Биография
Бухарев Александр Матвеевич, в монашестве архимандрит Федор (1822- 02.04.1871).
Сын дьякона Тверской епархии. В 1846 г. закончил Московскую духовную академию третьим магистром XV курса и оставлен в академии бакалавром по кафедре греческого языка и библейской истории. 08.06.1846 г. принял монашеское пострижение. В 1847 г. перемещен на кафедру Священного Писания. С 1852 г. экстраординарный профессор. В 1853 г. получил сан архимандрита. В сентябре 1854 г. перемещен в Казанскую духовную академию на кафедру догматического и обличительного богословия. С 1854 г. ординарный профессор. В 1855 г. назначен инспектором академии. В 1857 г. читал нравственное богословие. С января 1858 г. по февраль 1861 г. цензор Петербургского духовного цензурного комитета. Вел аскетическую, благоговейную, молитвенную жизнь и пользовался искренним почитанием от всех, его знавших. Учил, что все человеческое стало собственностью Единородного, что каждое наше действие должно уже совершаться во Христе и по образу Христа, как бы ни было оно иногда маловажно, что должно совершаться как дело Божие, как богослужение, как участие в искупительной тайне Единородного. Учил, что дурное дело или только совершенное не во Христе — это отделение от него — единого источника жизни и любви Божией, отвержение от этой любви и омертвение, и что все мы должны принимать это омертвение, кем бы оно ни было допущено, как свое собственное, потому что все мы уды одного тела, следовательно, и жизнь и омертвение у нас общие. Во время лекций часто забывал о времени, говорил до изнеможения. Во время богослужений часто погружался в умиление и молитвы, из-за чего службы затягивались надолго. Как инспектор академии страдал от существующей дисциплинарной системы, совершенно несвойственной его понятиям. Образ мыслей и нравственность получили высокую оценку митрополита Филарета. Из-за образа мыслей и действий подвергался многочисленной критике, обвинениям в ереси. Последствием этого было недоумение и смущение читателей и недовольство начальства. Делом своей жизни считал проведение духовных благодатных начал во все стороны и углы мирской человеческой жизни. Усматривал сущность заблуждений латинства в уклонении церкви от непосредственного возглавления в самом Христе, в том, что земная глава церкви препятствует вере направляться во всем прямо к Самому Христу, из-за чего католическая церковь страдает мертвенной подзаконностью и бездушной формальностью. Раскрывая дух иудейства, подзаконной праведности, желающей оправдаться формальным исполнением закона и заменяющей правду Божию своей фарисейской правдой показывал, что и современное христианство часто страдает тем же. Показывал в своих трудах, что христианство также проникнуто духом язычества, проявляющимся в изгнании Христа из разных областей духовной, чаще всего умственной, научной жизни и поставляющий на место служения Христу служение идолам страстей, или разума, или моды. Учил, что во Христе возглавлены и наука, и литература, и искусство, что предметом нашего внимания может быть история, политика, астрономия, медицина, роман, драма, картина, статуя, все виды человеческой деятельности, но при обязательном условии рассматривания и изучения этих явлений в свете Христовом, при направлении нашей души к Тому, Кто принял на Себя все человеческое, кто стал Агнцем заколения за все греховное в человечестве и Кто служит источником всякого блага, истины и добра, не только в их совершенстве, но и в разных, едва заметных их проявлениях по многообразным отраслям человеческой жизни. Не имея возможности по совести согласовать свои воззрения с воззрениями начальства на способы служения его миру решился на крайние меры. В феврале 1861 г. подал прошение о снятии сана и монашества. С 1861 по 1863 г. пребывал в Переславском Никитском монастыре на увещании. В 1863 г. снял сан. Впоследствии женился. Скончался от чахотки, в Переславле Залесском, в крайней бености, на Пасхальной неделе, после христианского напутствия.
Труды:
О втором псалме. Приб. к Твор. Св. От., 1849, VIII; О второй части кн. пр. Исайи, Приб. к Твор. Св. От., 1850, IX; О послании ап. Павла к Филиппийцам, Приб. к Твор. Св. От., 1854, XIII; О принципах или началах в делах житейских или гражданских. СПб., 1858; О картине Иванова — Явление Христа миру. СПб., 1859; Странники. Странник, 1860, январь; О современности в отношении к православию. Странник, 1860, 1-2; Несколько статей об ап. Павле. СПб., 1860; Об Ив. Як. Корейше. Дух. Бес., 1860, 12; Евангелие, читаемое на царск. молебнах. СПб., 1860; О православии в отношении к современности. СПб., 1860; Три письма к Гоголю, писанные в 1848 г. СПб., 1861; Изъяснение 1 главы кн. Бытия. СПб., 1862; Св. Иов Многострадальный. Дух. Вестн., 1862; О св. пр. Исаии и его книгах. М., 1864; Св. пр. Иеремия. М., 1864; Св. пр. Иезекииль. М., 1864; Св. пр. Даниил. М., 1864; О подлинности и целости кн. св. пр. Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. М., 1864; Исследование о достоинстве, целости и происхожд. 3 кн. Ездры. М., 1864; Печаль и радость по слову Божию — очерки кн. Плача Иеремии и Песни Песней с приб. об Апокалипсисе и 3 кн. Ездры. М., 1864; Письма о благодати св. таинств. М., 1864; Современные духовные потребности мысли и жизни, особенно русской. М., 1865; О подлинности посланий ап. Павла. М., 1866; Апология по поводу отзывов о кн. Совр. дух. патр. М., 1866; Об упокоении усопших и о здравии живых. М., 1866; Книга для обучения чтения и письму. М., 1867; Воспомин. о преосв. Афанасии. Душ. Чт., 1868, 3; Посмерт. изд. Воспоминания о митр. Филарете. Прав. Обозр., 1884, кн. 4; О романе Достоевского "Преступление и наказание" по отношению к делу мысли и науки в России. Пр. Обозр., 1884.
Литература:
проф. Знаменский, История Казанской духовной академии, вып. 1-2; С. Смирнов, История Московской духовной академии; Благие деятели. Правосл. Обозр., 1890, кн. 1; Некролог. Голос, 1871, № 121; Воспоминания Погодина. Церковно-Общ. Вестник, 1874, № 43; Несколько указаний в Собр. Отзывов и Мнений митр. Филарета; ПБЭ. т. 2. стб. 1200-1207.
|