Монашество



Кассиан (Соловьев)

  
Ф.И.О.:  Соловьев Иван
  
Сан:  архимандрит
Дата смерти:  20.08. 1908 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Кассиан (Иван Соловьев)
Дата рождения
1820-е гг.
Место рождения
Тульская губерния, Ефремовский уезд, с. Алексеевка
Дата смерти
20 августа 1908 г.
Место смерти
Воронежская губ; Задонский уезд
Место погребения
Задонский Тихоновский монастырь (скит)
Должности (дата/место)
1851 г. — поступил в Задонский Богородицкий монастырь послушником
1866 г. — определен на должность благочинного Задонского Богородицкого монастыря
1882 г. — переведен в Задонский Тихоновский монастырь (Скит святителя Тихона Задонского) настоятелем
Даты принятия сана, пострига
1855 г. — посвящён в рясофор
1856 г. — пострижен в монашество
1861 г. — рукоположен во иеродиакона
1862 г. — рукоположен во иеромонаха
1882 г. — возведен в сан игумена
21 мая 1908 г. — возведен в сан архимандрита
август 1908 — пострижен в великую схиму
Награды
1864 г. — награжден набедренником
1872 г. — награжден золотым наперсным крестом
1884 г. — награжден палицею
1899 г. — получил орден Святой Анны 3-й степени

Чудесное исцеление

Рясофорный послушник Задонского монастыря Кассиан, прежде именовавшийся Иваном Соловьевым, до поступления в монашество крестьянин Тульской помещицы Ефремовского уезда сельца Алексеевки поручицы Анны Михайловны Леонтьевой, 11 января 1851 года был поражен параличом, три года был без памяти, нем, в помешательстве рассудка и не владел правой рукой. Через шесть недель от начала болезни владение рукой возвратилось, но немота осталась и умственные способности расстроились; состояние это доктор признавал неизлечимым.
По совету протоиерея Перцова и с благословения бывшего преосвященного Тульского Димитрия Соловьев со своей бабкой и другими женщинами отправился на богомолье в Задонск, Воронеж и Киев; 6 июня того же 1851 года прибыл в Задонск и 7 июня по окончании заутрени, подойдя ко гробу святителя Тихона, взяв из лампады масла и выпив его, почувствовал потрясение в языке и во всех членах тела, а по отслужении панихиды по святителе в ту же минуту произнес: «Велия благодать святителя, угодника Божия Тихона!»— и постепенно стал без труда говорить, а через два дня мог уже ясно и без затруднения читать церковные книги, и с тех пор совсем здоров.
Акт об исцелении Соловьева, внесенный в книгу монастырскую, подписан самим Соловьевым, тремя находившимися при нем женщинами, задонским городничим Халяпиным, протоиереем Алексеевским, титулярным советником Максимовым и архимандритом Задонского Богородицкого монастыря с братией. К акту приложены отзывы духовного отца Тихона, священника Тульского Успенского девичьего монастыря Михаила Протасова, протоиерея Всесвятской кладбищенской церкви города Тулы Михаила Перцова и доктора коллежского советника Дончанкина, лечившего Соловьева в Туле.

