Монашество



Пульхерия (Сазонова)

  
  
Сан:  игумения
Место:  рождения: Вятская губерния, с. Васильковское
смерти: Вятская губерния
Дата рождения:  1803 г. 19 век
Дата пострига:  1840 г. 19 век
Дата принятия сана:  1850 г. 19 век
Дата смерти:  19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

В 1830 году к преподобному Серафиму Саровскому пришли в числе других богомольцев три женщины. Одна из них — крестьянская девушка из Вятской губернии по фамилии Сазонова — была тяжело больна водянкой.
Подойдя к келье преподобного, Сазонова встала позади других посетителей; в руках она держала полотенце своего рукоделия, которое желала поднести старцу. Отец Серафим прошел сквозь толпу прямо к ней, принял полотенце и, трижды утершись им, сказал: "Иди, радость моя, за мною!". Приведя в свою келью, он благословил женщину, дал ей просфоры со святой водой.
На другой день старец принимал посетителей в ближней пустыньке около своего источника. Когда к нему подошла Сазонова, он благословил ее со словами: "Ты, матушка, очень нездорова? Пойди умойся в ключе и напейся — и будешь здорова". Больная отвечала: "Уж я пила, батюшка, и умылась". Но преподобный Серафим повторил: "Возьми, матушка, воды-то из ключа с собой, пей и умывайся, и тело-то омой: Апостолы Христовы исцелят тебя, будешь здорова". И дал ей кувшинчик.
Больная исполнила все в точности, хотя некоторые паломники не советовали ей при ее болезни лечиться водой. А на другое утро никто не мог ее узнать: болезнь прошла, опухоль спала и даже цвет лица стал здоровым.
Когда богомолки отправились в обратный путь, преподобный Серафим прислал им с благословением каждой по символическому знаку: Сазоновой — палочку с клюшкой, одной из спутниц — палочку с четырьмя отростками, другой — простую палочку. Впоследствии открылось пророческое значение этих подарков: Сазонова стала игуменией, одна из ее спутниц приняла монашество вместе с тремя детьми, а другая ушла в монастырь одна.
В 1831 году Сазонова поступила в Слободской девичий монастырь, где пребывала в течение 60 лет до самой своей кончины. В первые годы она несла послушание управляющей клиросом, а в 1840 году приняла постриг с именем Пульхерии. В 1850 году была возведена в сан игумении.
Настоятельница Пульхерия много сделала для монастыря за время своего управления. Она построила внутри монастырской ограды четыре корпуса, а за оградой — дом для священника. В 1882 году был освящен второй каменный храм обители с престолами: наверху — во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, внизу — Рождества Христова. Кроме того, она купила три соседних с монастырем дома и устроила в них больницу, богадельню и церковноприходскую школу.
История больничного дома такова. Его владелица стороверка Шептаева ни за что не хотела продавать свой дом монастырю. Тогда матушка Пульхерия стала просить о. Серафима помочь ей (у нее в келье был портрет его во весь рост, писанный в Дивееве, перед которым она всегда молилась). Вскоре старец Серафим явился Шептаевой и строго приказал ей пожертвовать дом монастырю. Шептаева была так поражена этим чудом, что не только пожертвовала дом, но и сама вернулась в лоно официальной церкви.
Слободской Христорождественский монастырь во время настоятельства игумении Пульхерии был избран Матерью Божией для прославления Своей иконы, получившей название "Утешение в скорбех и печалех". Первоначально эта икона находилась в русском Андреевском ските на Афоне. В 1863 году в Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований иеромонах Паисий и привез с собой эту икону, которая была поставлена в Христорождественском монастыре.
Вскоре, 19 ноября, совершилось великое чудо. 18-летний художник-иконописец Владимир Неволин в детстве онемел и, несмотря на лечение, язык болящего в течение шести лет оставался без движения. Узнав о привезенной с Афона святыне, юноша отслужил пкеред ней молебен и, когда прикладывался к образу, почувствовал, что с ним происходит нечто необычайноу. Дома Владимир неожиданно произнес: "Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!" Все окружающие были поражены мгновенным возвращением дара речи. Сам Владимир поспешил в обитель воздать благодарение Богоматери, исповедался у иеромонаха Паисия и причастился Святых Таин.
Жители Слободского толпами спешили поклониться чудотворному образу.
Вскоре от иконы последовало множество других засвидетельствованных исцелений и чудес.
Образ еще более прославился, когда его перенесли в Вятку, где он находился до мая 1864 года. В честь этой иконы в Вятском Преображенском девичьем монастыре в 1883 году был воздвигнут величественный храм (Здание сохранилось). Затем образ был перенесен в Санкт-Петербург на подворье Свято-Афонского Андреевского скита, где в его честь также была освящена церковь. После закрытия подворья в 1933 году святыня исчезла. В самом же Слободском исцеленным живописцем Владимиром Неволиным с чудотворного образа был сделан точный список и помещен в Христорождественском монастыре. Всероссийское празднование иконе "Утешение в скорбех и печалех" совершается 19 ноября (2 декабря) и 25 января (7 февраля).
Благочестивая игумения Пульхерия незадолго до кончины удалилась на покой (1873 г.). Она тихо скончалась 27 июля 1890 года, оставив по себе память как верная ученица преподобного Серафима Саровского.
Имя подвижницы внесено в святцы Русской Зарубежной Православной Церкви под 27 июля (9 августа нового стиля).

 
Должности и места служения

игумения
Монастырь в честь Рождества Христова Слободской (женский)

1850 г. 19 век   —  
1873 г. 19 век
  
  

 
Библиография

   1   Любомудров Алексей.. Матушка Пульхерия — подвижница града Слободского.. Вятский епархиальный вестник.. Вятка. 1997 . № 8 (88)..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–