Биография
Родился около 1870 г. Скончался 28.12.1944 г.
Дата рождения точно не установлена. Место рождения не установлено, но вероятнее всего, что в Латвии. Умер в сане митрофорного протоиерея, в должности настоятеля Рижской Иоановской церкви в Латвии 28 декабря 1944 года через два дня после того, как его выпустили из гестапо и похоронен на кладбище при той же церкви. О родителях ничего не известно, но у него была младшая сестра Александра, которая умерла позже НВ, похоронена, вероятнее всего, на том же кладбище, но не место, ни какие другие данные о ней не известны. НВ был женат на Пассит Зинаиде Григорьевне и у них было четверо детей: Владимир, был зарублен на войне совсем молодым, Борис, журналист, «рижский Гиляровский», описывавший быт и нравы Риги начала и середины 20-ого века, похоронен справа от могилы отца, Людмила, умерла от гриппа в возрасте 24 лет, сразу после свадьбы с польским посланником в Латвии ещё до 1917 года, Ольга род. в 1897 году, жила в Москве, была замужем за Межеричером Л.П.
По свидетельству протоиерея Георгия Тайлова, НВ был родом с Рижского взморья, окончил Рижскую духовную семинарию и слыл хорошим проповедником. Свою службу священником начинал в большой каменной церкви в Гулбенском районе Латвии в Стамериене (Стамерзее) и, вероятно, был полковым священником в Русско-японскую войну. На фотографии видны на груди НВ протоиерейский крест и знаки Рижского духовного училища и Рижской духовной семинарии. Так же видны на фотографии военные медали, но происхождение их пока не установлено.
Из достоверных сведений сохранились документы Петропавловского братства, из которых следует, что он служил в Куймецкой церкви , затем был направлен постоянным священником в Дуббельнскую Свято-Владимирскую церковь, а с 1906 г. он ещё и настоятель Эдинбургской церкви во имя Казанской Божьей Матери в Дзинтари. Дзинтарская Казанская церковь, закрытая и разрушенная в 1962 году, была главной церковью Рижского взморья (Юрмалы), при которой жил священник, весь год обслуживавший и другие церкви этого курорта: Дубултскую Владимирскую и Петро-Павловскую Кемерскую церкви.
Где-то между 1907 и 1910 годами был переведён в Ригу настоятелем Казанской церкви на Иоановском кладбище. Эта церковь была деревянной и маленькой. Приход где он служил, обслуживал район где жили рабочие фарфорового завода Кузнецова. НВ стал собирать пожертвования среди населения для строительства новой каменной церкви. Сам Кузнецов сделал крупное пожертвование, и в 1911 году строительство началось. Эту церковь, проектировал архитектор Лунский, а НВ надзирал над строительством, ведя ежедневные записи в специальной книге, по виду как амбарная. Эта книга велась им до самого конца строительства, и, по рассказам, во время войны хранилась у настоятельницы Рижского женского монастыря матери Евгении Постоцкой. Уже в послевоенные годы его внуку, Межеричеру И.Л. эту книгу показывал настоятель Иоановской церкви о. Глеб Трубицин. Сейчас место её нахождения неизвестно. В 1927 году строительство храма было закончено, оставалось только повесить колокола. Но в этом была своя сложность. Дело в том, что колокола почти всех латвийских православных церквей в 1915 году были сняты и вывезены в Россию. Синод Латвийской Православной Церкви посылает делегацию священников с НВ во главе в Москву с ходатайством о возвращении латвийским церквям колоколов. Л.П.Межеричер (см), зять НВ, был партийным работником в Москве и помог ему в этом деле.Часть колоколов в 1929 году была реэвакуирована в Латвию. В результате этого удалось получить и повесить колокола и на колокольню Иоановской Церкви. Началась Вторая Мировая война и в 1941 году Рига была оккупирована немецко-фашисткими войсками. При отступлении из города были подбиты несколько советских танков, а танкисты убиты. Отцу Николаю, хорошо говорившему по-немецки, удалось получить разрешение у германского начальства Риги похоронить их.
