Миряне



Павлович Надежда Александровна

  
  
Место:  р.: местечко Лаудон, Латвия
см.: Оптина пустынь
Дата рождения:  17/30.09. 1895 г. 19 век
Дата смерти:  03.03.. 1980 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Образование

Гимназия Псковская Александровская

  —  
1912 г. 20 век  

  

Курсы Высшие женские им. Полторацкой

20 век   —  
20 век  

  

 
Биография

Надежда Александровна Павлович родилась 17(30) сентября 1895 года в Лифляндии, в местечке Лаудон, на территории теперешней Латвии, в семье мирового судьи. В их доме из поколения в поколение передавался благоговейно чудотворный образ Пресвятой Богородицы сербского письма. Под сенью этой иконы — Знамения Покрова Пресвятой Богородицы — прошла вся ее долгая многотрудная жизнь. По ее словам, ей довелось «увидеть, как смещались пласты истории и пласты человеческого сознания», — увидеть, осмыслить и запечатлеть увиденное.Окончив в 1912 году в Пскове Александровскую гимназию, она публикует первые свои стихи в местной газете «Псковская жизнь», затем учится в Москве на историко-филологическом факультете Высших женских курсов им. Полторацкой. В это же время знакомится с В. Брюсовым, А. Белым, Вяч. Ивановым, С. Есениным, Б. Пастернаком и другими печатается в газетах, журналах и альманахах той поры.В 1920 году по поручению правлений Союза поэтов Надежда Павлович едет в Петербург для организации отделения Союза, председателем которого был избран Александр Блок. Встреча с Блоком, возникшая между ними духовная близость во многом определили дальнейшую ее судьбу и мотивы творчества. Блок подарил Павлович первый том «Добротолюбия» со своими пометками, предложил прочитать «Летопись Серафимо-Дивеевской -обители». В это тяжелое для России время, когда интеллигенция покидала родину, Блок говорил Надежде Александровне: «Я могу пройти незаметно по любому лесу, слиться с камнем, с травой. Я мог бы бежать. Но я никогда не бросил бы Россию. Только здесь и жить, и умереть».Но идет 1921 год — последний год жизни поэта. Совсем «потерянной», в состоянии, близком к самоубийству после кончины Блока, Господь приводит ее в Козельскую Оптину пустынь, где живет в это время семья друга ее детства Льва Александровича Бруни.Здесь впервые видит она замечательного оптинского старца иеросхим. Нектария. В течение трех дней пытается она поговорить с ним, но старец отказывается принять молодую женщину, представительницу столичной литературной богемы. Потрясенная, она уезжает в Петроград, но мысль о старце («я видела настоящего святого»), о единственно возможном для нее пути исцеления не покидает ее. Впоследствии она вспоминала: «Батюшка Нектарий испытывал сердца приходящих к нему и давал им не столько утешение, сколько путь подвига, он смирял и ставил человека перед духовными трудностями, не боясь и не жалея его .малой человеческой жалостью, потому что верил в достоинство и разумение души и великую силу Благодати, помогающей ищущему Правды». Через полгода она вновь возвращается в монастырь. С этого дни жизнь ее навсегда соединяется с Оптиной.По благословению батюшки Нектария она остается жить в Оптиной, становится сотрудницей первого Оптинского краеведческого музея, которым заведовала его основательница Лидия Васильевна Защук (впоследствии она приняла схиму с именем Августы и была расстреляна вместе с оптинским архимандритом Исаакием в 1937 году в Туле). Два года прожила Надежда Александровна в Оптиной в послушании у старца. Но музею и самому монастырю уже грозила беда. Сбывалось предсказание отца Нектария о том, что «скоро монастыри закроют и ходить в монашеском по улицам будет нельзя».В Вербное воскресенье 1923 года Оптина пустынь была закрыта. Тяжело больного старца Нектария сперва положили под арестом в больницу, а затем в Великий Четверг отвезли в тюремную больницу в Козельске, большинство духовных отцов и монашеской братии также были арестованы. Выдав в ЧК батюшку Нектария за своего дедушку, Надежда Александровна добивается замены расстрела (отца Нектария обвинили в контрреволюции) поселением. Она увозит батюшку в село Холмищи (65 км от Козельска), навещает его там, привозит продукты, теплые вещи. Надежда Александровна собрала и записала множество рассказов и свои воспоминания о последнем оптинском старце Нектарии, его удивительной прозорливости духовных наставлениях, поучениях, беседах с ним.Перед кончиной в 1928 году батюшка Нектарий благословил свою духовную дочь Надежду Павлович помнить Оптину, всегда заботиться о ней и делать все возможное для ее сохранения.Она и выполняла завещанное, как могла, в те страшные для Православия годы: в конце 20-х перевезла и таким образом сохранила для нас ценнейший архив и библиотеку Оптиной пустыни, сдав все материалы в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве. Работая в Красном Кресте, помогала родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным (среди которых много было и оптинцев); совершила духовный подвиг, навестив находящегося в заключении отца Сергия Мечева. Ее стараниями в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника 1 культуры и была поставлена на государственную охрану.До последних дней, будучи в преклонном возрасте и неизлечимо больной, ездила она по бездорожью, добираясь на попутках в близкую сердцу Оптину, доказывала в Министерстве культуры, перед калужскими и козельскими властями, что охрана Оптиной пустыни не должна остаться лишь формальным решением на бумаге, что необходимо начать ее действительную реставрацию. Но настоящего возрождения Оптиной пустыни — возвращения величайшей отечественной святыни Русской Православной Церкви — ей уже не довелось увидеть. Она отошла ко Господу 3 марта 1980 года. Накануне, зная, что умирает, но и радуясь этому, говорила близким, что смерти не боится, что для нее умереть — всё равно, что выйти в другую комнату...Еще в 20-е годы батюшка Нектарий благословил Надежду Александровну на литературную работу. По его молитвам в те трудные годы она находила себе работу в качестве переводчика, литературного критика.После стихотворных сборников «Берег» (1922) и «Золотые ворота» (1923) Надежда Павлович в течение двух десятилетий выступала в печати преимущественно как детская писательница. Только после войны стали выходить ее поэтические сборники: «Думы и воспоминания» (1962), «Сквозь долгие года...» (1977), «На пороге» (1980). Последняя книжка вышла после кончины автора. Перу Павлович принадлежит единственная в своем роде поэма «Оптина», посвященная старцам и подвижникам обители, а также статьи «Оптина пустынь. Почему туда ездили великие?» (впервые в альманахе «Прометей», 1980, п 12), «К биографии художника Болотова» (Прометей, 1983, п 13). В течение многих лет Н. Павлович печаталась под разными псевдонимами в зарубежных русских изданиях. Незадолго до кончины она подготовила к печати книгу воспоминаний «Неводы памяти», которая, к сожалению, сгинула в недрах издательства «Советский писатель».

 
Должности и места служения

сотрудник
Музей Оптинский краеведческий

1921 г. 20 век   —  
1923 г. 20 век
  
  

 
Библиография

   1   Беднякова Т.Я.. Павлович Надежда Александровна.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1994 . № 6. с. 62-63..
  
   2   Павлович Надежда Александровна.. Оптинский старец отец Нектарий.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1994 . № 6. с. 46-60..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–