Биография
Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965), русский философ. Родился в с. Креславка близ Витебска 24 ноября (6 декабря) 1870 г. Окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета. За пропаганду атеизма исключен из Петербургского университета. Закончил свое образование в Берне. Профессор философии в Петербургском университете. Лишен кафедры в 1921 г. за христианские взгляды. Был выслан из Советской России в 1922. Лосский преподавал в университетах Чехословакии (преподавал философию в Праге и Братиславе (1930-1945)), с 1947 (1950?-1953) (после переезда в США) — в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Наиболее фундаментальные труды философа — Обоснование интуитивизма (1906), Мир как органическое целое (1917), Основные вопросы гносеологии (1919), Свобода воли (1927), Условия абсолютного добра (1949). Лосский характеризовал собственное учение в гносеологическом плане как систему "интуитивизма", а в плане онтологическом — как "иерархический персонализм". Впрочем, обе эти традиционные философские сферы в его учении глубочайшим образом взаимосвязаны и любая граница между теорией познания Лосского и онтологией имеет достаточно условный характер. Уже сама возможность интуитивного познания как "созерцания других сущностей такими, какими они являются сами по себе" базируется на онтологических предпосылках: мир — это "некое органическое целое", человек (субъект, индивидуальное "я") — "сверхвременное и сверхпространственное бытие", связанное с этим "органическим миром". Таким образом, "единство мира" становится решающим условием и основой познания, получая наименование "гносеологической координации". Сам же процесс познания определяется активностью субъекта, его "интенциональной" (целевой) интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальная интуиция, по Лосскому, позволяет субъекту воспринимать внепространственное и вневременное "идеальное бытие" (мир отвлеченного теоретического знания — "в платоновском смысле"), которое является конституирующим принципом "реального бытия" (во времени и пространстве). В признании связи двух родов бытия и соответственно существенной рациональности действительности Лосский усматривал принципиальное отличие собственного интуитивизма от иррационалистического интуитивизма А.Бергсона. Кроме того, в метафизике Лосского утверждается существование сверхрационального, "металогического" бытия, которое прямо связывается им с идеей Бога. Персонализм Лосского выражается прежде всего в его учении о "субстанциальных деятелях", индивидуальных человеческих "я", которые не только познают, но и творят "все реальное бытие". Лосский (оспаривая Декарта) готов признать "субстанциальных деятелей" единственной субстанцией, "сверхпространственной и сверхвременной сущностью", выходящей "за пределы различия между психическими и материальными процессами". Всегда совместное творчество "деятелей" образует "единую систему космоса", однако эта система не исчерпывает всего универсума. Существует "металогическое бытие", о котором свидетельствует "мистическая интуиция", живой религиозный опыт и философское умозрение, приходящее, согласно Лосскому, к идее "сверхкосмического принципа" бытия. Именно стремление к "абсолютной полноте" бытия определяет выбор личности, ее опыт преодоления "онтологической пропасти между Богом и миром". В религиозной метафизике Лосского путь человека и всего тварного мира к Богу имеет абсолютную ценность. Этот принцип стал основой "онтологической теории ценностей" Лосского, его этики. Подлинно нравственные действия всегда содержательны и полны смысла уже по той причине, что являются ответом личности на Божественную Любовь, ее собственным опытом любви к Богу и другим людям, приближением к Царству Божию, где только и возможно в совершенной полноте единство "Красоты, Нравственного Добра (Любви), Истины, абсолютной жизни". Умер в (около) Париже 24 января 1965 г.
Труды:
История русской философии. М.: Академический проект, 2007. 551 с.
|