В конце июня 1941 года по семейным преданиями и свидетельству очевидцев (см. Журнал «Вера и жизнь» №1 1995 г.) о. Николай Шалфеев и о. Николай Торопогрицкий похоронили танкистов в братской могиле у вторых ворот православного кладбища на улице Лиела Калну 21. НВ был настоятелем Иоановской церкви до самой смерти, обстоятельства которой трагичны. О. Николай Шалфеев и тот же о. Алексей Торопогрицкий, настоятель соседнего прихода, были арестованы гестапо, а когда их выпустили, то они оба умерли в течении трех дней: о. Алексей Торопогрицкий 27-ого, а о. Николай Шалфеев 28-ого декабря. Мой отец, Межеричер И.Л., освобождал Ригу и занимал в ней один из административных постов время войны. Он рассказывал, что во время немецкой оккупации на территории, вплотную прилегающей к приходам обоих священников, было гетто. О. Николай и о. Алексей помогали евреям тайно покинуть гетто и Ригу. В этой их тайной деятельности принимала участие и мать Евгения Постовская, настоятель монастыря. Беженцы, в основном еврейские дети, переправлялись через Иоанновскую церковь и монастырь прочь из города. Об этом ему рассказывала З.Г.Шалфеева. Во время службы в Риге НВ жил на углу Московской (нечетной ее стороне) и Малой Горной улиц, недалеко от церкви в одноэтажном деревянном доме. Он был фигурой заметной в рижском как духовном, так и светском обществе того времени. Он был настоятелем одного из самых крупных приходов Риги, был председателем Петропавловского братства и был пожалован митрой. В обществе отличался от прочих православных священников хорошим знанием латышского и тем, что был страшным театралом. Именно его приглашал Рижский русский театр служить молебен в начале сезона. Что касается прихода в Дзинтари, то я частенько посещал его и настоятель во время обхода, доверял мне носить кадило, хотя понимал, что я не крещённый. Как-то предложил мне просить родителей креститься, но родители возразили и я не посмел ослушаться. Знаком я был и с настоятелем Храма Христа Спасителя отцом Амвросием, который родом из Киева и был когда-то главным инженером одного из предприятий.
(рассказ одного из участников форума, живущего в Израиле — http://www.norbekov.com/forum/viewtopic.php?p=23439&sid=d0730e2805a5a924207989ccac9e7ec5)
Мой прадед был выдающимся пастырем Русской православной церкви в Риге. Вот рассказ о нем:
Шалфеев Николай Васильевич
Род. около 1870 г.- умер 28.12.1944 г.
Дата рождения не установлена, но приблизительно 1870 год.
Место рождения не установлено, но вероятнее всего, что в Латвии.
Умер в сане Митрофорного протоиерея, в должности настоятеля Рижского Храма Усекновения главы Иоана Предтечи, в простонародье именующейся Иоановской церквью, в Латвии 28 декабря 1944 года через два дня после того, как его выпустили из гестапо и похоронен на кладбище при той же церкви.
О родителях ничего не известно, но у него была младшая сестра Александра, которая умерла позже О. Николая Шалфеева, похоронена, вероятнее всего, на том же кладбище, но не место, ни какие другие данные о ней не известны.
О. Николай Шалфеев был женат на Пассит Зинаиде Григорьевне(см) и у них было четверо детей: Владимир, был зарублен на войне совсем молодым, Борис, журналист, "рижский Гиляровский", описывавший быт и нравы Риги начала и середины 20-ого века, похоронен справа от могилы отца (о нем подробнее см в описании его матери Шалфеевой З.Г.), Людмила, умерла от гриппа в возрасте 24 лет, сразу после свадьбы с польским посланником в Латвии ещё до 1917 года, Ольга,(см.) род. в 1897 году, жила в Москве, была замужем за Межеричером Л.П.,(см.) у неё было двое детей: Игорь (см.) род. 1921 г. и Людмила род. 1927 г., Ольга работала корректором и журналистом, умерла в 1963 году, похоронена в Донском монастыре в Москве.
По свидетельству протоерея Георгия Тайлова, о. Николай Шалфеев был родом с Рижского взморья, окончил Рижскую духовную семинарию и слыл хорошим проповедником. Свою службу священником начинал в большой каменной церкви в Гулбенском районе Латвии в Стамериене (Стамерзее) и, вероятно, был полковым священником в Русско-японскую войну. На фотографии видны на груди о. Николая Шалфеева протоерейский крест и знаки Рижского духовного училища и Рижской духовной семинарии. Так же видны на Фотографии и другие знаки отличия, но происхождение их пока не установленно.
Из достоверных сведений сохранились документы Петропавловского братства в Риге, председателем которого он был, из которых следует, что он служил в Куймецкой церкви, затем был направлен постоянным священником в Дуббельнскую Свято-Владимирскую церковь, а с 1906 г. он ещё и настоятель Эдинбургской церкви во имя Казанской божьей матери в Дзинтари. Дзинтарская Казанская церковь, закрытая и разрушенная в 1962 году, была главной церковью Рижского взморья (Юрмалы), при которой жил священник, весь год обслуживавший и другие церкви этого курорта: Дубултскую Владимирскую и Петро-Павловскую Кемерскую церкви.