Управление монастырём

После смерти архимандрита Димитрия управителем Тихоновского монастыря в должности настоятеля в сентябре 1882 г. назначен был «рачительный игумен Кассиан», пребывавший до того в должности благочинного Задонского Богородицкого монастыря.
Под руководством нового настоятеля Тихоновская обитель продолжала крепнуть и украшаться. Спустя год после смерти о. Димитрия была завершена отделка главного храма монастыря, возведённого приснопамятным архимандритом «под крест». Храм был двухъярусный, «величественный, византийского стиля». Главы собора были покрыты белой жестью. В него вели три возвышенных открытых паперти, устроенные с трёх сторон. Большие окна и обилие света делали храм лёгким и благолепным. Стены его были выкрашены светло-голубой краской и расписаны альфреско (техникой настенной живописи, при которой краски наносятся на сырую штукатурку) с разноцветными орнаментами.
В 1883 г. игумен Кассиан возобновил кладбищенскую Тихоновскую церковь, которая заново была расписана альфреско. В ней построены три печи, храм перестал делиться на летний и зимний и стал полностью отапливаться.
В 1885 г. на монастырском кладбище была выстроена большая каменная часовня для отпевания и совершения панихид в зимнюю пору. В часовне перед распятием горела неугасимая лампада.
Хранила обитель и ещё одну чтимую святыню — копию с иконы, написанной по обретении в 1846 г. нетленных мощей святителя Тихона, чудотворца Задонского. Попечением игумена Кассиана на икону была сделана риза из позолоченного серебра.
Всего же насельников Тихоновской обители, по данным 1891 г., числилось следующее количество: монашествующих — 22, на послушании — 36 и 12 наёмных рабочих.
В 1897 г. в Тихоновском монастыре завершено строительство начатого ещё при архимандрите Димитрии в 1882 г. и выстроенного вчерне за алтарём соборного храма, каменного двухэтажного братского корпуса с 40 окнами.
Хозяйственная жизнь монастыря требовала немалого приложения сил от его управителя. Ведь достаточно заметить, что земельные угодья тихой лесной обители были куда обширнее, чем у знаменитого первоклассного Задонского Богородицкого монастыря. Так, в 1910 г. за Тихоновским монастырём числилось 832 десятин 1200 соток земли, а за Богородицким — 683 дес. 350 соток. Все хозяйственные заботы до 1908 г. висели на плечах настоятеля монастыря игумена Кассиана.

