дни приходили к Дивногорскому монастырю и к заставе воинские люди татарове, человек осьмнадцать и больши... Короульщики от тех воинских людей отстрелялись и в монастырь тех татар не пустили. И те татарове того Дивногорского монастыря старца и животинного пастуха на степи убили, да малого в полон взяли и мелкую животину и стада отогнали... Те татарове приходили к Дивногорскому монастырю и к заставе от больших людей». В 1677 году около ста человек татар напали на Дивногорскую обитель и увели оттуда двух лошадей. Монахам, как и пять лет назад, очевидно, удалось отсидеться за монастырскими стенами. В 1686 году, когда на границах Русского государства становится неспокойно, обитель получила две пушки и пятнадцать мушкетов.
Но, пренебрегая опасностями, иноки во главе с игуменом Тихоном восстанавливали разрушенное. В 1673 году царь Алексей Михайлович пожаловал монахам Дивногорской обители «на свечи, на ладан, и на церковное строение, и на вино, и им на пропитание право безоброчно построить на реке Потудани мельницу. Право владения этой мельницей было подтверждено грамотами Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей. С 1683 года возобновляется хлебная и денежная руга, которая в 1684 году заменяется передачей в безоброчное пользование мельницы на Песках в Острогожске, ранее принадлежавшей И. Дзиньковскому. В 1686 году обитель получает без перекупки оброчную вотчину Богучарский Яр с речкой Толучеевкой, ведет торговлю солью с Царицыным. Кроме того, вдова полковника Петра Булортова Анна отдала на помин души мужа мельницу на реке Мерине у Острогожска.
С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом. К этому времени обитель была не только крупным хозяйственным организмом, но и центром духовного просвещения, борьбы с расколом, распространившимся на Дону после 1682 года. В 1684 году инок монастыря Герман отправился в центр раскола город Черкасск, проповедовал там три года и после испытанных там притеснений возвратился в свою обитель. В монастыре существовала хорошая библиотека, которая, помимо полного комплекта богослужебных книг, имела в своем составе сочинения Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, Ефрема Сирина, «Меч духовный», «Духовную беседу». В 1684 году обитель получила в дар от правивших тогда Иоанна, Петра и Софьи книгу Устав.
Будучи духовным и хозяйственным центром монастырь привлекал к себе людей. В 1692 году было дано разрешение селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и свои традиции, рядом жили русские и украинцы.
Опираясь на труд этих поселенцев, в 1693 году монахи расширили прежнюю малую пещерную церковь в Малых дивах, заброшенную с 1658 года, и освятили ее алтарь во имя Иоанна Предтечи.
Во время Азовских походов Петра Великого русская армия прошла мимо устья Тихой Сосны, и многие их участники оставили описания Дивногорского монастыря. Поскольку Петр Первый считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей, то накануне его приезда церковные власти позаботились об увеличении численности иноков в Дивногорской обители до сорока человек. Шедшие с воеводой Шеиным певчие дьяки Петра служили в монастыре обедню вместе с монахами , которые владели особым церковным распевом. Большими его поклонниками были первый епископ Воронежский Митрофан и сам царь.
В апреле 1699 года монастырь передается из ведения Белгородской митрополии в состав Воронежской епархии. Первый епископ Воронежский Митрофан с уважением относился к настоятелю Дивногорской обители. Несмотря на чрезвычайную рачительность, святитель подарил архимандриту Амвросию в 1699 году хрустальный стакан. Еще раньше, в 1697 году, проявляя заботу о монастырском хозяйстве, епископ Митрофан распорядился завести в обители приходно-расходную книгу, что и было выполнено.
При переходе в ведение Воронежской епархии монастырь получил 900 четей пашенной земли, а в 1701 году успешно завершил спор о покосах в устье Тихой Сосны. Это был наивысший подъем экономического благосостояния обители, зафиксированный описью 1702 года. Но уже к 1714 году монастырь лишился трех мельниц, об одной из которых сказано, что она «взята на государя». Еще одна мельница оказалась у адмирала Ф.М. Апраксина. С этого времени основным источником пропитания обители становится скотоводство и земледелие.