Где-то между 1907 и 1910 годами о. Николай Шалфеев был переведён в Ригу настоятелем Казанской церкви на Иоановском кладбище. Приход где он служил, обслуживал район где жили рабочие фарфорового завода Кузнецова. о. Николай Шалфеев стал собирать пожертвования среди населения для строительства новой каменной церкви. Сам Кузнецов сделал крупное пожертвование, и в 1911 году строительство началось. Эту церковь, проектировал архитектор Лунский , а о. Николай Шалфеев надзирал над строительством, ведя ежедневные записи в специальной книге, по виду как амбарная. Эта книга велась им до самого конца строительства, и, по рассказам, во время войны хранилась у настоятельницы Рижского женского монастыря матери Евгении Постоцкой. Уже в послевоенные годы его внуку, Межеричеру И.Л. эту книгу показывал настоятель Иоановской церкви о. Глеб Трубицин. Сейчас место её нахождения неизвестно.
В 1927 году строительство храма было закончено, оставалось только повесить колокола. Но в этом была своя сложность. Дело в том, что колокола почти всех латвийских православных церквей в 1915 году были сняты и вывезены в Россию. Синод Латвийской Православной Церкви посылает делегацию священников с о. Николаем Шалфеевым во главе в Москву с ходатайством о возвращении латвийским церквям колоколов. Зять о. Николая Шалфеева, был партийным работником в Москве и помог ему в этом деле. Часть колоколов в 1929 году была реэвакуированна в Латвию. В результате этого удолось получить и повесить колокола и на колокольню Иоановской Церкви.
Началась Вторая Мировая война и в 1941 году Рига была оккупирована немецко-фашисткими войсками. При захвате города были подбиты несколько советских танков, а танкисты убиты. Отцу Николаю, хорошо говорившему по-немецки, удалось получить разрешение у германского начальства Риги похоронить их. В конце июня 1941 года по семейным преданиями и свидетельству очевидцев (см. Журнал Вера и жизнь? ?1 1995 г.) о. Николай Шалфеев и о. Николай Торопогрицкий похоронили танкистов в братской могиле у вторых ворот православного кладбища на улице Лиела Калну 21.
НВ был настоятелем Иоановской церкви до самой смерти, обстоятельства которой трагичны. О. Николай Шалфеев и тот же о. Алексей Торопогрицкий, настоятель соседнего прихода, были арестованы гестапо, а когда их выпустили, то они оба умерли в течении трех дней: о. Алексей Торопогрицкий 27-ого, а о. Николай Шалфеев 28-ого декабря. Мой отец, Межеричер И.Л., освобождал Ригу и занимал в ней один из административных постов время войны. Он рассказывал, что во время немецкой окупации на территории, вплотную прилегающей к приходам обоих священников, было гетто. О. Николай и о. Алексей помогали евреям тайно покинуть гетто и Ригу. В этой их тайной деятельности принимала участие и мать Евгения Постовская, настоятель монастыря. Беженцы, в основном еврейские дети, переправлялись через Иоановскую церковь и монастырь прочь из города. Об этом ему рассказывала З.Г.Шалфеева.
Во время службы в Риге о. Николай Шалфеев жил на углу Московской (нечетной ее стороне) и Малой Горной улиц, недалеко от церкви в одноэтажном деревянном доме. Он был фигурой заметной в рижском как духовном, так и светском обществе того времени. Он был настоятелем одного из самых крупных приходов Риги, был председателем Петропавловского братства и был пожалован митрой. В обществе отличался от прочих православных священников хорошим знанием латышского и тем, что был страшным театралом. Именно его приглашал Рижский русский театр служить молебен в начале сезона.
Имя о. Николая Шалфеева не забыто среди православных прихожан и служителей церкви. За его могилой даже сейчас, почти шестьдесят ле спустя после его смерти ведется очень хороший уход. В свою поездку в Ригу я встретился со многими людьми, интересующимися судьбой о. Николая Шалфеева, почитающими его или, даже, встречавшими его.
Протоерей Григорий Тайлов, человек очень пожилой, но поразивший меня хорошей памятью, встречался весной 1939 года с о. Николаем по поводу своего вступления в члены Петропавловского братства. Он помнит эту встречу хорошо и при личной беседе и в нескольких письмах ко мне сообщил важные и интересные факты.
Есть интерес к судьбе о. Николая Шалфеева и в кругах историков. Я встречался с рижским преподавателем и ученым Александром Гавриловым, и, его сведения о о. Николае Шалфееве исправили многие исторические неточности в его судьбе.