Некролог

20 августа сего года в Задонском Тихоновском монастыре («Скиту») тихо в Бозе почил настоятель этого монастыря отец архимандрит Кассиан.
Отец Кассиан родом из крестьян Тульской губернии, Богородицкого уезда слободы Стрелецкой. В 1851 г. он поступил в Задонский Богородицкий монастырь послушником, в 1855 г. посвящён в рясофор, в 1856 г. пострижен в монашество, в 1861 г. рукоположен во иеродиакона, в 1862 г. рукоположен во иеромонаха, 1864 года награждён набедренником, 1866 г. определен на должность благочинного монастыря, 1872 г. награжден золотым наперсным крестом. В 1882 г. переведен в Скит — Богородице-Тихоновский монастырь настоятелем, в этом же году возведен в сан игумена, 1884 года награжден палицею, 1899 года получил орден Святой Анны 3-й степени и в 1908 году 21 мая возведен в сан архимандрита. Таков послужной список отца Кассиана.
Отец Кассиан — личность, достойная уважения и глубокого почтения. Рассказывают, что при поступлении в монастырь над ним сказалась сила чудесного действия молитвы святителя Тихона: от природы он был нем и у мощей угодника Божия впервые заговорил. Получив исцеление, юноша посвятил себя на служение Господу и под руководством угодника Божия воспитал в себе великий дух христианского смирения, кротости, терпения и любви. Автору этих строк приходилось видеть отца Кассиана уже настоятелем Скита. Всегда кроткий, приветливый, с улыбкой на лице он прост и доступен был всем. Как сейчас, вижу пред собою маленькие, тесные клетушки из сосны, скорее говорящие о гробе, чем о покоях настоятеля, и навстречу идет согбенная подвигами фигура с теплым платком на подряснике, высоко и с сознанием поднимающая благословляющую руку. «А, дорогие гости… к угоднику Божию… пешком… Чайку, чайку… нельзя без чаю… Или садитесь-ка пообедаем, что Господь послал — я обедаю… А там лошадок запрягу — мне все равно посылать в Задонск — купить казинету на подрясник послушнику».
Иконы с потолка до полу и книги — вот все украшение комнаты отца Кассиана.
Пред этими иконами теплятся лампады и, говорят, ежедневно в свободное от богослужения время пред ними можно было встретить отца Кассиана в епитрахили и с кадильницею в руке, совершающим панихиду по умершим духовным детям. Каков синодик был у него, можно догадываться из следующего случая. Раз мне пришлось быть за литургией в будничный день, и за чашкой чая после литургии я не удержался сказать: «Ну, у вас и поминают! Святому Иоанну Златоусту вы уделили одну треть, а две трети взяли на помин». «Кому же как не нам и молиться то за умерших… Нам ведь и дело то одно — молиться… Ты сорок верст прошел и уморился, а мы тут сидим и ничего не замечаем»,— был ответ старца.
Отец Кассиан пользовался в народе большим уважением, как исповедник. У него, говорят, проездом в Задонск любили исповедываться наши воронежские архипастыри. Называют в их числе, например, благостнейшего преосвященного Серафима. Когда исповедуешься у отца Кассиана, говорят и сейчас многие его духовные дети, то на душе нет ни одного греха, какой остался бы невысказанным. При келейной исповеди он имел оригинальное обыкновение, по разрешительной молитве, окроплять покаявшегося святою водою.
За последние годы жизни отцу Кассиану пришлось претерпеть страшную клевету — его обвиняли в таких тяжелых нравственных преступлениях, против которых вопиял уже один взгляд на седину старца. Это обвинение приняло форму систематического гонения против старца. В течение многих лет, кажется, возбуждались судебные процессы с их тяжелыми для сознания следствиями и переписками. Но, благодарение Богу, и суд человеческий вынес оправдательный вердикт отцу Кассиану во всех возводимых на него преступлениях. Епархиальная власть удостоила отца Кассиана за три месяца до смерти награды — возвела его в сан священно-архимандрита.
Нам пришлось видеть последний раз отца Кассиана в момент посвящения его в сан архимандрита. И этот радостный день в жизни отца Кассиана был для него моментом несения тяжелого креста. «Отец Кассиан, узнаете меня? Может быть, удостоите меня своим посещением, ко мне чайку отведать?», «Что ты, батюшка, смеешься что ль над стариком? Видишь — не иду, а умираю. Тут владыка просил обедать. Не знаю, как быть, не могу идти. Может, помилует — избавит от обеда».— смотрю — и действительно, он едва идет или, вернее, не идет, а его ведет послушник. За ним несут стул, и он несколько раз садился, задыхаясь, на этот стул на протяжении от крестовой церкви до выхода из портика монастыря. «И здесь послушание, и здесь не радость, а труд и подвиг!»— подумал я.
И золотая митра была для отца Кассиана колючим терновым венцом… не пришлось ему служить на земле в золотой митре. Да предстанет же он пред страшным престолом Божиим увенчанным от Домовладыки венцом славы за добродетели: смирения, терпения, прощения и любви…
Пред смертию, нам удалось узнать, отец Кассиан принял пострижение в великую схиму. «Как солнце сияет сейчас на небе,— сказал отец Кассиан постригавшему пред пострижением,— так моя душа чиста от той клеветы, какую на меня возводили на земле. Бог видит, всем прощаю»…
Т. Д. П.

Литература

1. Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.— 2-е изд., испр. / Разреш. к печ. Издат. советом Рус. Правосл. Церкви.— М. : Изд-во Сретен. монастыря, 2010.— 288 с. : ил.— (Жития святых).
2. Т. Д. П. Отец Кассиан : некролог // Воронеж. епарх. ведомости.— [Г. 43]. 1908.— № 18. Ч. неофиц.— С. 899—902;
3. Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. Его жизнь, писания и прославление // Тихон Задонский, святитель. Собрание творений. Т. 1.— М. : Приход храма Св. Духа Сошествия, 2003.— С. 320.
4. Клоков А. Ю., Морев Л. А., Найдёнов А. А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Ч. I.— Липецк : Липец. обл. краевед. о-во, 2006.— С. 367—372.


Материал подготовил А. Н. Свирин.
8 сентября 2015 г.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–