Согласно описи 1714 года в Дивногорском монастыре проживало 12 иноков, поэтому, производя согласно указу 1723 года слияние малобратственных монастырей, Воронежская Духовная Консистория закрывает Семилукскую пустынь и по настоянию ее строителя переводит ее монахов в Дивногорье. Правда, это не укрепило положение Дивногорского монастыря, поскольку все имущество Семилукской пустыни было передано другой обители.
Но, несмотря на неуклонное ослабление обители, Дивногорский монастырь оставался крупным духовным центром на Дону. В 1715 году он совместно с Пятницким Осторогожским монастырем приобретает часовню в Острогожске, а в 1721 году строит на своем подворье в этом же городе каменную церковь Преображения Господня. До 1755 года в самом монастыре возводится каменный храм Успения Богородицы с приделом в честь Николая Чудотворца, а в 1758 году освящается построенная на месте деревянного Никольского храма каменная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Славится и особый распев Дивногорского монастыря. Не случайно одним из наиболее уважаемых старцев был уставщик обители Доримедонт. Обитель облдала полным подбором учительской литературы, что позволило создать на монастырском подворье в Острогожске семинарию, которая действовала с 1742 по 1745 год.
Но в 1764 году по указу Екатерины Второй Дивногорской монастырь первоначально лишился своих мельниц, земель и крестьян и подлежал упразднению, но затем был все же сохранен, и лишь оставлен за штатом. Посетивший его в 1769 году академик С.М. Гмелин застал в обители только одного игумена, который взял на себя роль гида знаменитого ученого. Лишь по ходатайству Тихона Задонского 13 июля 1773 года последовало решение «оставить монастырь на прежнем положении».
Несмотря на довольно большие сложности, обитель быстро возрождается живет полнокровной жизнью. Постоянно растет состав братии. Ведутся восстановительные работы в пещерах. Так, опись 1781 года отмечает, что галерея вокруг пещерного храма оставалась доступной лишь на 18 саженей, а в 1800 году Е. Болховитинов пишет, что пещеры были открыты на всю глубину. Постепенно налаживается и хозяйственная жизнь обители. Опись 1786 года фиксирует 327 подданных малороссиян, работающих на монастырь, и 4000 десятин земли вокруг него. За пять лет (с 1782 по 1786 год) обитель продавала различного скота на 675,: рубля, две мельницы (на Потудани и Тихой Сосне) принесли 1389,08 рубля. Наконец, «как против земляных дач, так и при мельницах ловится мелкая рыба», от которой «дохода денежного не бывает, а пользуется монастырь оною с удовольствием».
Но согласно указу 1786 года обитель была упразднена, и в 1788 году Воронежская Духовная Консистория докладывала, что дивногорские иноки переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.
Но пещеры и дивы по-прежнему пользовались вниманием окрестного населения, которое продолжало приходить сюда. 1 сентября 1813 года на имя Воронежского архиепископа Антония Первого было подано прошение «от жителей уездных городов Острогожска и Коротояка — дворян, купцов и войсковых жителей», всего 236 имен, в котором они писали, что отделенный от селений горами и реками «монастырь является пустынножительством, и хотя он уже четверть века как упразднен», ...жители как ближайших окрестных стран, так и отдаленных из уважения и благоговения к тому месту, по причине обитавших там некогда блаженных мужей, часто посещают его, и в храмовые праздники там идет служба.
Несмотря на стремление духовных властей возродить монастырь, дело столкнулось с серьезными трудностями. Храмы обители служили приходскими церквями, монастырские постройки были заняты церковным причтом. Заготовленное прошение в синод пролежало в архиве Воронежской Духовной Консистории семь лет, пока настоятель Коротоякского монастыря не выступил с ходатайством о переносе его обители в Дивногорье, в связи с аварийным состоянием монастырских построек и отсутствием средств и места для их восстановления. По этому ходатайству в августе 1827 года Воронежским архиепископом Антонием Вторым было направлено прошение в Синод, и в январе 1828 года последовал указ о перенесении обители на новое место. Коротоякский монастырь стал подворьем Дивногорского Успенского монастыря, в который и была переведена часть братии.
После сорокалетнего запустения обитель восстанавливается, и начинается бурная строительная деятельность, в результате которой был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения двенадцатого-девятнадцатого веков и наземные постройки второй воловины восемнадцатого — первой половины девятнадцатого веков.
