История
Письменное предание о возникновении пустыни говорит, что в конце XV века, в том месте, где теперь стоит монастырь было село Теребени помещика Михаила Обуткова. В 1492 году, при великом князе Иоанне Васильевиче III этот помещик пожелал построить в Теребенях церковь во имя чудотворца Николая. На избранном месте было положено основание церкви, и помещик Обутков поставил на том основании бывший у него образ Святителя. Но несколько раз икона невидимо сходила оттуда и всякий раз оказывалась в другом месте — на краю села Теребени, где стояли пять берез и был колодец. Обутков увидел в этом иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел ей противиться. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была построена на месте, указанном Угодником, а село Теребени помещик передал церковным служителям "в вечное поминовение себе и роду своему". Сначала это была приходская церковь, потом около нее образовался монастырь.
Однако недолгое время существовала благополучно эта первая обитель — в смутное время междуцарствования монастырь и деревни вокруг были разорены и сожжены поляками, жители частью разбежались, частью были перебиты. И хотя сама церковь уцелела, но стояла в запустении.
В 1611 году на это место пришел инок Онуфрий и поселился около запустевшей церкви Святителя Николая. С помощью Артемия Мазовецкого, помещика села Топальское, расположенного в пяти верстах от пустыни, Онуфрий решил основать здесь пристанище. Однако, вскоре, по причине "пустынного оскудения и недостатков", ушел. И так продолжалось запустение этого места еще 30 лет.
В 1641 году, в царствование царя Михаила Федоровича, на это же место пришел священноинок Авраамий, который застал еще помещика Мазовецкого, и вместе с ним начал строить часовню недалеко от прежней церкви. Разбирая развалины, они нашли прежнюю икону Святителя совершенно целой и невредимой. Ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели в течение целых 40 лет. Вскоре к ним пришел монах Феодосий, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. Таким образом возродилась Теребинская обитель на своем старинном месте.
Со временем число иноков прибыло, рядом с церковью Святителя Николая, уже очень ветхого, была построена новая — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, и стой поры обитель начала устраиваться. Особенно разнеслась слава о ней с того времени, когда Святитель Николай своим чудотворным образом избавил весь окрестный с монастырем Бежецкий край от моровой язвы в 1654 году.
К концу XIX века в обители было построено три каменных храма, соборный и главный, из которых — в честь главного покровителя пустыни, святителя и чудотворца Николая, большой, пятиглавый, отстроенный в 1835 году, с высокой каменной колокольней. Здесь и пребывала в иконостасе, на особо оборудованном месте главная святыня обители — чудотворный образ. С трех сторон монастырь был окружен стеной, а с четвертой — двумя большими каменными двухэтажными корпусами келий.
После 1917 года монастырь закрывается новыми властями, здания на территории пустыни разрушаются и используются в качестве складов удобрений. И только начиная с 1992 года в Николо-Теребеньковском монастыре возрождается церковная жизнь.
В монастыре обретался один из наиболее чтимых во всей России чудотворных образов Святителя Николая. По своим размерам образ имеет 1 аршин длины и 13 вершков ширины, толщиною менее вершка, выполнен древним иконным письмом. Сверху украшен серебряной вызолоченной ризой. На ней вычеканены: Евангелие, которое держит Чудотворец в руке, омофор Чудотворца, и по сторонам лика его вверху, финифтью изображены Спаситель и Божия Матерь. На краях ризы, по сторонам в шести клеймах вычеканены чудеса Святителя Николая, бывшие от Его чудотворной иконы, с надписанием оных.
В 1654 году во время царствования Алексея Михайловича в верху города Городецка (прежнее название Бежецка) и его окрестностях началась эпидемия моровой язвы. Толпы богомольцев наполнили Теребинскую пустынь: все просили заступления Угодника, поклоняясь его чудотворному образу. Испросив дозволения от начальства, икону Святителя, рекою Мологою привезли 30 июня (13 июля по новому стилю) в Бежецк в сопровождении священного собора и множества народа. По совершении всенощного бдения и божественной литургии Великий Чудотворец призрел на молитву смиренных и погибающих рабов своих и отвратил от них бедствие, так как тотчас же моровая язва начала прекращаться в Бежецке и скоро окончилась. В ознаменование этого чудесного события, каждое лето к 30-му июня (13 июля по новому стилю), "в незабвенную память будущим родам о чудесном избавлении от смертоносной язвы, на благославление города и молебствие от верных" стали приносить в Бежецк чудотворный образ Святителя Николая из Теребинской пустыни с крестным ходом, где служили молебны в каждом доме, в храмах и на площадях. Со временем, образ начали носить не только из пустыни в Бежецк, но и по окрестным с обителью, и ближайшим к городу селениям. Этот крестный ход, — продолжающийся непрерывно около трех недель, — был единственным, в своем роде, в России.
Крестный ход впервые после закрытия обители после революции был возобновлен в 1995 году. Возглавляет крестный ход Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. И каждый раз при крестном ходе с благоговением проносится над городами и селами образ, от которого Святителем Николаем были явлены многие чудеса, засвидетельствованные очевидцами.
В обители также обретается чудотворная икона Теребинской Божией Матери. Эта икона упоминается вместе с другими чудотворными иконами в разных записях очень давно, но подробных сведений о ней не имеется. Теребинская икона изображает Пречистую Деву Богородицу с воздетыми руками, а Божественный Сын ее стоит пред нею на шаре, распростирая свои Божественные руки в стороны. Икона эта — копия с подлинной, где же находится подлинная — неизвестно.
Святыни — чудотворная икона Святителя Николая, чудотворная икона Теребинской Божией Матери.
|