Биография
Андрей Чеславович Козаржевский родился 19 (6) августа 1918 года в Москве в доме Ковригиной, в Обыденском переулке. Чеслав Козаржевский, отец Андрея Чеславовича, был поляком, поэтому мальчика крестили в католическом храме святых апостолов Петра и Павла. После смерти отца мать Андрея Анастасия Александровна решила остаться в России и в 1921 году привела трехлетнего сына в храм Христа Спасителя, где протоиерей Александр Хотовицкий (канонизированный в 1994 году) присоединил мальчика к Православной Церкви.
Бабушка Андрея Елена Павловна Глебова, коренная москвичка, происходила из духовного сословия, а дед, Александр Эдуардович Аккерман, был обрусевшим немцем из Нарвы. Вместе с ними в ковригинском доме жили и их дочери; все сыновья погибли после революции. Своих дядей Андрей Чеславович всегда поминал в молитвах, а Евангелие дяди Льва Александровича, замученного в тюрьме, надписанное племяннику по латыни: "Memento Leonis mizeri" ("Поминай несчастного Льва"), сохранил до конца своих дней.
В 1924 году настоятель церкви Илии пророка священник Виталий Лукашевич благословил пятилетнего Андрея прислуживать в храме. С детства Андрей вникал в тонкости богослужения и знал церковную службу так, что его шутя называли "ходячим Уставом".
В 1936 году А.Ч. Козаржевский поступает в ИФЛИ сначала на исторический факультет, затем на отделение классической филологии литературного факультета (окончил в 1941 г.). Получив диплом с отличием и рекомендацию в аспирантуру ИФЛИ, А.Ч. Козаржевский по направлению Наркомпроса уезжает работать учителем средней школы и с 1941 по 1944 год живет в сибирском селе Ермаковское Красноярского края.
По возвращении в Москву А.Ч. Козаржевский поступает в аспирантуру на филологический ф-т МГУ (окончил в 1947 г.), а с 1946 года преподает древние языки и античную литературу в Московском городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина (впоследствии им. Ленина).
В 1953 году Козаржевский переходит в МГУ, а с 1967 года заведует там кафедрой древних языков исторического факультета. За 40 лет работы в Московском университете Андрей Чеславович защитил диссертацию, стал доцентом, членом Ученого совета истфака, а в 1985 году — профессором. А.Ч. Козаржевскому принадлежат 15 статей по античной литературе во 2-м издании Большой Советской Энциклопедии и 10 для Советской Исторической Энциклопедии. Им была создана рациональная методика преподавания древних языков, разработаны лекционные курсы "Мастерство устной речи", "Ораторское искусство", "Памятники мировой истории и культуры", специальные курсы по источниковедению новозаветного библейского канона и греческому диалекту койне. А.Ч. Козаржевский много лет руководил кружком при университете по изучению Москвы и Подмосковья.
Из просветительской и преподавательской деятельности Андрея Чеславовича рождались и все его печатные труды. Учебниками Козаржевского по латинскому и древнегреческому языкам, методикой преподавания древних языков, его грамматической и календарной терминологией, учебными пособиями по античному ораторскому искусству, риторике, мастерству устной речи, статьями по изучению памятников отечественной истории и культуры пользуются ныне многие гуманитарные вузы, в том числе православные ("Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы").
Многое связывало А.Ч. Козаржевского с Пюхтицким женским монастырем. Он часто бывал в этой обители и всегда встречал там радушный прием. Однажды, беседуя со старицей Варварой, Андрей Чеславович сказал ей о своем желании стать священником, но матушка настойчиво советовала ему оставаться светским просветителем, убеждая его в высокой ценности его духовной миссии в университете.
Себя А.Ч. Козаржевский считал чтецом и бывал счастлив, когда получал благословение читать шестопсалмие. Он мечтал написать пособие по чтению шестопсалмия. Обладая феноменальной музыкальной памятью, Андрей Чеславович был живым хранителем нашего церковного музыкального наследия, знал, что поют в том или ином храме сейчас, что пели там 40 лет назад. Как православный филолог, он глубоко понимал значимость именно церковнославянского языка для нашей Церкви. Он был убежденным православным верующим, имел много знакомых и среди старообрядцев. Как ученый он с уважением относился к протестантским библеистам, но не принимал сектантства и всяческого отступничества от Церкви: "богородичников", рерихианцев, последователей Е. Блаватской. На своих многочисленных лекциях Андрей Чеславович противопоставлял всему этому мудрую духовную трезвость Православия.
Несколько недель не дожил Андрей Чеславович до выхода в свет своей последней книги-справочника "Московский православный месяцеслов", в которой описаны все праздники церковного года (переходящие и не переходящие), указаны все действующие и упраздненные московские храмы с их достопримечательностями, историческими и художественными, упомянуты имена многих священнослужителей.
А.Ч. Козаржевский скончался 26 марта 1995 года и был похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Среди его трудов: "Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы" (М., 1985); "Московский православный месяцеслов" // Московский журнал. 1992 -1993. № 9 -8); "Заметки о церковно-приходской жизни Москвы в 1920 -1930 г.г." // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 6.
|