Миряне



Бортнянский Дмитрий Степанович

  
  
Дата рождения:  1752 г. 18 век
Дата смерти:  1825 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Бортнянский Дмитрий Степанович (1752, Глуховский уезд Черниговской губернии — 1825), духовный композитор.
Главный представитель третьего периода гармонического церковного пения в России, характеризующегося совмещением древних церковных мелодий с чисто европейской гармонизацией, а также равновесием мелодий церковных напевов с гармоническими элементами. Способствовал тому, чтобы духовно-музыкальное творчество освобождалось от музыкальных традиций итальянской школы и приняло национальный характер, чтобы концертная музыка отступила на задний план, а священный текст и древняя церковная мелодия нотных богослужебных книг, издаваемых по благословению Св. Синода, приобрели основное значение.
В 1759 г. из-за своего прекрасного голоса взят в придворную певческую капеллу. Изучал музыку под руководством придворного капельмейстера Галуппи. В 1775 г. послан в Венецию для окончания полного курса обучения музыке. В 1779 г. возвратился в Петербург и стал придворным капельмейстером. В 1796-1825 г. директор певческой капеллы. Способствовал освобождению церковного пения от влияния иностранных композиторов, внесших в него приемы светской театральной музыки. Выбрал лучшие голоса из хоров архиерейских певчих по всей России и довел хор капеллы до замечательного совершенства. Энергично восставал против общей распущенности церковного пения, против произвола невежественных регентов, обративших церковные клиросы в концертные эстрады. Инициатор постановления Св. Синода от 1816 г. о произведении партесного пения только по печатным нотам, одобренным директором капеллы. Написал большое число концертных духовно-музыкальных сочинений, в т. ч. 35 четырехголосных концертов, 7 херувимских, 8 духовных трио, трехголосную литургию, 21 мелкое духовное песнопение, 10 двуххорных концертов, 14 номеров Тебе Бога хвалим, песнопения из службы Великого поста и др. Автор гармонических переложений древних церковных мелодий, проекта об отпечатании древнего Российского крюкового пения.

Литература: Разумовский. История церковного пения в России, вып. 2-й; Перепелицин. История музыки в России; Металлов. Очерк истории пр. церк. пения в России; Л. Сакетти. Очерк истории музыки, 1891; Православная Богословская энциклопедия. т. 2. стб. 977-984.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–