Коротоякские монахи весьма неохотно покидали обжитые места, да и сам настоятель предпочитал жить на подворье в Коротояке, а не в Дивногорской пустыни. К тому же переезд потребовал от обители дополнительных затрат, что сказалось на материальном положении иноков. Началась склока между братией. Часто менявшиеся настоятели не могли справиться с положением. В 1831 году Воронежский архиепископ был вынужден издать специальное распоряжение: «Строжайше подтвердить всей братии иметь к настоятелю своему должную любовь, уважение, повиновение и в полном непрекословном быть его распоряжении; в противном случае все ему неповинующиеся будут подвержены строгому законному осуждению, именно: все духовного звания будут лишены и исключены из духовного ведомства, а послушники отданы в гражданское ведомство. Впрочем, и настоятель обязан направлять вверенных ему любовью, кротостью, долготерпением и другими благоразумными мерами». Лишь в 1860 году, когда после восьми предшественников игуменом стал Анфим, ссоры удалось прекратить.
Долгое время жизнь монастыря осложнялась и спорами с местным населением из-за храма в честь Владимирской иконы Богоматери, оставшегося приходским вплоть до 1835 года, когда была наконец построена церковь в слободе Селявной. Однако в полное владение монастыря Владимирская церковь перешла лишь после 1856 года. Одновременно с возвращением старых построек велось и наземное строительство, пережившее два периода наивысшей активности: в 1830-1840 годах и в 1860-1880 годах при игумене Анфиме.
В 1831 году, когда по всей России бушевала эпидемия холеры, в окрестностях Дивногорского монастыря на огромном меловом столбе в урочище Большие Дивы была обретена Чудотворная икона Богоматери. Рядом были обнаружены новые пещеры, которые народная молва приписала легендарным основателям обители. Этот пещерный комплекс был по своей структуре схож с пещерными постройками в Малых Дивах возле монастыря. Он состоял из храма, нескольких келий слева от него и обходной галереи. Судя по всему, пещеры в Больших Дивах пережили не менее четырех строительных периодов, причем первоначальный храм отличался очень небольшими размерами.
Обретенная в 1831 году Чудотворная икона Богоматери относилась к Сицилийскому иконографическому типу. Однако прославленный многочисленными исцелениями образ получил в народе название Исцелийского. Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря. Икона пользовалась такой популярностью, что более семи месяцев в году отсутствовала в обители, находясь поочередно в Коротояке, Острогожске, Алексеевке. В честь этой иконы были освящены алтари храмов в слободе Селявной и пещерной церкви в Больших Дивах.
В 1854 году Дивногорской обители были переданы пещеры соседнего Шатрищенского монастыря. Он был закрыт еще в 1764 году, но его пещеры продолжали почитаться окрестным населением. Кроме того, к северу от Дивногорской обители крестьянин П.П. Курбатов в 1851 году начал копать пещеру. Спустя два года к нему присоединился Н.М. Шатов. Освидетельствовавший пещеры благочинный П. Устиновский нашел их устроенными «весьма благоразумно», а самих пещерокопателей — людьми набожными и достойными. В 1858 году эти пещеры были переданы монастырю, а крестьяне зачислены в состав братии. Наконец, в 1860 году возобновилось пещерокопательство в Малых Дивах. Бывший настоятель монастыря схимник Меркурий своими руками соорудил себе гробницу.
В 1903 году было торжественно отмечено 250-летие обители. Но затем последовали революция и гражданская война. В 1924 году Дивногорский монастырь был закрыт. На его месте существовали сначала — дом отдыха, а позже — санаторий. Лишь в 1988 году на территории Дивногорья был открыт музей-заповедник.
Святыней обители была чудотворная Сицилийская икона Божией Матери.
При монастыре находилась церковно-приходская школа и гостиница для паломников.
Подворья обители находились в Коротояке и Острогожске.
|
Библиография
1
|
Зверинский В.В..
Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи: Вып. 1-3..
С.-Петербург.
1890
- 1897.
|
|
2
|
Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994)..
С.-Петербург.
Сойкин П.П..
1994
.
|
|
3
|
Из истории епархии: Старейший монастырь Воронежского края..
Воронежский епархиальный вестник..
Воронеж.
1995
.
№ 7/8-9/12.
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|