|
Зосима (Верховский)
|
Ф.И.О.: Верховский Захар Васильевич |
|
|
Место:
рождения: г. Смоленск
смерти: Троице-Одигитриева Зосимова пустынь, Московская епархия
захоронения:Троице-Одигитриева Зосимова пустынь, Московская епархия
|
Дата смерти:
24.10.
1833 г.
19 век
|
Церковная принадлежность
|
Биография
В 1786 году сын смоленского вице-губернатора, потомок славного рода, девятнадцатилетний Захар Васильевич Верховский удалился в Коневский монастырь под начало прославленных старцев Адриана и Василиска. Коневская обитель располагалась на острове Коневец в Ладожском озере. Суровость климата и строгость устава стали хорошей школой иноческой жизни начинающего подвижника.
Ревностно и смиренно исполняя все послушания, даваемые ему, юноша заслужил любовь братии и сподобился принять иноческий чин от старца Адриана, получив при постриге имя Зосима.
В 1789 году Зосима вместе со своим наставником старцем Василиском удалился в пустынный скит неподалеку от Коневского монастыря. Вскоре, однако, богоугодная жизнь отшельников стала известной в округе и к ним потекло множество людей искать совета и утешения. Не терпя людской славы, Василиск и Зосима с благословения старца Адриана отправились в далекую Сибирь. После различных мытарств, чуть не погибнув в тайге, подвижники устроили себе кельи в пустынной, тяжелой для человеческого обитания местности. Но и сюда вскоре устремились люди за словом истины.
В 1820 году несколько женщин с благословения старцев устроили в деревне Сидоровке, находящейся почти в пятидесяти километрах от их келий, монашеское общежитие, которое вскоре было перенесено в окрестности города Туринска, на место основанного в 1624 году мужского монастыря. Через некоторое время, однако, из-за клеветы отец Зосима покинул Туринский монастырь и прибыл в Москву.
Митрополит Филарет (Дроздов) предоставил отцу Зосиме келью в Чудовом монастыре, а по прибытии духовных чад старца из Сибири благословил открытие новой обители уже в пределах Московской епархии.
Но предоставленной благочестивой москвичкой Бехметьевой земле отец Зосима собственноручно построил небольшую деревянную часовню и освятил ее в честь Смоленской иконы Божией Матери, называемой Одигитрией, которую сам старец, уроженец Смоленска, особенно почитал.
Трудно приходилось новой обители. Крайне скудное, болотистое место, отсутствие хороших дорог и населенных мест делали жизнь сестер и их старца неимоверно тяжелой. Но сколько раз в истории Церкви обители, основанные в пустынных и непроходимых дебрях, превращали их в ухоженные и прекрасные для жительства места. Под управлением старца молодая община стала постепенно обустраиваться. Возвели деревянный корпус для жилья и ограду, выкопали колодец. Сам отец Зосима подавал пример трудолюбия, работая мотыгой и топором.
24 октября 1833 года старец Зосима скончался. Его жизнь оставила глубокий след в русском сознании. Достаточно указать на мнение многих ученых о том, что образ старца Зосимы в "Братьях Карамазовых" Ф.М. Достоевского навеян не столько преподобным Амвросием Оптинским, сколько отцом Зосимой (Верховским).
Рукотворным же памятником старцу стала его обитель, получившая название Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни, открытой, однако, только через девять лет после кончины старца. В 1838 году на средства грузинского царевича Ираклия и царевны Фамари над его гробом был воздвигнут храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
|
Должности и места служения
Библиография
1
|
Ефремов А..
Троице-Одигитриева Зосимова пустынь.
Журнал Московской Патриархии.
Москва.
1994
.
№ 7-8. с. 67-70..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|