link8555 link8556 link8557 link8558 link8559 link8560 link8561 link8562 link8563 link8564 link8565 link8566 link8567 link8568 link8569 link8570 link8571 link8572 link8573 link8574 link8575 link8576 link8577 link8578 link8579 link8580 link8581 link8582 link8583 link8584 link8585 link8586 link8587 link8588 link8589 link8590 link8591 link8592 link8593 link8594 link8595 link8596 link8597 link8598 link8599 link8600 link8601 link8602 link8603 link8604 link8605 link8606 link8607 link8608 link8609 link8610 link8611 link8612 link8613 link8614 link8615 link8616 link8617 link8618 link8619 link8620 link8621 link8622 link8623 link8624 link8625 link8626 link8627 link8628 link8629 link8630 link8631 link8632 link8633 link8634 link8635 link8636 link8637 link8638 link8639 link8640 link8641 link8642 link8643 link8644 link8645 link8646 link8647 link8648 link8649 link8650 link8651 link8652 link8653 link8654 link8655 link8656 link8657 link8658 link8659 link8660 link8661 link8662 link8663 link8664 link8665 link8666 link8667 link8668 link8669 link8670 link8671 link8672 link8673 link8674 link8675 link8676 link8677 link8678 link8679 link8680 link8681 link8682 link8683 link8684 link8685 link8686 link8687 link8688 link8689 link8690 link8691 link8692 link8693 link8694 link8695 link8696 link8697 link8698 link8699

Монашество



Амфилохий (Шапошников)

  
Ф.И.О.:  Шапошников Андрей Иванович
  
Сан:  схимонах
Место:  погребен: рядом с Троицким храмом Свято-Троицкой Реконьской пустыни
Дата рождения:  18 век
Дата смерти:  09.08. 1865 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Родом финн. Родился в Риге, в семье служащего в какой-то церковной должности при лютеранской кирхе. В зрелом возрасте принял православие. Был в военной службе, работником у крестьян, пастухом, странником. По благословению старца Бориса из г. Тихвина отправился в Реконскую пустынь Новгородской губ., где в 1813 г. поселился в качестве работника у пономаря при ветхом деревянном храме. В дальнейшем жил в лесу неподалеку от церкви. С 1816 г. пономарь Реконской церкви. В 1822 г. принял монашество в Тихвинском монастыре г. Тихвина с именем Адриана, а в 1832 г. принял схиму с именем Амфилохий. Затеял судебный иск с целью вернуть принадлежавшую пустыни лесную дачу. В 1860 г. его трудами открыта Реконская общежительная пустынь, устроенная по образцу Валаамского монашеского общежития. Вел строгую подвижническую жизнь. Последние годы, из-за большого наплыва народа в пустынь, перешел на сопку-остров в 3 верстах от пустыни, где построил храм и образовал скит. Пользовался большим духовным авторитетом среди разных слоев населения. Получил от московского митр. Филарета изображение ангела, благовествующего Воскресение Христово. Умер на 125 году жизни. Погребен в скиту.
По преданию, старец Амфилохий (Шапошников А.И.) прожил на земле 125 лет, из них 51 год в Рекони, 11 месяцев в Тихвинском тюремном замке — за проживание без паспорта и докучливые прошения о восстановлении Свято-Троицкой Реконьской обители сменявшим друг друга государям. В 1860 году, сразу после торжеств открытия пустыни, Шапошников принял деятельное участие в закипевшей работе: составил подробнейшее донесение Новгородскому митрополиту о предполагаемой дальнейшей жизни в монастыре, статьях дохода, возможностях каменного строительства, числе монахов и т.д. Несмотря на свой старческий возраст он оставался таким же энергичным, как и 50 лет назад, когда пришел в Тихвин. И все-таки годы давали о себе знать и 1862 году в поисках более спокойного места старец удалился на сопку в трех верстах от Рескони. Здесь для него был построен скит с церковью во имя Святителя Тихона Задонского. Через два года Амфилохий, уставший и больной удалился еще дальше — в самые недоступные места Реконьских лесов. В 15 верстах от монастыря ему срубили последнюю келью. Все время он проводил в постах и молитвах. Летом 1865 года телесные силы старца стали совсем иссекать, он слег и вечером 9 августа скончался. Прах Амфилохия был перенесен в монастырь и захоронен рядом с Троицкой церковью. Над его могилой была установлена часовня. На могильную плиту были положены тяжелые железные вериги, которые носил старец, железная цепь и железный обруч, одевавшийся им на голову. Были установлены дни почитания о. Амфилохия — 9 августа (день преставления) и 23 ноября (день памяти).
А.И. Шапошников прославился не только своей деятельностью по возрождению Свято-Троицкой Реконьской пустыни. Он оставил о себе память как старец — защитник, советчик, утешитель. Известны случаи прозорливости старца: он предрек восстановление Реконьской пустыни, Крымскую и Польскую войны, никогда не ошибался в предсказаниях местным крестьянам — о неурожае, пожарах и т. д. Приходили к старцу и для исцеления. И эти случаи зафиксированы житийной литературой. Библию он знал наизусть, и, имея хорошую память, всякую беседу начинал с подходящего к случаю отрывка из Священного Писания.
Сохранились легенды и достоверные описания его праведной жизни в лесу, в землянке, порой и под открытым небом, когда он на много дней уходил на болота для молитвы. Питался Амфилохий грибами, ягодами и кореньями. Спал в землянке на досках, в изголовье брал камень. Часто зимой в мороз он уходил босой, в жалком рубище на болота и скитался там по нескольку дней.

Литература:
Описание Свято-Троицкой Реконской пустыни и очерк жизни странника Андрея Ивановича Шапошникова, в схиме о. Амфилохия, стараниям которого пустынь обязана своим существованием в настоящее время. СПб., 1884; Надгробный венок схимонаху о. Амфилохию, подвизавшемуся 50 лет в Свято-Троицкой Реконской пустыни, Тихвинского уезда. СПб., 1893; Иером. Иоасаф. Местные предания о Троицко-Реконском подвижнике, схимонахе о. Амфилохие и некоторые другие достопримечательности той обители. СПб., 1893; ПБЭ. т. 1. Стб. 634-638.

 
Должности и места служения

настоятель
Пустынь во имя Святой Живоначальной Троицы Реконьская

19 век   —  
19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–