Биография
Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, скончался 21 марта 1974 года в г. Тбилиси, на 86-м году жизни. Весть о его кончине была с глубокой скорбью воспринята многими как в Русской Церкви, так и в Грузинской Православной Церкви,
Родился он 12 февраля 1889 года в с. Луппа на Полтавщине в семье крестьянина. Начальное образование получил в сельской церковноприходской школе. В 1906 году, желая всецело посвятить свою жизнь Богу, Алексей поступил послушником в Глинскую пустынь Курской епархии, где прожил девять лет. В 1915 году был призван в армию. По окончании первой мировой войны возвратился в обитель.
В 1921 году Алексей Лукаш принял монашеский постриг с именем Андроник. Годы, проведенные в обители, оставили в молодом иноке неизгладимый след и способствовали его духовному совершенству. И впоследствии, где бы он ни был, он всегда был тверд в исполнении своих монашеских обетов. Вся его жизнь была направлена к одной цели — к спасению своей души и ближних. В 1922 году монах Андроник был рукоположен во иеродиакона, в 1926 году — во иеромонаха. Через год он был пострижен в схиму с оставлением имени Андроник (в честь преподобного Андроника; память 26 (13) июня). В 1936 году Патриаршим Местоблюстителем Блаженнейшим Митрополитом Сергием отец Андроник был награжден наперсным крестом. В 1948 году иеросхимонах Андроник вернулся в Глинскую пустынь, где исполнял должность благочинного. В 1955 году он был возведен в сан игумена.
В 1961 году схиигумен Андроник переселился на постоянное жительство в г. Тбилиси, под непосредственное попечение митрополита Тетрицкаройского Зиновия, иерарха Грузинской Православной Церкви. В 1963 году митрополитом Зиновием, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, он был возведен в сан архимандрита.
Достигнув преклонного возраста, схиархимандрит Андроник почувствовал, что приближается переход его в иной мир, к чему он готовился всю свою жизнь бдением, пощением и молитвой. В ноябре 1973 года во время чтения утренней молитвы «Боже, очисти мя, грешнаго...» он стал говорить невнятно и сбивчиво, вскоре у него пропала речь и отнялась левая сторона тела. Многие полагали, что ему осталось жить несколько часов, но Божиим промышленном он еще должен был пожить на пользу своих духовных чад. Через 25 дней речь его восстановилась, но паралич левой стороны продолжался до самой кончины, Не имея возможности по болезни посещать богослужения, он переносил болезнь без ропота и непрестанно молился дома, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. На 1-й седмице Великого поста отец Андроник почувствовал облегчение и даже мог петь ирмос «Помощник и Покровитель...». И никто теперь уже не думал, что это была последняя его песнь. На 3-й седмице его здоровье ухудшилось и он перестал принимать пищу. 17 марта, в воскресенье, в половине шестого утра, он был в забытьи. Это состояние продолжалось до 10 часов вечера, когда он внятно произнес слова «милость Божия все покроет», а затем начал кого-то благословлять. По-видимому, за его строгую, подвижническую жизнь Господь сподобил его узреть отшедших своих собратий по духу. После этого он пришел в сознание и, тихо сказав: «Я буду умирать», закрыл глаза и уже ни с кем не говорил, хотя все понимал и оставался в полном сознании. Силы старца слабели, и 21 марта, в четверг, в начале шестого часа утра он в мирной и безболезненной кончине предал дух свой Богу.
21 марта гроб с телом почившего схиархимандрита Андроника был поставлен в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси, где митрополитом Зиновием была совершена великая панихида. Тело старца находилось в соборе до 26 марта. У гроба совершались панихиды и читалось местными и приезжими священниками Святое Евангелие.
26 марта архимандрит Иоанн с собором клириков совершил литургию Преждеосвященных Даров. Отпевание и погребение схиархимандрита Андроника было совершено митрополитом Зиновием с собором клириков. На отпевании молился иерарх Грузинской Церкви епископ Цилканский Гайоз, ректор Мцхетской духовной семинарии. Отпевание совершалось проникновенно и молитвенно. По окончании отпевания игумен Иларион (Приходько) сказал сердечное прощальное слово, в котором подчеркнул, что отец Андроник был человеком широкой души, глубокой веры и большим тружеником. Его сердце было исполнено сострадательной любви к каждому человеку, он жил не для себя, но для народа, поэтому к нему вполне приложимо наименование печальника душ человеческих. Затем гроб с телом отца Андроника был обнесен священнослужителями вокруг престола. Прощальная процессия направилась к месту погребения — Грмагельскому городскому кладбищу. По со-аершении на могиле краткой литии гроб с останками верного служителя Церкви Христовой при пении «вечной памяти» был опущен в могилу. Прах отца Андроника предал земле митрополит Зиновий, который заботился о нем, как любящий отец о своем сыне.
Память об отце Андронике будет всегда жить в сердцах многих людей. Он поистине подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст Господь, Праведный Судия, в день оный (2 Тим. 4).
30 апреля 1974 года, в 40-й день по преставлении к Богу схиархимандрита Андроника, в соборе во имя святого князя Александра Невского в Тбилиси собравшиеся из разных приходов Русской Церкви иноки — собратья почившего совершили заупокойную литургию. Митрополит Зиновий совершил панихиду в сослужении всего духовенства, съехавшегося в память старца.
В храм прибыл Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Давид V, пожелавший посетить могилу старца вместе со всеми почитателями новопреставленного. На кладбище Святейший Патриарх Давид, обращаясь к отцу Андронику, положил на его могилу красное яйцо и сказал: «Отец Андроник! Христос воскресе! Мы знаем, что ты теперь в Царстве Небесном. Что отличало тебя в этой жизни? Ты не имел врагов, и потому все любили тебя. Ко всем открыто было твое любящее сердце. Молись за нас, чтобы и нам разделить радость твоего блаженства». Так же глубоко и проникновенно Святейший ободрил Владыку Зиновия и окормляемую им русскую паству, в грусти стоявших у могилы отца Андроника. Затем, обращаясь к двум бывшим глинским инокам — игумену Власию и игумену Павлину — Святейший Католикос-Патриарх Давид даровал им сан архимандрита, сказав и о времени возведения их в ближайшие дни за патриаршим богослужением. Этим он как бы засвидетельствовал непрекращаемость в Церкви Священного предания.
Воодушевленные взаимной любовью и единодушием, русские и грузины понесли светлые и глубокие чувства от могилы собрата, веря в силу его молитвенного предстательства.
Литература:
Некролог / Архимандрит Иоанн (Маслов), доцент МДА // ЖМП. 1974. № 8.
|