С уважением
Андрей Межеричер, правнук о. Николая
"Email" = festpartiet@home.se
9.09.2005
Послужной список, уточняющий данные биографии:
О. Николай Шалфеев родился в местечке Эжумуйже Венденского уезда Шуенской волости, 20 января 1863 года.
· Определён псаломщиком к Нитауской (Нитауре) церкви с 24 октября 1885 года.
· Посвящён в диакона 21 октября 1890 года ,
· Рукоположен во священника к Голгофской церкви с 22 октября 1890 года,
· Перемещён к Стомерзейской(Стамериена) церкви с 4 апреля 1899 года,
· Состоял председателем Керстенбемского благочиния по земельной комиссии с 1898 по 1903г.г.
· Состоял членом строительного комитета по постройке Стомерзейской церкви с 17.01.1902 по 4 июня 1904 годов,
· Состоял Керстенбемским (Карздаба) благочинным священником с 7 марта 1904 по 17 мая 1906 годов.
· Перемещён к Куймецкой (в Эстонии) церкви с откомандированием к Дуббельнской церкви на Рижском взморье 17 мая 1906 года. Это приход Рижского Петро-Павловского братства (на взморье) во имя равноапостольного князя Владимира
· Состоял членом комитета по постройке Шлокского городского училища с 1.06.1910 по 1.11.1911 г.г
· Состоит штатным законоучителем при Шлокском высшем начальном училище с 1 января 1909г.
· Содержание от казны получал в 1909 году по 1300 рублей в год
и как законоучитель Шлокского (Слока) высшего начального училища получает 500 рублей в год .
· Перемещён к Эдинбургской (Дзинтари) церкви с 1 января 1913 года.
· В это же время состоял настоятелем Домовой церкви на Архиерейской даче в Бильцерингсгофе во имя Прп. Агафангела
· А так же настоятелем Кеммернской церкви во имя Петра и Павла принадлежащей Кеммернскому курортному управлению
· Назначен священником полка офицерской кавалерийской школы в г. Рига в начале 1916 года (на время войны)
· эвакуировался из Риги ,со всею своей семьёю в Москву летом 1916 года и поступил в Московскую Духовную Академию
· вернулся в Ригу весной 1921 года и с 04.04.1921 г. назначен в настоятелем в Иоанновскую церковь.
· С 1926 по 1936 годы — Член Ревизионной комиссии Синода Латв. Прав. Церкви
· С 01.08.1932г. начал получать пенсию. Ему расчитана пенсия в 195 латов 84 сантима
· 8 февраля 1938 года он попросился вновь на службу в Иоанновский Рижский приход, о чем есть прошение в архиве.
Награждён :
· Набедренником — 29.октября 1892 года.
· Скуфьею -12 января 1898 года.
· Камилавкою — 06 мая 1904 года.
· Наперстным крестом — 06 мая 1911 года.
· Орденом Святой Анны 3-й степени — 06 мая 1914 года
· Саном Протоиерея — 06 мая 1916 года.
· Медалью «В память царствования Императора Александра 3-го»
· Медалью «В память 300 летия царствования Дома Романовых»
· Орденом Святой Анны 2-й степени ПРИКАЗОМ по 12 -й армии от 23 марта сего 1916 года № 318 За отличную и усердную службу и труды понесённые во время ВОЙНЫ
· Палицей — состоящего в числе студентов Указом Святейшего Синода от 5/18 дня декабря 1920 года № 3171,
· Наперстным крестом с дорогим камнем — в 1925 году
· ?- в 1929 году
· Митрой — Указом Синода Латвийской Православной церкви № 3043 от 2 ноября 1936 года
· правом служения Божественной Литургии с открытыми Царскими вратами до «Отче наш» Указом от 10 сентября 1941 года № 308 г. Митрополита Литовского и Виленского Экзерхат Латвийский и Эстонский
Образование:
· Рижское духовное училище
· Окончил курс Рижской Духовной семинарии по 2-му разряду в 1884 году 18 июня.
· Окончил Московскую Духовную Академию в 1921 году
Семейное положение:
Женат:
Пассит Зинаида Григорьевна, родилась 26 апреля/ 9 мая 1868 года в Ревеле.(Таллин).
Дети:
Борис- род. 27 сентября 1891 года в Галгауске. (Журналист газеты"Сегодня" в Риге 1920-1940 годы), выпускник Рижского духовного училища 1905 года
Ольга — род.12 апреля 1893 года в Галгауске. .
Людмила — род. 1 октября 1897 года в Галгауске
Александр –род. 22 октября 1899 года в Стамериене
(послужной список поступил 2.01.08)
|