|
Русская Православная Церковь Заграницей (Виталиевская)
|
|
|
Организация:
[действующ.]
| |
Дата учреждения:
|
|
|
История
Летом 2001 г. митрополит Виталий (Устинов) явно сделал свой выбор в пользу "жесткого" курса по отношению к Московской Патриархии. После того, как часть архиереев отказались следовать за своим архипастырем, раздраженный митрополит заявил о своей отставке, быть может, рассчитывая на то, что его попросят остаться.
В октябре 2001 года состоялся Архиерейский собор РПЦЗ, на котором отставка владыки Виталия была принята. Новым первоиерархом избрали архиепископа Лавра (Шкурлу).
Недовольный происходящим владыка Виталий покинул Собор и перебрался в Мансонвилль, на территорию своей бывшей Канадской епархии. В Мансонвилле владыка Виталий провозгласил себя первоиерархом новой организации — Русской православной церкви в изгнании (РПЦИ).
РПЦИ отказалась от общения не только с Московской патриархией, но и с РПЦЗ, со всеми экуменистами, в том числе и с Сербской церковью.
В течение ноября 2001 г. были совершены три новых архиерейских рукоположения. Под юрисдикцию Виталия перешли некоторые наиболее враждебные к Московской патриархии приходы РПЦЗ.
В январе 2002 г. раскол уже окончательно оформлен и был создан Синод РПЦЗ (В) в составе: Первоиерарх Митрополит Виталий (Устинов), Заместитель Первоиерарха Архиепископ Каннский и Европейский Варнава (Прокофьев), Архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко), Епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко), Епископ Мансонвильский Сергий (Киндяков), Епископ Сакраментский Владимир (Целищев), Епископ Гренадский Варфоломей (Воробьев).
Фактически глава этой Церкви при престарелом митрополите Виталии (Устинове) — архиепископ Варнава (Прокофьев).
Дело строительства новой Церкви осложняется конфликтом между архиепископом Варнавой (главой французской ветви) и архиепископом Лазарем (Журбенко) (одним из возглавителей русской ветви)
14 августа 2002 г. в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь и епископ Черноморский и Кубанский Вениамин за Божественной Литургией возвели: игумена Дионисия (Алферова) — во епископа Боровичского; архимандрита Гермогена — во епископа Жлобинского; архимандрита Иринея — с назначением на кафедру в Казахстан.
Архиепископ Лазарь заявил, что их хиротонии были совершены с письменного благословения митрополита Виталия (Устинова), главы РПЦЗ(В).
Подлинность письма митрополита и право «лазаревцев» совершать новые хиротонии оспаривает «французское» крыло во главе с архиепископом Варнавой (Прокофьевым).
Между «варнавитским» и «лазаревским» крыльями, помимо личного конфликта, существуют и принципиальные расхождения. Еще с середины 1990-х годов архиепископ Лазарь выступал за фактически автономное существование российских приходов РПЦЗ, в то время как сторонники епископы Варнавы настаивают на централизованном церковном управлении и обвиняют сторонников архиепископа Лазаря в фактическом расколе. Ситуация в РПЦЗ(В) осложняется тем, что сам престарелый митрополит Виталий (Устинов) порой дает противоречивые указания и на его благословение могут ссылаться с равным правом обе стороны конфликта.
23 января 2003 г. Канцелярия Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей под управлением митрополита Виталия распространила в России официальное заявление о порядке окормления приходов этой Церкви в России. После разделения РПЦЗ в 2001 году на две юрисдикции — "лавровскую" и "витальевскую" — основная часть российских приходов РПЦЗ оказалась в подчинении более консервативной юрисдикции — РПЦЗ(В). Однако до сих пор для этих приходов не было рукоположено новых архиереев, а прежних российских иерархов РПЦЗ — архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Вениамина (Русаленко) — руководство РПЦЗ(В) считает "ушедшими в раскол".
Как говорится в синодальном заявлении, из самого титула архиепископа Варнавы — "Каннский и Европейский" — следует, что в его компетенцию "входят священнослужители и приходы Русской Православной Церкви Заграницей, находящиеся на территории Европы".
В марте 2002 г. митрополит Виталий дал согласие на организацию в России автономного церковного управления во главе с архиепископом Лазарем (Журбенко), но затем, по требованию архиепископа Варнавы, отменил свое решение. 20 апреля 2002 г., в скиту в Мансонвилле (Канада), где проживает митрополит Виталий, произошло Архиерейское совещание Северо-Американских епископов РПЦЗ, где заявлялось, что вопрос «о создании церковной администрации в России находится в ведении всего Архиерейского Собора. До и вне соборного решения…никакой отдельной церковной администрации в России образовано быть не может. Следовательно, и архиерейские хиротонии в России могут совершаться только по решению Архиерейского Собора РПЦЗ».
