Биография
Историк Церкви, известный православный правозащитник, доверенное лицо Александра Солженицына в России. Окончил аспирантуру Института истории Академии наук. Будучи совсем молодым человеком, аспирантом-историком, подающим надежды, Вадим Борисов участвовал в знаменитом сборнике "Из-под глыб", изданным В 1977 году в Париже в издательстве ИМКА-пресс (вместе с Солженицыным, Игорем Шафаревичем, Михаилом Агурским, Евгением Барабановым и Феликсом Световым), поместив в сборнике статью "Личность и национальное самосознание". С этого времени жизнь его оказалась связанной тесными дружескими и деловыми отношениями с Александром Исаевичем Солженицыным и его семьей. Это означало, что его жизненный выбор был сделан в пользу служения Солженицыну и его делу, и в жертву этому служения был принесен яркий талант, академическая карьера, да и просто возможность работать по специальности (Московский университет не разрешил ему представить к защите диссертацию по истории Православной Церкви XIV и XV веков.). Это был тяжелый выбор. Жизнь под постоянной слежкой, под угрозой ареста, с прослушиванием телефонных разговоров.
Вадим отдавал всю свою жизнь. Он не только собирал для Солженицына материалы, он выполнял и поручения семейного характера. Хотя он был чрезвычайно сдержан и мало кто знал о его тесных связях с Солженицыным, было известно, что Вадим ездил на Кавказ, вывозил из города Георгиевска парализованную тетю Солженицына, и какое-то время, прежде чем ее устроили в Подмосковье, она жила у Борисовых дома. Солженицын же поддерживал Вадима и его немалую семью, в которой было четверо детей. Когда начались публикации Солженицына на родине, стал его доверенным лицом. Впоследствии ошибочно (см. статью Л. Улицкой) обвинён Солженицыным в денежных злоупотреблениях.
В 1974 году вместе с Шафаревичем, Валентином Турчиным, Леонидом Бородиным, Агурским, Сергеем Ковалёвым, Татьяной Великановой и др. подписал открытое письмо протеста против ареста Владимира Осипова, редактора рукописных журналов "Вече" и "Земля". В 1975 вместе с Шафаревичем, Световым и Игорем Хохлушкиным открыто выступил в защиту о. Дмитрия Дудко, лишённого прихода под давлением властей.
В июне 1976 г. в числе двадцати семи христиан, принадлежащих к шести деноминациям, подписал самиздатское Обращение к Президиуму Верховного Совета СССР и Всемирному Совету Церквей — т. наз. "Экуменическое обращение". Двенадцать из подписавших были члены РПЦ, остальные — католики, баптисты, адвентисты и пятидесятники. В Обращении анализировалосю дискриминационное положение верующих в СССР. Подписавшие его члены РПЦ: священники Дмитрий Дудко, Сергий Желудков и Глеб Якунин, иеродьякон Варсонофий (Хайбуллин), миряне Е. Барабанов, В. Борисов, Б. Михайлов, Л. Регельсон, Ф. Светов, Татьяна Ходорович, И. Хохлушкин и И. Шафаревич.
Литература:
Эллис Джейн. Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие. Overseas Publications Interchange Ltd., Лондон, 1990; с. 78-79, 142, 195, 202, 223.
Парамонов Борис. Пегасы и клопы (http://www.lebed.com/2000/art2146.htm).
Улицкая Людмила. Возможно ли христианство без милосердия? // Московские новости. № 44 (1.12). 2003.
Бакланов Григорий. Кумир. Избранные части из новой книги (http://berkovich-zametki.com/Nomer42/Baklanov1.htm).
Приложение:
***
Статья Вадима Борисова "Личность и национальное самосознание" — одна из центральных статей Сборника ("Из-под глыб"). Она большой философской и нравственной высоты. Она поднимается гораздо выше тех напряжённых споров по национальному вопросу, которые у нас сегодня в стране идут. Но я тем более затрудняюсь её вам пересказывать. Автор в самом общем виде исследует: является ли национальное самосознание атавизмом и нравственной неполноценностью, как это сейчас широко распространено понимать. Он исследует — откуда появилось вообще у человечества понятие личности? Оно появилось из христианства. Христианство знает иерархию личностей, начиная от личности Божества, и в этой иерархии нация есть тоже личность. И история народа есть как бы биография личности. В каждый данный момент никто из нас не есть весь "я" — мы себя проявляем как-то хуже, лучше, полнее или беднее, и только вся наша биография, вся наша жизнь выражает нашу личность. Так и народ в каждый данный момент не есть вся национальная личность, а только целой своей историей он выражает свою личность.
Все эти проблемы Борисов ставит в той обстановке, когда напряжённый вопрос перед всеми нами в Советском Союзе: в нынешнем своём упадке Россия умирает или не умирает?
(Из пресс-конференции Солженицына о сборнике "Из-под глыб" в Цюрихе, 16 ноября 1974)
(Информация Свято-Тихоновской группы, Вашингтон).
|