link1595 link1596 link1597 link1598 link1599 link1600 link1601 link1602 link1603 link1604 link1605 link1606 link1607 link1608 link1609 link1610 link1611 link1612 link1613 link1614 link1615 link1616 link1617 link1618 link1619 link1620 link1621 link1622 link1623 link1624 link1625 link1626 link1627 link1628 link1629 link1630 link1631 link1632 link1633 link1634 link1635 link1636 link1637 link1638 link1639 link1640 link1641 link1642 link1643 link1644 link1645 link1646 link1647 link1648 link1649 link1650 link1651 link1652 link1653 link1654 link1655 link1656 link1657 link1658 link1659 link1660 link1661 link1662 link1663 link1664 link1665 link1666 link1667 link1668 link1669 link1670 link1671 link1672 link1673 link1674 link1675 link1676 link1677 link1678 link1679 link1680 link1681 link1682 link1683 link1684 link1685 link1686 link1687 link1688 link1689 link1690 link1691 link1692 link1693 link1694 link1695 link1696 link1697 link1698 link1699 link1700 link1701 link1702 link1703 link1704 link1705 link1706 link1707 link1708 link1709 link1710 link1711 link1712 link1713 link1714 link1715 link1716 link1717 link1718 link1719 link1720 link1721 link1722 link1723 link1724 link1725 link1726 link1727 link1728 link1729 link1730 link1731 link1732 link1733 link1734 link1735 link1736 link1737 link1738 link1739
Монастыри
Поиск


Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Владычный (женский)

  
Адрес : Россия, 142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40.
Телефон(ы): (8-277) 2-46-25
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    около 1360 14 век
  
  

Схема подчинения

Московская епархия (Московская область) (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Монастырь основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство.
Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю:
- Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему.
Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ:
- В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим.
Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Варлаам увидел ангелов, держащих обитель на своих раменах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм. Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ея помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение и просил самого святителя Алексия не спрашивал о нем до смерти. Но видение это не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.
Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм.
Первым настоятелем монастыря был его основатель св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма.
После смерти св. Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на бранные тревоги, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами.
Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне.
Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченных колоннах. Надпись на гробнице гласила: «Лет 6685, мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель инок Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».
В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в 14 веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и икона Владимирской Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворенный образ Христа Спасителя, иконы св. Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и св. Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других — на правом и левом столпах храма.
К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь 15 века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями.
Третий храм обители — двухярусная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца, который всегда был особенным покровителем Владычного монастыря.
К северной стороне Георгиевской церкви был пристроен придел во имя св. царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел — один из первых, если не первый в России храм, посвященный св. Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ св. Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевском храме в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом св. Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя св. Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне.
Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворенному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами. Церковь была построена в 16 веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворенного Спаса и икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.
С именем преподобного Варлаама связано явление в 1878 году иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
Ныне в монастыре находится почитаемой список с утерянной после революции чудотворной иконы.
Монастырь вновь передан Церкви в 1995 (открыт 5.05) году в полуразрушенном состоянии.
  
  

Изменения названия

   Серпуховской Владычный женский монастырь
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятельница
   Алексия (Петрова)
1995 г. 20 век     
  

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
   2   Васнева А.. Беседа с настоятельницей Серпуховского Введенского Владычного монастыря монахиней Алексией. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1997 . № 10, с. 67-68.
  
   3   Алексия (Петрова), монахиня.. Эту обитель воздвигли по повелению Матери Божией.. Московский церковный вестник.. Москва. 1998 . № 17/18 (20.11). с. 2..
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (монастырский)

Храм в честь Вознесения Господня (монастырский)

Храм в честь Спаса Нерукотворного Образа (монастырский)

Храм во имя св. вмч. Георгия Победоносца (монастырский)

Храм во имя свтт. Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских ("трех святителей") (монастырский)

 
   Святыни
 

Икона Божией Матери "Неупиваемая чаша" (чудотворная)



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–