14 августа 2002 года архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) поставили четырех новых епископов. Митрополит Виталий признал эти хиротонии неканоничными и недействительными. 10 ноября 2002 года имена Лазаря (Журбенко) и Вениамина (Русаленко) были изъяты из списков архиереев РПЦИ. В августе 2003 г. было опубликовано «Разъяснение Епископата РПЦИ о каноническом положении группы Архиепископа Лазаря» подписанное всеми епископами РПЦИ, в котором сказано: «С этой группой у РПЦИ не может быть ничего общего».
В ответ на хиротонии архиереев для России, произведенные в РПЦИ, 5 июля 2003 г. Лазарь (Журбенко) объявил о переходе своей церкви на автономное управление и создал свой синод. 29 августа 2003 г. канцелярией «Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви» возглавляемой архиепископом Лазарем (Журбенко), было сделано заявление о документах, исходящих от имени митрополита Виталия, где все документы за подписью Виталия, осуждавшие действия Лазаря, объявлялись сфабрикованными, однако серьезных доказательств этого не приводилось. «Российские преосвящненные», как себя называют епископы-лазаревцы, считают хиротонии РПЦИ для России незаконными, а митрополита Виталия- лишенным своим окружением влияния на события, однако продолжают поминать его как главу РПЦЗ. Центр структуры архиепископа Лазаря находится в г. Одессе.
На территории России расположены епархии:
Одесская — приходы Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Смоленской, Тамбовской областей, а также Украины.
Архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко).
Кубанская — приходы Астраханской и Волгоградской областей, Краснодарского края, Республики Северная Осетия — Алания.
Епископ Черноморский и Кубанский Вениамином (Русаленко).
Новгородская и Тверская — епископ Дионисий (Алферов) (храм свят. Иоанна Шанхайского, поселок Угловка, Окуловского уезда Новгородской области и храм в селе Любытино Новгородской области).
Омская и Сибирская — епископ Тихон (Пасечник), который управляет одной общиной в г. Омске.
(см. также: http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=299&forprint)
Приложение:
Число сторонников РПЦЗ (В)... достигшее своего апогея к зиме-ранней весне 2002 года, начало неуклонно снижаться после официального удаления еп. Михаила Донскова из Канады...
... К весне 2004 года потеряла, по разным данным, от 60 до 70 процентов своей "паствы", причем наибольшую часть среди покинувших ее — составили старые (староэмигрантские) прихожане храмов РПЦЗ, пошедшие "за Владыкой Виталием" из чувства обиды за него, а также поверившие ..., что "лавровцы" (РПЦЗ) "вот-вот соединится с сергианско-экуменистической МП". Уход этой группы был только отчасти скомпенсирован притоком "новоприбывших". В результате сегодня перед нами совершенно иная организация, чем та, которая существовала "под омофором Митрополита Виталия" в 2001-02 годах. Перед нами — практически полностью новоэмигрантская система, в которой старых "зарубежников" можно найти, в основном, среди "клира" и "епископата", где, однако, "старые" также составляют меньшинство...
Одновременно ... выросло число "епископов", однако все они были "хиротонисаны" [здесь же]: ни один архиерей из РПЦЗ или хотя бы из какой-либо "альтернативной" группировки... "под омофор Митрополита Виталия" так и не перешел... Как следствие, единственным законным архиереем ... как был так и остался сам Митрополит Виталий, но зато — образовалась и разрастается самосвятская иерархия, в свою очередь "рукополагающая клириков" и т.д. ... .
[К концу 2004 г. РПЦЗ (В)] ... практически разделена на три враждующих между собою "церкви под омофором Митрополита Виталия":
РИПЦ Архиепископа Лазаря и Вениамина со своей иерархией,
Западно-Европейской епархию Владыки Варнавы (Прокофьева) -
и собственно "мансонвилльскую церковь Роснянской-Жукова", как ее обычно называют противники.
Это разделение нанесло серьезнейший ущерб российским и французской "епархиям" РПЦИ, причем число паствы и клириков у Вл. Варнавы и у РИПЦ продолжает возрастать. Можно сказать, что на стороне "варнавитской" группы — почти все наиболее авторитетные клирики-радикалы во Франции, и значительная часть таковых в России. Напомним, что все эти клирики — настоятели реальных приходов в своих странах. Но самым существенным обстоятельством следует считать то, что в отличие от своих мансонвилльских "собратий" — и Вл. Лазарь, и Вл. Вениамин, и хиротонисанные ими архиереи в России — являются хотя и "отошедшими", но канически-приемлемыми православными епископами.
(http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=28640&cf=)
|
|
|
Изменения названия
|
Русская Православная Церковь в Изнании (РПЦИ) |
с
5.11.
2001 г.
21 век
до
2001 г.
21 век
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|